пʼятниця, 18 січня 2013 р.

Крещение Господне — иконы, фрески, мозаики


Празднование Богоявления появилось в Церкви одним из первых. До IV века празднования Крещения и Рождества составляли единое торжество, посвященное Воплощению, пришествию в мир Спасителя. Первое изображение Крещения, находящееся в римских катакомбах, появилось еще до разделения единого чествования Богоявления на два самостоятельных торжества. Фреска, правая часть которой утрачена, обычно датируется III веком.
Фреска из римских катакомб. III в.
Фреска из римских катакомб. III в.
Так как изображен крещающийся отрок, а не взрослый муж, в научной среде существует предположение, что вся сцена представляет не Крещение Иисуса Христа во Иордане, а обряд крещения какого-то новообращенного юноши. Но в III-IV веках Христа часто изображали не средовеком, а именно юношей. Иконография Спасителя еще только разрабатывалась, окончательное установление канонического изображения произошло позже. Образ молодого безбородого Христа, совершающего чудотворения «юного Бога» был понятен воспитанному в античной культуре человеку, поскольку такая трактовка традиционно передавала идею вечности Божества.
Предполагают, что небольшой рост и детские черты лика Спасителя могут объясняться попыткой намекнуть в изображении Крещения и на события Рождества Христова. Собственно, само Рождество в III веке еще, видимо, не изображалось, а поскольку оба события праздновались в один день, то художнику вполне допустимым могло казаться изображение Христа чуть ли не Младенцем. Таким образом, верующий, глядя на один образ, вспоминает два Евангельских события.

В пользу того, что фреска представляет Крещение именно Спасителя, говорит и изображение Духа Святого в виде голубя. Рука Предтечи на главе Спасителя — деталь, заимствованная из практики совершения Таинства Крещения. В Евангелии не сказано, возлагал ли Иоанн руку на главу Господа, но, так как это один из ярких, запоминающихся богослужебных жестов, он включается в иконографическую схему.
В других раннехристианских памятниках, например, на выполненном из слоновой кости окладе Миланского Евангелия, можно наблюдать тот же различный масштаб при изображении фигур Иоанна Крестителя и Христа.
Оклад Евангелия. 2-ая половина V в. Сокровищница Дуомо, Милан, Италия. Фрагмент
Оклад Евангелия. 2-ая половина V в. Сокровищница Дуомо, Милан, Италия. Фрагмент
Предтеча сказал о Христе: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин.3:30). Возможно, особенность масштаба фигур — это завуалированный способ изображения пророчества Иоанна о том, что он свою миссию исполнил: его проповедь на земле завершается, его ожидают заключение и казнь, в то время как проповедь Спасителя только начата.
В середине — второй половине V века на мозаиках сводов двух баптистериев, сохранившихся в городе Равенне, в водах реки появляется образ полуобнаженного седого старца с ветвью в руке. Это олицетворение (персонификация) реки Иордан.
Мозаика свода Арианского баптистерия. Конец Vв. Равенна, Италия
Мозаика свода Арианского баптистерия. Конец Vв. Равенна, Италия
В ранний период подобные изображения встречаются в искусстве наиболее эллинизированных областей империи, там, где был навык к отвлеченному восприятию таких аллегорических деталей. В восточных областях, где искусство стремилось к соблюдению принципа, который можно назвать своеобразным «историзмом» или «реализмом», несуществующие персонажи не изображались, тем более такие, которые могли вызвать ассоциации с языческой мифологией, наполненной всяческими духами стихий: наядами, дриадами, фавнами.
Мозаика монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316-1321 г. Стамбул, Турция
Мозаика монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316-1321 г. Стамбул, Турция
В искусстве византийской эпохи постепенно был достигнут определенный компромисс. Старец, символизирующий Иордан, изображался, более того: в поздневизантийский период добавилось изображение женской фигуры (иногда верхом на дельфине) — символ моря. Но обе эти фигуры сильно измельчали по сравнению с равеннскими «полнокровными» персонификациями и заняли второстепенную нижнюю зону композиции. Зачастую они едва заметны среди речных волн, поскольку написаны оттенками синего цвета. Помещенные вместе эти два персонажа иллюстрируют слова 133 псалма, в которых сокрыто пророчество о Крещении: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс. 113, 3).
Самое раннее дошедшее до нас изображение Богоявления, выполненное на доске — сцена на крышке реликвария, найденного в римской капелле Санкта Санкторум. Это произведение было создано в конце VI века в восточной части империи, может быть, в Палестине.
Реликварий капеллы Санкта Санкторум. VI в. Музеи Ватикана. Фрагмент
Реликварий капеллы Санкта Санкторум. VI в. Музеи Ватикана. Фрагмент
Христос изображается в соответствии с Евангельским повествованием средовеком, с бородой. По сторонам от Него помещены фигуры двух ангелов, Иоанна Предтечи и апостолов Андрея и Иоанна. Над Спасителем написан Дух Святой в виде голубя, исходящий от десницы Бога Отца. Образ десницы позволяет решить сложную задачу изображения неизобразимого — Отчего гласа с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17).
Для раннехристианского, а потом и византийского искусства характерно изображение Христа в сцене Крещения обнаженным. В данном случае нагота не может быть отголоском эллинистической традиции. Христос предстает нагим как в произведениях областей, имевших давние традиции изображения обнаженного тела, так и в памятниках сиро-палестинского региона, такого прошлого не имеющего, и всегда более «строгого». Христос изображается нагим, как Адам в Эдемском саду. Этим подчеркивается, что Христос — новый Адам, совершенный Богочеловек, пришедший спасти род людской от власти смерти и греха. Только произведениях XV века Христа начинают изображать в препоясании.
В произведениях средневизантийского времени усиливается повествовательный аспект изображения. Например, на мозаике собора Осиос Лукас изображены древо и секира — указание на пророчество Предтечи «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10).
Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е гг. XI в. Греция
Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е гг. XI в. Греция
Наполнение композиции второстепенными деталями делает ее несколько дробной, многословной, «шумной». Помимо двух апостолов и ангелов начинают изображаться пришедшие креститься от Иоанна люди. Некоторые снимают одежды на берегу, другие — уже плывут по реке. На многих иконах в водах плещутся не только рыбы, но и отроки.
На созданной в XIV веке иконе из собрания Национального музея в Белграде вверху, на фоне небесного сегмента, изображаются ангельские силы и открытые врата, что по мысли художника должно иллюстрировать евангельские слова о разверзшихся небесах. На вершинах горок написаны две небольшие фигуры, держащие сосуды, из которых льется вода. Это олицетворения источников Иора и Дана, которые, согласно преданиям, сливаясь, образовывали Иордан.
Икона. Середина XIV века, Национальный музей, Белград
Икона. Середина XIV века, Национальный музей, Белград
В памятниках позднего Средневековья вполне традиционное изображение десницы в небесном сегменте заменяется неканоническим образом Бога Отца.
Мозаика свода баптистерия православных. Около середины V в. Равенна, Италия
Мозаика свода баптистерия православных. Около середины V в. Равенна, Италия
Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. VI в. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения
Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. VI в. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения
Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренц, Италия Фрагмент
Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренц, Италия Фрагмент
Хлудовская Псалтирь. Середина IX в. ГИМ, Москва
Хлудовская Псалтирь. Середина IX в. ГИМ, Москва
Диптих из слоновой кости. Византия. Конец Xв. Государственный Эрмитаж, Спб. Фрагмент
Диптих из слоновой кости. Византия. Конец Xв. Государственный Эрмитаж, Спб. Фрагмент
Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия, Турция
Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия, Турция
Мозаика собора монастыря Неа Мони на о.Хиос. 1042-1056 г. Греция
Мозаика собора монастыря Неа Мони на о.Хиос. 1042-1056 г. Греция
Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция
Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция
Миниатюра Евангелия Апракос 2-ая половина XII в. ГИМ, Москва. Фрагмент
Миниатюра Евангелия Апракос 2-ая половина XII в. ГИМ, Москва. Фрагмент
Икона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент
Икона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент
Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент
Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент
Икона. Начало XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай
Икона. Начало XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай
Мозаика собора Сан-Марко. XIII в. Венеция, Италия. Фрагмент
Мозаика собора Сан-Марко. XIII в. Венеция, Италия. Фрагмент
Пластина царских врат. XIII - XIV в. Из городища Старая Рязань
Пластина царских врат. XIII - XIV в. Из городища Старая Рязань
Васильевские врата новгородского собора Св. Софии. 1336 г. Собора Александровского Успенского монастыря. Фрагмент
Васильевские врата новгородского собора Св. Софии. 1336 г. Собора Александровского Успенского монастыря. Фрагмент
Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408г. Государственный Русский Музей, Спб.
Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408г. Государственный Русский Музей, Спб.
Двусторонняя икона-таблетка 2-ая четверть XVв. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник
Двусторонняя икона-таблетка 2-ая четверть XVв. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник
Пелена. 1580-е годы. Государственный Эрмитаж, Спб.
Пелена. 1580-е годы. Государственный Эрмитаж, Спб.
Икона. Русский Север. Конец XVI - нач.XVII в. ЦМДРИ им. Андрея Рублева, Москва
Икона. Русский Север. Конец XVI - нач.XVII в. ЦМДРИ им. Андрея Рублева, Москва
Мастер Михаил. Икона из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Нач. XVII в. Государственный Русский Музей, Спб.
Мастер Михаил. Икона из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Нач. XVII в. Государственный Русский Музей, Спб.
Богоявление с предстоящими святыми. Конец XVIII - нач.XIX в. Рыбинский музей-заповедник
Богоявление с предстоящими святыми. Конец XVIII - нач.XIX в. Рыбинский музей-заповедник
Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304-1306 г. Падуя, Италия
Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304-1306 г. Падуя, Италия
Пьеро делла Франческа. Около 1450г. Национальная галерея. Лондон, Великобритания
Пьеро делла Франческа. Около 1450г. Национальная галерея. Лондон, Великобритания
Андреа дель Верроккио, Леонардо да Винчи. 1472 – 1475 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Андреа дель Верроккио, Леонардо да Винчи. 1472 – 1475 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Доменико Гирландайо. Фреска церкви Санта Мария Новелла. Ок. 1486-1490 г. Флоренция, Италия
Доменико Гирландайо. Фреска церкви Санта Мария Новелла. Ок. 1486-1490 г. Флоренция, Италия
Иоахим Патинир. 1515 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия
Иоахим Патинир. 1515 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия
Камиль Коро. 1847 г. Церковь св.Николая в Шардонне, Париж, Франция
Камиль Коро. 1847 г. Церковь св.Николая в Шардонне, Париж, Франция

1 коментар:

  1. 19 січня після літургії в м. Ірпінь відбудеться хрещенське купання. Всі бажаючі взяти участь пишіть мені)

    ВідповістиВидалити