Константинопольский Патриарх Варфоломей много ездит по свету. Это связано не только с тем, что его паства разбросана по самым разным уголкам земного шара. Значительное место в графике Патриарха Варфоломея занимают экуменические встречи, благодаря которым Константинопольский престол играет важнейшую роль в межхристианском и межрелигиозном диалоге.
Это была уже третья встреча Патриарха Варфоломея с Бенедиктом XVI (предыдущие две состоялись в ноябре 2006 года в Стамбуле и в октябре 2007 года в Неаполе), однако на сей раз братское целование двух князей Церкви вызвало в православном мире сильное брожение умов. За спорами о том, допустимо ли православному Патриарху молиться вместе с Папой, остались малозаметными события в самом Константинопольском Патриархате, где во второй половине февраля произошла настоящая «кадровая революция».
Дело в том, что тот из епископов Константинопольского Патриархата, который во время многочисленных поездок Варфоломея I по миру остается «за главного» на Фанаре (район Стамбула, где расположена резиденция Вселенского Патриарха. – «НГР»), может считаться вторым по влиятельности иерархом в этой Церкви. Уезжая в феврале в Женеву, Патриарх Варфоломей назначил своим заместителем митрополита Феодорупольского Германа. Тогда о своем несогласии с этим решением и нежелании подчиняться патриаршему назначенцу заявил митрополит Севастийский Димитрий.
Вернувшись из Швейцарии, Варфоломей потребовал у главы своей личной канцелярии объяснений. Как сообщил Интерфакс со ссылкой на агентство Romfea, митрополит Димитрий в ответ попросил назначить его на престижную кафедру митрополита Халкидонского. Получив отказ, он подал в отставку, которая была принята. После этого в знак солидарности с митрополитом Димитрием подал в отставку с поста секретаря Священного Синода митрополит Филадельфийский Мелитон. К удивлению наблюдателей, Варфоломей принял и эту отставку.
Наконец, своей должности лишился великий протосингел (управделами) Константинопольского Патриархата митрополит Иконийский Феолипт. Три уволенных митрополита – Димитрий, Мелитон и Феолипт – занимали свои должности в течение долгого времени, более десяти лет каждый. Вселенский Патриархат в одночасье лишился своей административной верхушки. Одновременно кардинально изменился и состав Священного Синода.
В Константинопольской Церкви, как и везде, незаменимых не существует. На должность секретаря Священного Синода, которую занимал митрополит Мелитон, был назначен архимандрит Элпидофор, а на должность управляющего делами – патриарший архидьякон Стефан. Личную же канцелярию после ухода митрополита Димитрия Патриарх Варфоломей собирается и вовсе упразднить.
В Константинопольской Церкви, как и везде, незаменимых не существует. На должность секретаря Священного Синода, которую занимал митрополит Мелитон, был назначен архимандрит Элпидофор, а на должность управляющего делами – патриарший архидьякон Стефан. Личную же канцелярию после ухода митрополита Димитрия Патриарх Варфоломей собирается и вовсе упразднить.
Митрополит Феодорупольский Герман, с назначения которого заместителем Патриарха во время его женевского визита началась «кадровая революция», тоже не извлек никаких выгод из этой ситуации. На время своего отъезда в Рим Варфоломей назначил своим новым заместителем не его, а молодого митрополита Мириофитосского и Перистасисского Иринея.
Будучи уже довольно пожилым человеком (29 февраля ему исполнилось 70 лет), глава Константинопольского Патриархата продемонстрировал своему окружению, что только он вправе принимать те или иные кадровые решения и решать, куда плыть кораблю Церкви. До сего времени Варфоломею был присущ образ демократичного в управлении церковными структурами иерарха. Три громкие отставки, обсуждавшиеся в греческой и турецкой прессе, указали скорее на авторитарный стиль его руководства.
Будучи уже довольно пожилым человеком (29 февраля ему исполнилось 70 лет), глава Константинопольского Патриархата продемонстрировал своему окружению, что только он вправе принимать те или иные кадровые решения и решать, куда плыть кораблю Церкви. До сего времени Варфоломею был присущ образ демократичного в управлении церковными структурами иерарха. Три громкие отставки, обсуждавшиеся в греческой и турецкой прессе, указали скорее на авторитарный стиль его руководства.
И немудрено: для того чтобы оставаться реальным лидером в атмосфере вечных византийских интриг, Константинопольскому Патриарху необходимо иметь в запасе не только пряники, но и кнут – и уметь им пользоваться, не переступая при этом границ дозволенного. Все-таки времена средневековой Византии, когда опальных иерархов в подобных случаях ссылали в отдаленные обители в качестве простых монахов, давно прошли. Положение явно изменилось в пользу уволенных: их только отстранили от дел, но не лишали сана и связанных с ним привилегий. Иначе и быть не могло – ведь канонических правил они никоим образом не нарушали.
Кроме того, Константинопольский Патриархат, подобно Церквам Запада, изо всех сил старается быть современным, в частности придерживаться принятой в Европе этики труда. Однако это входит в известное противоречие со сложившейся в Церкви традицией, подразумевающей полную власть епископа над своими подчиненными.
«Фанар вошел в новый период своей истории», – так комментирует кадровые перестановки Патриарха Варфоломея агентство Romfea. Пока не известно, каким образом реорганизация высшего управления Константинопольского Патриархата отразится на его политике. Ясно одно: Патриарх Варфоломей прекрасно умеет совмещать теплые экуменические встречи в ходе зарубежных поездок и византийские интриги с весьма крутым «разбором полетов» у себя дома.
«Фанар вошел в новый период своей истории», – так комментирует кадровые перестановки Патриарха Варфоломея агентство Romfea. Пока не известно, каким образом реорганизация высшего управления Константинопольского Патриархата отразится на его политике. Ясно одно: Патриарх Варфоломей прекрасно умеет совмещать теплые экуменические встречи в ходе зарубежных поездок и византийские интриги с весьма крутым «разбором полетов» у себя дома.
Немає коментарів:
Дописати коментар