пʼятниця, 20 січня 2012 р.

Свет и правда


«Свет пришёл в мир…»

Праздник Крещения или Богоявления имеет также еще одно название – Просвещения. «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» (Ин. 1, 9-10). С приходом Света истины в этом мире уже оказалось невозможным жить в точности так, как раньше.
Это не значит, что зла после воплощения Слова стало меньше, чем было, но произошла еще большая поляризация разнонаправленных сил. Явившийся Свет высветил, открыл помышления многих сердец (см. Лк. 1, 35).«Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3, 19-21).

Об этом свете пророчествовал Исайя (9, 1-2): «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет».
Евангелист Матфей, цитируя Исайю по греческой Септуагинте, немного видоизменяет это пророчество, заменяя будущее время на прошедшее («сидящим во тьме и тени смертной воссиял свет» — Мф. 4, 16): пророчество уже исполнилось во Христе, вышедшем на проповедь вскоре после крещения и обосновавшемся в Капернауме. Это пророчество осмысливается в главном богослужебном песнопении предшествующих празднику Крещения дней – тропаре Предпразднства:
Готовися, Завулоне, / и красуйся, Неффалиме, / Иордане реко, стани, / подыми, взыграя, креститися грядуща Владыку. / Веселися, Адаме с праматерию, / не крыйта себе, якоже в раи прежде, / ибо, наги видев вы, явися, / да облечет в первую одежду: / Христос явися, всю тварь хотя обновити.
Рус. перевод:
Готовься, Завулон, и красуйся, Неффалим,
Иордан-река, остановись!
Прими, ликуя, идущего креститься Владыку.
Веселитесь, Адам с праматерью,
не скрывайтесь, как в раю прежде,
ибо, увидев вас нагими, Он явился,
чтобы облечь в первозданную одежду.
Христос явился, всё творение хотя обновить.
Тема света обозначена и в кондаке самого праздника:
Явился еси днесь вселенней, / и свет Твой, Господи, знаменася (запечатлелся) на нас, / в разуме поющих Тя: / пришел еси и явился еси, / Свет Неприступный.
Поучительна дальнейшая судьба того самого города приморского пути Галилеи языческой, в котором Иисус провел так много времени: «И ты, Капернаум, до неба ли ты будешь вознесён? Да ада ты будешь низвергнут; потому что, если бы в Содоме были совершены чудеса, совершившиеся в тебе, он остался бы до сего дня» (Мф. 11, 23; в переводе епископа Кассиана (Безобразова)).
Воистину, людям этой страны воссиял свет, но без всякой для них пользы, поскольку не был ими воспринят! Всякий человек может нести в себе божественный отсвет, тем более после обращения ко Христу, однако Иисус предупреждает: «Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лк. 11, 35).

«Исполнить всякую правду…»

Когда Иисус приходит к Иордану, согласно евангельскому повествованию, каждый раз при чтении мы находим не очень понятные слова. Иоанн Предтеча, недоумевая, восклицает: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На что Иисус отвечает: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15).
Что это за «всякая правда» или, по-другому, «всякая праведность» (δικαιοσύνη) и в чем она?.. Зачем вообще Иисусу нужно было это крещение в Иордане, в котором Он нисколько не нуждался?
Традиционное толкование обычно указывает, что Христос как законодатель Сам исполняет закон, чтобы освободить от проклятия, связанного с неисполнением его людьми.
«Я пришел разрешить клятву, лежащую на вас за преступление закона; потому должен прежде сам исполнить весь закон и освободить вас от осуждения, и таким образом прекратить действие закона. Итак, Мне надлежит исполнить весь закон, потому что Я должен разрешить проклятие, написанное против вас в законе. Для того-то Я и принял плоть, и пришел в мир» (Иоанн Златоуст, беседа 12 на Матфея евангелиста).
Но остается непонятным, как в данном случае мог быть исполнен закон?
Преп. Ефрем Сирин в толковании на Четвероевангелие уже больше проясняет ситуацию:
«И говорит: «оставь теперь», — дабы не входить вором во двор овчий и чтобы постыдить фарисеев, которые по гордости презирали крещение Иоанна, и вместе с тем почтить смирение своего вестника, как сказано: «Всякий, кто унижает себя, возвысится». И поскольку Иоанн объявил: «я недостоин развязать ремень обуви Его», то Господь наш взял его десницу и возложил на главу Свою».
Почему фарисеи презирали Иоанново омовение? Хотя бы потому, что оно предназначалось отнюдь не для правоверных иудеев.
«В Ветхом Завете вода употреблялась для обряда твилы. «Твила» в переводе означает «священное омовение». Когда это было нужно? Когда человек, язычник, обращался к единому истинному Богу, когда он входил в ветхозаветную общину, хотя она, как вы уже знаете, в древности была ограничена этническими рамками израильско-иудейского и соседних народов. Но со времени эллинизма, скажем, со II века до Рождества Христова, до нашей эры, уже множество сирийцев, греков, римлян принимали религию Ветхого Завета. И когда они входили в эту общину ветхозаветную, они получали название «гярим» — пришельцы, по-гречески они назывались прозелитами» (прот. Александр Мень, из бесед на Никео-Цареградский Символ Веры).
Но Иоанн Креститель (буквально – «Омыватель») даёт всем понять, что раз приблизилось Царство Небес, то в покаянном омовении нуждается ВЕСЬ Израиль, а не только обращающиеся язычники! Что, понятное дело, могло возмущать разных книжников и богословов Израиля того времени. И вот тут-то приходит Иисус и ставит Себя в один ряд с последними язычниками-прозелитами, требуя омовения от Иоанна! Он принимает образ последнего раба, готового послужить всем и принять на Себя грехи всех. В этом и состояла та высшая правда, которую Он пришел исполнить.
Об этом поется, в частности, при великом водоосвящении праздника:
Ко гласу вопиющаго в пустыни: / уготовайте путь Господень, / пришел еси, Господи, зрак рабий приим, / Крещения прося, не ведый греха. / Видеша Тя воды и убояшася. / Трепетен бысть Предтеча и возопи, глаголя: / како просветит светильник Света? / Како руку положит раб на Владыку? / Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех.
Рус. перевод: «Ко гласу вопиющего в пустыне: «Приготовьте путь Господу», пришел Ты, Господь, принявший образ раба, прося о крещении, не зная греха. Увидели Тебя воды и убоялись, в трепет пришел Предтеча и воскликнул, говоря: «Как светильник просветит Свет? Как возложит руку раб на Владыку? Освяти меня и воды, Спаситель, подъемлющий мира грех!» (перевод иером. Амвросия (Тимрота)).
В этом крещении Спасителя прозревается будущая тайна Голгофской жертвы. Здесь крест присутствует до распятия! Потому не случайно греческое слово «ваптизма», обозначающее омовение, переведено славянским «крещение», поскольку это уже не дословный перевод, а богословское толкование.
В позднейшие времена на всех омытых во имя Иисуса Христа и всей Святой Троицы стал возлагаться нательный крестик, очевидно, во исполнение евангельских слов: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).
Апостол Павел пишет: «Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13, 12). Фактически это повторение и раскрытие того, к чему призывал Иоанн Предтеча, — «покайтесь», то есть обратитесь к свету и образумьтесь.
Этот призыв остается по-прежнему злободневным не только для номинальных христиан, часто даже не знающих, во что же или в Кого они крестились и приняли ли они Святого Духа (см. Деян. 19, 1-6), но и для вполне церковных православных. И только подражая божественному смирению, можно стать причастниками немеркнущего света Святой Троицы: «Во свете Твоем узрим свет» (Пс. 35, 10).
Явился еси в мире, Иже мир Сотворивый, да просветиши во тьме седящия, Человеколюбче, слава Тебе!

Немає коментарів:

Дописати коментар