понеділок, 16 січня 2012 р.

Кинокритика: Нет, Финчер не снял новый шедевр


Микаэл Блумквист (Дэниел Крэйг) – талантливый журналист и правдоруб, не дающий спокойно спать по ночам богатым жуликам, больно ударяется о бетонную стену несправедливой реальности. Попытка обвинить известного миллиардера в незаконных махинациях и преступных связях заканчивается для него потерей всех сбережений и тяжким трудом нажитой репутации.
Смирившись с поражением и бесславным концом карьеры, Блумквист внезапно получает шанс поправить свое материальное положение и вернуть доброе имя. Его персоной заинтересовался богатый промышленник Хенрика Вангер (Кристофер Пламмер), который вот уже 40 лет пытается разгадать загадку: куда подевалась его племянница, подававшая большие надежды девчонка Харриет. Дядя полагает, что ее убил кто-то из его многочисленной семьи ненормальных богатеев, каждый второй из которых хранит под подушкой портрет Гитлера.
Взамен на расследование, новоявленный работодатель предлагает герою кучу денег, уютный домик в окружении богатых родственников-нацистов и документы, способные спасти репутацию Блумквиста.

В это же время, 23-летняя суперхакер с феноменальной памятью Лисбет Саландер (Руни Мара), состоящая на обеспечении государства, проходит все круги бюрократического ада, пытаясь выпросить у Родины денег на новый ноутбук, еду для себя и бензин для старого мотоцикла марки «Хонда».
Государство присматривает за ней неспроста. Будучи ребенком, она заживо сожгла своего отца-насильника. С тех пор на насильников ей сильно «везет». Единственный нормальный мужик в ее жизни – Блумквист, который просит юное дарование помочь ему в расследовании.
«Помоги мне найти убийцу девушек», - просит герой и лесбиянка Лисбет не в силах отказать ему в просьбе.

После «Социальной Сети» Финчер вернулся к своей излюбленной тематике – триллерам про маньяков-убийц. Здесь он признанный мастер. Сцены насилия поданы с таким градусом безжалостной достоверности, что особо впечатлительные натуры захотят покинуть сеанс задолго до завершения фильма. Кроме шуток, «Девушка» - местами очень жесткий фильм.
Местами. Насилия здесь не так уж и много – большую часть времени герои копаются в бумагах, разглядывают архивные снимки, болтают с подозреваемыми.
Закрытый клуб родственников-миллионеров, питающих друг к другу в лучшем случае неприязнь, а в худшем ненависть – очень благодатная почва для детективного триллера и жаль, что Финчер не реализовал весь потенциал материала. За редким исключением подозреваемые оказываются очень скучными и немногословными личностями, которые совершенно не запоминаются.

Не слишком отстает от них и сам Блумквист. Может он и гениальный журналист и сыщик, но это не мешает ему быть редкостным занудой, хлюпиком и немного аморальным типом.
На фоне этой серости, его напарница выглядит как панк на приеме у скряги-олигарха, но такой диссонанс не делает картину лучше - Лисбет тоже весьма неприятный персонаж – ни жалости, ни симпатии она как-то не вызывает. Сложно питать симпатию к человеку, у которого всегда одно испуганно-агрессивное выражение лица и назойливая манера обрывать реплики собеседника на полуслове.
Еще хуже то, что этот дуэт несовместимых личностей слишком быстро находит разгадку, а дальнейшее развитие событий может усыпить своей банальностью. Но, при просмотре 

«Девушки» вы вряд ли сумеете вздремнуть – у Финчера уникальный талант выстраивать напряженные сцены, от которых нервы вытягиваются по струнке, а глаза лихорадочно шарят по экрану. Этот фильм можно упрекать за многое, но только не за его холодную напряженную эстетику, которая угнетает, подавляет, но не дает возможности отвернуться от экрана, даже когда никакой интриги уже и нет вовсе.
Ее нет, потому что главную загадку и идею фильма понять очень просто. Все всех насилуют – вот как она звучит. Мужчины насилуют женщин, общество насилует личность, порядок насилует хаос, власть насилует правду.

В «Девушке» выстраивается диковатая и жуткая в своей простоте картина мира, где взаимоотношения между людьми, за редким исключением, невозможны без боли и страданий. Единственный способ избежать их – стать таким как все, принять правила игры.
И тогда это будет уже не насилие, а обоюдная договоренность.
Но стоит ли оно того?

1 коментар: