вівторок, 17 січня 2012 р.

Государственное устройство и политическая система Ирана (Исламская Республи­ка Иран)


В свете нынешней шумихи вокруг Ирана немного о его политическом устройстве, внешней и внутренней политике, армии и ее возможностях читайте в нашем блоге.

Иран — теократическая республика, имеющая эле­менты религиозной и республиканской власти. 

Конституция принята в 1979, в 1989 в неё были вне­сены поправки, усилившие полномочия президента и узаконившие создание органа, регулирующего от­ношения между меджлисом и Наблюдательным со­ветом (НС).

В административном отношении страна делится на 28 останов (провинций), которые подразделяются на 282 шахрестана, в свою очередь включающих 742 бахша. Останы — Восточный Азербайджан (сто­лица Тебриз), Западный Азербайджан (Урмийе), Ардебиль (Ардебиль), Исфахан (Исфахан), Элам (Элам), Бушехр (Бушехр), Тегеран (Тегеран), Чахар-махал и Бахтиария (Шахрекорд), Хорасан (Мешхед), Хузестан (Ахваз), Зенджан (Зенджан), Семнан (Сем-нан), Систан и Белуджистан (Захедан), Фарс (Ши­раз), Казвин (Казвин), Кум (Кум), Курдистан (Се-нендедж), Керман (Керман), Керманшах (Керман-шах), Кухгилуйе и Боерахмад (Ясудж), Голестан (Горган), Гилян (Решт), Лурестан (Хоррамабад), Мазандеран (Сари), Центральный (Арак), Хормозган (Бендер-Аббас), Хамадан (Хамадан), Йезд (Йезд).

В стране 724 города, в 5 городах население превы­шает 1 млн чел. Тегеран является крупнейшим адми­нистративным, культурным и финансово-промыш­ленным центром страны, Исфахан (1,5 млн) — центр металлургии и нефтехимии, Тебриз (1,4 млн) — сто­лица Восточного Азербайджана и военно-промыш­ленный центр, Шираз (св. 1 млн) — культурно-ис­торический и промышленный центр, Мешхед (ок. 2 млн) и Кум (более 800 тыс.) — крупные исламские центры.

Главный принцип, обеспечивающий легитимность исламской власти, — принцип «велаяте факих», на ос­новании которого высшим государственным лицом государства является религиозный лидер. По Конституции, главой Исламской Республики И. является лидер исламской революции — рахбар (руководи­тель), курирующий работу всех ветвей власти и изби­раемый Советом экспертов. Он обладает большим кругом прав и обязанностей, включая определение общей политики государства, командование Воору­жёнными силами. Рахбар назначает половину членов НС, состоящую из богословов-факихов, начальника штаба Вооружённых сил, главнокомандующего Кор­пуса стражей исламской революции (КСИР), главу государственной телерадиокомпании. Он решает спо­ры как между отдельными ветвями власти, так и меж­ду меджлисом и НС, если они не могут быть решены с помощью Ассамблеи по определению государствен­ной целесообразности. Рахбар даёт согласие на назна­чение президента, избранного всенародно, он же на­значает главу Верховного суда. В практике государст­венного управления влияние рахбара реализуется че­рез представителей его канцелярии.

Высший орган законодательной власти — однопа­латный парламент — меджлис (маджлесе шоурае эслами) — на 290 мест. Число мест увеличивается в за­висимости от роста населения через каждые 10 лет (в 1980 — 270 мест). Избирается прямым голосованием сроком на 4 года. Для принятия решения необходим кворум в 2/3 от общего числа депутатов. Последние выборы состоялись в феврале 2004. Состав меджлиса отражает расстановку политических сил: реформисты имеют 222 места, консерваторы — 55, независимые — 13. По Конституции 4 места в меджлисе принадлежат представителям конфессиональных меньшинств, каждый из которых при произнесении депутатской клятвы использует священную книгу своей религии.
Законодательным органом, сочетающим функции верхней палаты и конституционного контроля, явля­ется НС (Шоурае негахбан), состоящий из 12 членов и проверяющий соответствие принимаемых меджли­сом законов исламу и Конституции. Половину членов НС составляют факихи, назначаемые рахбаром, ос­тальные избираются меджлисом из числа кандидатов, которых представляет глава судебной власти. Члены НС избираются на 6 лет, но через 3 года по жребию сменяется 1/2 членов каждой из двух групп. Все при­нятые меджлисом законопроекты НС обязан рассмо­треть в течение 10 дней. Законопроект приобретает силу закона только после одобрения его НС. Проти­воречия между меджлисом и НС привели к тому, что в 1980-е гг. ни один из основополагающих законов не был принят, и правительство работало в условиях за­конодательного вакуума. С 1989 в структуру власти введена Ассамблея по определению целесообразности (Маджмайе ташхис маслахате незам), которая выно­сит окончательное решение в случае несогласия меж­ду меджлисом и НС. Постоянные и временные члены ассамблеи назначаются рахбаром страны.

Во главе исполнительной власти стоит президент (раис джомхур), возглавляющий правительство и явля­ющийся высшим после рахбара официальным лицом. Именно он как глава страны представляет И. на офици­альном уровне, особенно в отношениях с зарубежными государствами. Избирается на 4 года путём прямого го­лосования. Последние выборы состоялись 8 июня 2001.

Глава судебной власти назначается рахбаром. Судеб­ная система в значительной мере испытывает влияние шариата. Активно действуют суды для духовенства.
Лидером исламской революции (рахбаром) после смерти Хомейни (4 июня 1989) избран аятолла Али Хаменеи.

Глава правительства и президент Ирана — ходжат-оль-эслам Мохаммад Хатами (с 26 августа 1997). Предсе­датель меджлиса — ходжатоль-эслам Мехди Карру-би. Глава Ассамблеи по целесообразности — аятолла Али Акбар Рафсанджани.
Избирательная система является пропорциональ­ной, равные избирательные права имеют мужчины и женщины, возрастной ценз после революции умень­шен до 16 лет. В отдельные избирательные кампании он снижался до 15 лет, в последние президентские вы­боры был применен возрастной ценз в 16 лет.

Выборы президента и в меджлис прямые, тайные и всеобщие. Число мест в меджлисе распределяется пропорционально населению городов и провинций (останов). Наибольшее число мест имеют Тегеран (37), Хорасан (25), Западный Азербайджан (24), Ис­фахан (18). Президент может быть избран не более чем на два срока. Проблемой избирательной системы, одновременно тормозящей продвижение демократи­ческих реформ в стране, является контроль над отбо­ром кандидатов. Осуществление его согласно ст. 3 из­бирательного закона возложено на НС.
Рахбара выбирает Совет экспертов, состоящий из 86 членов. Совет экспертов избирается на 8 лет (выбо­ры в 1982, 1990, 1998) путём прямого голосования. Пожизненным рахбаром Конституцией 1979 был про­возглашен Хомейни.

Выдающиеся президенты, главы правительств и другие государственные деятели. В И. наиболее выда­ющимся государственным деятелем шахского перио­да считается М.Мосаддек, лидер Национального фронта, ставший премьером страны в период движения за национализацию нефтяной промышленности (1951—53). В исламский период общепризнанным по­литическим, государственным и религиозным лиде­ром, основателем Исламской Республики И. был Рухолла Хомейни. Инициатором принятия резолюции ООН об окончании войны с Ираком был председа­тель меджлиса Али Акбар Рафсанджани, который в 1989 был избран президентом страны (на два срока) и стал инициатором проведения экономической либе­рализации. Избранный в 1997 на пост президента Мо-хаммад Хатами, названный на Западе «иранским Гор­бачёвым», стал инициатором политической либера­лизации, автором концепции «диалога цивилизаций», инициатором объявления ООН 2001 годом «диалога цивилизаций».

Во главе останов стоят остандары (генерал-губер­наторы), назначаемые Министерством внутренних дел и утверждаемые президентом. МВД назначает фармандаров — губернаторов (глав шахрестанов) и бахшдаров. Исполнительная власть каждого из уров­ней контролируется советами соответствующих ад­министративных единиц.

Система муниципальных органов власти является выборной. Впервые выборы местных органов власти были проведены в 1999, последние — в феврале 2003. Избранные городские Советы избирают руководите­лей исполнительных органов.
После революции все светские партии были по­степенно запрещены, единственной легальной пар­тией до 1988 являлась Партия исламской республи­ки (ПИР). После её роспуска политическая жизнь до 1977 была представлена двумя крупнейшими группировками духовенства. Это — Организация борющегося духовенства и Ассамблея борющегося духовенства (или борющихся улемов), которая вы­делилась из Организации в 1988. Члены этих груп­пировок до сих пор составляют не только религиоз­ную, но и политическую элиту страны, занимая ве­дущие посты в государстве. Президент и спикер меджлиса 6-го созыва — лидеры Ассамблеи борю­щегося духовенства. Эта организация инициирова­ла создание накануне выборов в 2000 в меджлис 6-го созыва Фронта 23 мая, или 2 хордада (день по­беды на выборах президента М.Хатами), в который вошли 18 партий и организаций, выдвинувших об­щих кандидатов. Политическое ядро блока — пар­тия «Мошарекят», образованная братом президента Мохаммадом Резой Хатами, который в настоящее время является вице-спикером меджлиса. Другая крупная партия реформаторского крыла — партия «Сазмане моджахеддине Энгелабе Эслами» (Орга­низация моджахедов исламской революции — ОМИР).

Организация борющегося духовенства (ОБД) относится к консервативным силам политического спектра. Партия, примыкающая к ОБД, — Ислам­ское коалиционное общество (Джамийяте мотале-фее эслами). В работе с молодёжью организация опирается на партию «Ансаре Хезболла», програм­ма которой близка экстремистским организациям. В последние годы «Ансаре Хезболла» утратила своё влияние среди иранского студенчества, которое объединяется в ассоциации, поддерживающие про­грамму Хатами, в частности в отделения партии «Дафтаре Тахкиме вахдат». Значительное место в политической жизни играет партия «Каргозаран», созданная сторонниками экономической либерали­зации в 1997, а также либеральная партия «Движе­ние за свободу И.».

Высшие организации деловых кругов И. — Торгово-промышленная палата И. и торгово-промышленные палаты останов. В последние годы активно работает Организация экспортёров — иранских производите­лей. Мелкие ремесленники и торговцы объединены в аснафы (цеха).

Общественные организации и другие элементы гражданского общества фактически стали создавать­ся после 1997. Главным образом это объединения по профессиональному признаку — организации врачей, писателей, преподавателей и т.п., увеличивается чис­ло женских организаций.

Внутренняя политика подчинена идеологическим целям построения исламского государства. Основной критерий при проведении политики — соответствие исламским принципам. В первые годы были запреще­ны многие виды спорта, закрыты театры, введены строгие ограничения на просмотр кинофильмов, поль­зование Интернетом и т.п. Были введены шариатские наказания, в т.ч. за несоблюдение норм ношения ис­ламской одежды, исламских норм бытового общения и т.п. Постепенно происходит ослабление этих требова­ний. Реформаторское движение в И. во главе с прези­дентом Мохаммадом Хатами ставит своей главной це­лью создание демократического общества, обеспечение свободы слова и широких гражданских прав. В послед­ние годы всё большее внимание придаётся женскому вопросу, усилению роли женщин в семье и обществе. Режим достаточно последовательно проводит полити­ку социальной защищённости населения. Продолжает­ся субсидирование наиболее важных видов потребительских товаров. Для предотвращения сепаратист­ских настроений проводится политика выравнивания экономического потенциала регионов.

Внешнеполитические концепции исламского ре­жима и практическая внешняя политика претерпели за четверть века значительную эволюцию. Концеп­ции «ни Запад, ни Восток, а ислам», «экспорт ислам­ской революции» сменились проведением курса на открытость внешней политики. И. активно участву­ет в работе международных и региональных органи­заций. Установлены и предпринимаются меры по расширению экономических связей с большинством стран мира, особенно со странами Европы, являю­щимися главными внешнеторговыми партнёрами. Наиболее напряжённые отношения у И. с США, бло­кирующими расширение экономических связей И. с ведущими странами мира с целью максимально ог­раничить финансово-технические возможности ре­жима по наращиванию военного потенциала. И. не признает Израиль.
Вооружённые силы состоят из регулярных сил ар­мии, КСИР, а также сил ополчения («басиджа»). Ар­мия имеет в своём составе Сухопутные войска, ВВС, ПВО, ВМС. КСИР в своём составе имеет Сухопут­ные войска, ВВС, ВМС, силы специального назначе­ния Кодс. Общая численность вооружённых сил ар­мии и КСИР 815 тыс., в т.ч. Сухопутных 670, ВВС 100, ВМС 30, Кодс 15. Ок. 135 тыс. составляют силы «басидж». Возраст для призыва в армию — 21 год. Мобилизационная возможность св. 11 млн (в возра­сте 15—49 лет) (2002).

1 коментар:

  1. Присоединяйтесь к блогу и читайте о других странах где религия не отделена от власти.

    ВідповістиВидалити