пʼятниця, 20 січня 2012 р.

История взаимоотношений евреев и христиан. Кровавые наветы


Автор: Игорь Русняк
Baruhaba.org.ua
Есть такая страница в истории взаимоотношений евреев и христиан, которая имеет название «Кровавые наветы».

Что такое кровавый навет? Попытаемся определиться, начнем с определения.

Кровавый навет – это обвинение евреев в культовом каннибализме. А именно, что евреи используют человеческую кровь в ритуальных целях. История кровавых наветов показывает, что особенно часто они появлялись в дни еврейского праздника Песах и христианской Пасхи.

Исследователи истории иногда рассматривают как разновидность кровавого навета, а иногда выделяют, как отдельную группу, отдельный вид наветов, – это жертвенные наветы. Жертвенные наветы – этообвинение евреев в том, что они похищали из церкви посвященный хлеб, то есть тот хлеб, который предназначался для причастия, для евхаристии. Похищали вот такой посвященный хлеб и глумились над ним, как над Телом Мессии, как над Телом Христа.

Обвинения в адрес евреев в том, что евреи используют человеческую кровь, особенно кровь младенцев и мальчиков, этот вид навета очень древний. Он возник еще до того, как христианство возникло и распространилось. Например, известно, что в I-ом веке новой эры историк Иосиф Флавий выступал в своих сочинениях против Апиона, который (Апион) утверждал, что евреи используют человеческую кровь в ритуальных целях. Однако в античном мире подобные обвинения против евреев широкого распространения не получили. Необходимо отметить, что аналогичные обвинения выдвигались и на заре возникновения и распространения христианства. Такие же подобные обвинения были и в адрес христиан. То есть, до того, как христианство стало государственной религией (начиная с царствования императора Константина, IV век), для того чтобы воздвигнуть на христиан гонения, одним из способов оклеветать первую христианскую общину было обвинение их в использовании человеческой крови, в человеческих жертвоприношениях и в развратных действиях в том числе.

В отношении того, что касается кровавых наветов в адрес евреев, – в их основе лежал антисемитизм. Церковный антисемитизм поразил церковь с тем, как она оторвалась от своих еврейских корней. С тем, как церковь потом стала государственной религией, она подчинила себе совесть и разум христианского населения Европы и Ближнего Востока в Византийской империи.

Кровавые наветы получили особое распространение, начиная со Средневековья. Они стали одним из самых, а может быть, самым радикальным проявлением антисемитизма, наряду, например, с Крестовыми походами, с еврейскими погромами и наряду с другими действиями против евреев, которые сопровождались физическим уничтожением евреев и еврейских общин.

Известным наиболее ранним кровавым наветом, который был тщательно задокументирован, – это кровавый навет в английском городе Норвич в 1144 году.

Этот кровавый навет был описан в книгах монаха Томаса Монмаутского и был связан со следующими событиями. Тело мальчика Уильяма, 12 лет, сына кожевенника, 25 марта 1144 года нашли в лесу близ города Норвич. В результате расследования, которое провели городские власти во главе с шерифом, было установлено, что этот мальчик погиб насильственной смертью – его убили или растерзали звери или же убили люди. И когда некоторые из населения Норвича попытались обвинить в этом евреев, то городские власти, в том числе епископ Эборард, отвергли эти обвинения и заявили, что евреи к смерти этого мальчика не причастны.

Прошло 5 лет. В 1149 году в Норвич приезжает монах Томас из Монмаута (в истории он поэтому и получил имя Томас Монмаутский). Узнав, что 5 лет назад произошло убийство 12-ти летнего мальчика Уильяма, он ревностно начал расследовать это дело. И в 1149 году он написал книгу под названием «Жизнь и чудеса святого Уильяма – норвичского мученика».

С 1149 по 1173 год, то есть фактически до своей смерти, Томас Монмаутский успел написать 7 томов этой книги. В первом томе он описал жизнь от рождения и до смерти Уильяма. Поскольку население Норвича все еще продолжало в своей массе сомневаться в том, что Уильям был действительно мученик и был убит евреями, Томас специально посвящает второй том тому, чтобы обосновать, что это убийство, что гибель Уильяма – это дело рук местных евреев. Для этого Томас Монмаутский организовывает свое расследование. Прежний шериф Норвича умер в 1146 году, на его место встал новый шериф. Епископ Эборард к тому времени также умер и в город был назначен новый епископ. Новым властям города понравилось получить своего местного мученика; иметь своего святого. Поэтому они откликнулись на расследование, которое устроил Томас Монмаутский. Некоторые люди также начали постепенно что-то как бы припоминать: «Да, а может быть…»

Таким образом, постепенно формируется и насаждается мнение, что мальчик Уильям стал жертвой евреев. Причем, по версии Томаса Монмаутского, евреи попросили у матери этого мальчика отпустить его с ними как слугу как бы помочь им на Песах в подготовке праздника, и заплатили при этом три монеты. В сознании тогдашних масс очень важными были такие созвучия, параллели: 30 серебряников, за которые Иуда Искариот продал Господа, а в данной ситуации за три монеты евреи покупают вот этого мальчика Уильяма.

Потом, согласно версии Томаса Монмаутского, евреи привели к себе Уильяма и он им служил. Два дня с ним обходились хорошо. А на третий день евреи внезапно набросились на мальчика, схватили его, распяли его между двумя столбами у себя в доме, и потом как бы воспроизвели распятие Господа, издеваясь над мальчиком. Когда же у него из ран обильно потекла кровь, то они облили его кипятком, чтобы эту кровь остановить. После того, как мальчик умер, евреи спрятали его в мешок, и этот мешок потом выбросили в лесу поблизости Норвича. Вот так выглядели события согласно Томасу Монмаутскому, которые он и описал в своей второй книге, посвященной мученической смерти мальчика Уильяма. Фактически вот это сочинение стало своеобразной моделью для кровавых наветов, которые были в последующей истории.

Одно из обоснований, которое использовал Томас Монмаутский в обвинении в адрес евреев, было то, что монах дополнительно опросил одного выкреста, который стал также монахом. Этот выкрест сообщил, что якобы для того, чтобы обрести свободу, евреи нуждаются в том, чтобы проливать христианскую кровь. Поэтому они каждый год собираются, их старейшины бросают жребий в отношении страны, потом бросают жребий в отношении города в этой стране, в которой должно быть произведено такое ритуальное убийство. И то, что произошло в Норвиче, – это просто один из вот таких ежегодных случаев, но только этот случай стал известным. То есть, уже заблаговременно в сознании людей закладывалось то, что вот такие злодеяния евреи осуществляют, производят ежегодно. И если ничего неизвестно, то это еще не значит, что в этом году ничего подобного не произошло.

В последующих с 3-го по 6-ой томах своего сочинения Томас Монмаутский описывал всевозможные чудеса, которые происходили над могилой мученика Уильяма. И 7-ой том уже подытоживал все эти чудеса. Таким образом, была заложена модель кровавого навета, в которой евреи глумятся над страстями Господними.

На приведенной средневековой картине показана вот эта модель кровавого навета, когда евреи распинают бедного мальчика. Вот здесь как бы восходит сатана, который нашептывает евреям, как глумиться над страстями Господними.

В этот период истории, с 1144 года и до 1290 года, то есть когда евреи были изгнаны из Англии, в стране возводится 14 подобных кровавых наветов, где идет конкретное обвинение в адрес евреев в том, что они издеваются над Господом Иисусом Христом и глумятся, издеваются над страстями Господними. Причем за этот период истории в Англии появилось 5 подобных могил святых мучеников.

Кровавый навет в городе Блуа, Франция, 1171 год.

Сам факт, который лежал в основе обвинения против евреев, состоял в следующем. Однажды ночью оруженосец знатного горожанина встретил еврея на берегу реки Луары, которая протекала через город Блуа (это недалеко от Парижа). Поздно вечером или ночью оруженосец вел коня своего господина к реке к водопою. И еврей тоже вел коня своего к реке к водопою. Еврей вез несколько мешков с необработанными кожами. Один из мешков упал, немного раскрылся, показалась кожа. Перепуганному христианину-оруженосцу это показалось телом мальчика. Оруженосец поспешил в город к своему господину и рассказал, что встретил у реки еврея, который топил к ней христианского ребенка. Само тело ребенка найдено, конечно же, не было. Также никто из христиан не заявлял, что у них пропал кто-либо из детей. То есть самой жертвы, самой фактической причины обвинения в адрес евреев не было.

Но к тому времени уже в сознании христиан прочно утвердилось то, что евреи осуществляют убийства, особенно христианских детей, для своих ритуальных целей.

Несмотря на то, что само тело ребенка найдено не было, то есть не было самой реальной причины для обвинения в адрес евреев, тем не менее вот это мышление, вот эта установка в сознании масс сработала, и по обвинению в смерти христианского ребенка были арестованы 32 еврея общины в Блуа.

Евреи были допрошены. А в Средние века допрос означал подвергнуть допрашиваемого пыткам, то есть это был допрос пытками. И, конечно же, под этими пытками некоторые евреи не выдержали, сломались и начали показывать то, что от них требовалось.

В отношении оруженосца, правдивость его слов была проверена посредством так называемой ордалии, то есть испытания водой. Оруженосца бросили в воду: если бы он утонул, то это значило бы, что он врал; если же он всплывет – это значило бы, что его слова правдивы. Оруженосец не утонул, поэтому было принято, что он говорил правду. Механизм допроса евреев, расследования, был запущен и в результате евреи были признаны виновными. Им предложили креститься, чтобы избежать наказания. Поскольку они отказались, то все эти 32 человека были сожжены на костре. Вся еврейская община в Блуа состояла из 40-ка взрослых евреев и их семей. Оставшиеся евреи, а также их дети были крещены.

Поскольку самой жертвы, причины навета не было, то в данном случае в Блуа своего мученика не появилось. И, в отличие от Норвича, новый культ святого мученика тоже там не появился.

Чтобы вот это обвинение в адрес евреев не начало распространяться по Франции и не привело к еврейским погромам и уничтожению евреев в других общинах страны, евреи из других мест обратились к королю Франции Людовику VII, и тот отмежевался от действий городских властей в Блуа и обещал евреям защиту.

Кровавый навет в Фульде, Германия.

В Германии было самое большое количество кровавых наветов в период Средневековья. Мы только выборочно берем некоторые кровавые наветы, чтобы посмотреть некоторые их причины и модели.

На Рождество, 25 декабря 1235 года неподалеку от города Фульды погибли 5 детей мельника и сгорел его дом. Это произошло, когда мельник с женой пошли в город, в церковь, а дети остались без присмотра в доме, и в это же время в доме топилась печь. От печи загорелся дом, дети сгорели заживо. В таком уничтожении дома, а также гибели детей мельника заподозрили евреев. Причем обвинили их в том, что евреям понадобилась кровь христианских детей для своего исцеления то ли физического, то ли духовного.

Если в двух предыдущих случаях речь шла о кровавых наветах, когда евреев обвиняли в глумлении над страстями Господними, в том, что они насмехались над Господом Иисусом Христом, то в данном случае появляется модель, которая затем получает широкое распространение, – обвинение евреев в том, что они используют кровь христианских детей.

Якобы очевидцы рассказывали, будто евреи положили тела детей в мешки, обмазанные воском, чтобы всю их кровь использовать для приготовления мацы на ближайший праздник Песах. В результате следствия два еврея под пытками сознались в содеянном. Тогда находившиеся в городе крестоносцы, при содействии горожан, напали на евреев и убили 35 человек. То есть, был устроен еврейский погром. Некоторые из членов магистрата и горожан вступились за евреев и смогли предотвратить еще более страшную резню.

Одновременно с событиями в Фульде начались распространяться слухи и по другим городам Германии, начали плодиться обвинения в адрес евреев в ритуальном убийстве с целью использования крови христианских детей. Дело дошло до императора Фридриха II. Император собрал высшее духовенство Германии и повелел им изучить обвинения против евреев. При этом Фридрих II заявил, что если евреи будут признаны виновными в убийстве детей, то все евреи Германии будут либо уничтожены, либо изгнаны.

Высшее духовенство Германии не смогло однозначно решить вопрос о виновности евреев. Тогда Фридрих II разослал письма правителям Франции, Италии и Англии, и попросил в письмах прислать знающих ученых выкрестов, то есть тех христиан, которые ранее были евреями и перешли в христианство. Фридрих был убежден, что в данной ситуации ответ могут дать выкресты, которые досконально знают иудаизм, но к иудаизму более не принадлежат, поэтому они не связаны никакими тайнами, никакими обещаниями, и им ничего не грозит, если они будут рассказывать тайны иудаизма.

Собрание ученых-выкрестов дало однозначный ответ, что у евреев нет обычая убивать христианских детей, и они не используют кровь христиан в ритуальных целях. Даже более того, они сказали, что евреи вообще не используют никакой крови.

В июле 1236 года Фридрих II издал буллу (указ), которая опровергала обвинения против евреев и посредством которой Фридрих II объявил евреев под императорской защитой. То есть, евреи были объявлены «рабами казны».

Что это значит? Это значит, что евреи Германии подчиняются самому императору, и только император имеет право судить евреев, то есть евреи подчиняются императорскому суду. И в частности, евреи были обязаны платить налоги только императору, они не должны были платить налоги магистратам тех городов, в которых они проживали. Такое положение евреев как «рабов казны», конечно же, обострило противоречия между ними и христианами, в том числе в определенной степени обострило ненависть со стороны простого христианского населения по отношению к евреям.

Кровавый навет в Фульде разворачивался на фоне борьбы за инвеституру. Это было соперничество между германским императором и папой римским за то, кому подчиняется местное духовенство. Несколькими веками ранее германские императоры оказались в сложной ситуации. Им в том, чтобы утвердить свою власть, не было на кого опереться. Они не могли опереться на свою знать, на свой двор, потому что каждый дворянин, каждый представитель знати пытался урвать себе кусок власти. Император не мог опереться на своих родственников, потому что те были такими же.

Императоры нашли тогда такую прослойку населения, на которую они решили сделать ставку, – это высшее духовенство, в первую очередь епископы. Императоры начали епископов назначать правителями городов Германии. Из-за обета целибата, т.е. безбрачия, епископы не могли свое положение, свой сан, свою власть, в том числе и часть светской власти, передать по наследству. Когда епископ умирал, император назначал следующего угодного ему человека. А для того чтобы епископ имел реальную власть в городе, император даровал на период его жизни ему во владение земли, то есть он как бы инвестировал этого епископа. И вот такие епископы в определенной степени оказались наиболее верной частью из образованного христианского населения, на которых германские императоры могли положиться.

Но, с другой стороны, епископы, как духовные лица, должны были подчиняться папе римскому. И вот здесь интересы императоров и пап скрестились, начали конфликтовать. Одним из проявлений такой «борьбы за инвеституру» было соперничество между императором и папой римским в вопросе, кому будут подчиняться евреи.

В 1236 году Фридрих II-ой издает указ, согласно которому он берет евреев под свою защиту. А в 1247 году папа Иннокентий IV трижды в письменной форме резко высказывается против веры в то, что евреи будто бы убивают христиан в ритуальных целях. Постановления папы Иннокентия IV носили отголосок «борьбы за инвеституру», борьбы с германскими императорами за власть.
В конце концов, эта борьба за власть закончилась победой папы римского. Фридрих II пришел с покаянием к папе римскому и признал его своим владыкой. Но тем не менее, в той или иной форме эта борьба за инвеституру на территории Германии продолжалась и дальше. И евреи стали как раз той группой населения, которая стала наиболее пострадавшей, потому что каждая конфликтующая сторона пыталась использовать евреев, показать на примере евреев, чья власть выше.
Кровавый навет в Фульде стал моделью обвинения в адрес евреев в отношении использования в ритуальных целях крови христиан, особенно христианских детей. Эта форма кровавого навета, эти обвинения время от времени возобновлялись вплоть до XX века. А в отношении исламских стран, даже в последние десятилетия были публикации, издавались даже книги, в которых воспроизводились вот эти обвинения в адрес евреев в том, что они используют в своих ритуальных целях кровь неевреев, в данном случае уже и мусульманского населения.

Кровавый навет в Париже, 1290 год.

В 1290 году евреи Парижа были обвинены в том, что они осквернили освященный хлеб. То есть тот хлеб, который освятили священники в соборе и который предназначался для хлебопреломления (евхаристии).

Этот кровавый навет был описан в нескольких христианских источника, одна из версий была изложена в Хронике Джованни Виллани из Флоренции. Согласно этой версии, одна женщина-христианка заложила часть своей одежды еврею-ростовщику. И еврей-ростовщик сказал женщине, что вернет ей заложенную одежду бесплатно, если она похитит из собора и даст ему, как говорит эта хроника, «тело твоего Христа». Женщина принесла еврею-ростовщику освященный хлеб, еврей сварил его в горшке, проткнул ножом. Причем из этого освященного хлеба потекла кровь (согласно другой версии того же описания событий, хлеб даже заплакал, как дитя), и потом, когда этот хлеб положили в холодную воду, то он продолжал кровоточить.

Содеянное обнаружили христиане, пришедшие к еврею одолжить денег, он был схвачен и сожжен на костре. А освященный хлеб был помещен в церковь, которую построили на месте дома этого еврея.

Это описание кровавого навета стало моделью обвинения в адрес евреев в том, что они глумятся над Господом Иисусом Христом посредством осквернения освященного хлеба.
В чем была причина появления и распространения вот такого рода кровавых наветов? Это было связано с теорией «пресуществелния». То есть, в исторической церкви возникло учение о том, что во время хлебопреломления хлеб и вино буквально превращаются в Тело и Кровь Иисуса Христа, несмотря на то, что при этом они своих вкусовых качеств не меняют и внешне продолжают выглядеть, как обычные хлеб и вино. То есть, буквально после того, как священник помолился и освятил хлеб и вино, предназначенные для причастия, они буквальным образом превращаются в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа.

Исходя из этого, в сознании христиан постепенно утверждается взгляд, что если евреи смогут тем или иным хитрым способом похитить хлеб, освященный священником и предназначенный для хлебопреломления, то они, конечно же, могут теперь издеваться над хлебом, тем самым издеваясь над христианским Богом Иисусом Христом.

Подобный навет, связанный с освященным хлебом, стал поводом для еврейских погромов в Германии, начиная с 1298 по 1300-ый годы. В течение 3-ёх лет по Германии прокатилась волна еврейских погромов, известная под названием погромы Ринтфляйша. Ринтфляйш – мясник, который возглавил эту волну еврейских погромов по городам. Было уничтожено 146 еврейских общин, погибло около 4-х тысяч евреев.

Обвинения в адрес евреев в том, что они оскверняют освященный хлеб, в частности, послужили к тому, что в мае 1420 года все австрийские евреи по приказу герцога австрийского Альбрехта V были арестованы, их имущество конфисковано, бедняков изгнали из страны. Фактически реальной причиной для обвинения в адрес евреев послужили следующие обстоятельства. Австрия в это время вела войну со сторонниками Яна Гуса, которые подняли восстание в Богемии. Сам Ян Гус в 1415 году был обвинен в ереси и сожжен. Австрийский герцог Альбрехт вступил в войну с гуситами, евреев подозревали в том, что они поддерживают гуситов и продают им оружие. То есть, фактически евреев подозревали в государственной измене. Поэтому герцог решил от евреев избавиться. Для этого герцог использовал навет, который за несколько лет до этого был в австрийском городе Эннсе – навет, связанный с освященным хлебов. Фактически в данной ситуации навет несколько годичной давности послужил формальным поводом для того, чтобы изгнать всех евреев из Австрии.

Особенно часто наветы, связанные с осквернением освященного хлеба приурочивались к Песаху. Одной из причин, сопутствующих этому, было то, что христиане не знали и не понимали еврейских традиций. В частности, для них было совершенно непонятно, например, зачем евреи обильно используют горячую воду в подготовке к Песаху для кошерования посуды. Зачем в канун Песаха еврейская семья обыскивает дом в поисках всего квасного – хамеца, а то, что находится – хлеб-хамец, сжигается на огне. Для христиан все это было совершено непонятным, но они не очень-то и вникали. И эти все непонятности и невежество со стороны христиан в отношении еврейской традиции были сопутствующим поводом, сопутствующими факторами для того, чтобы воздвигать в адрес евреев подобные наветы.

1475 год, Тренто.

Один из самых знаменитых кровавых наветов позднего Средневековья – это навет в итальянском городе Тренто (Тридент). Город лежал на приграничной территории между Италией и Германией, и в какие-то периоды истории он принадлежал Италии, и поэтому назывался Тренто, а в какие-то периоды истории он принадлежал Германии и назывался Тридент. В частности, из-за этого население города было смешанное, там было примерно четверть говорящих на немецком языке, и три четверти итальяно-говорящего населения.

Мальчик Симон, 2,5 года был найден мертвым в колодце дома семьи еврея Самуэля на второй день после Пасхи. Согласно еврейской традиции, в связи с требованиями ритуального омовения в средневековой Европе довольно часто еврейские дома были возле источников воды, и в частности, на территории (подворье) еврейского дома был колодец, в котором должна быть именно проточная вода. То есть, был канал, подводящий воду к колодцу, и канал, из которого вода вытекла, так как вода в колодце не должна была застаиваться.

И вот, в 1475 году, в Тренто, в доме еврея Самуэля, в колодце нашли мальчика Симона. По приказу городского чиновника, который отвечал за порядок в городе (его титул был подеста), все евреи города были арестованы. По распоряжению князя и епископа Иоанна Гиндербаха евреи предстали перед судом. Предварительно было устроено дознание – допросы с пытками.
Суд проводился в два этапа. На первом этапе допросу и суду были подвергнуты евреи, которые, как считалось, были непосредственными виновниками в смерти мальчика Симона. На втором этапе уже допрашивали, опять же, с пытками жен этих евреев, а также евреев, которые были в гостях. Главное обвинение состояло в распятии мальчика Симона и надругательстве над страстями Господними, а также в том, что евреи использовали кровь Симона в ритуальных целях и для изготовления мацы.

Гравюра того времени, в которой христианский художник постарался отобразить события, конкретно связанные с мальчиком Симоном.

По центру – сам мальчик Симон, которого окружили вереи. Над каждым евреем есть надпись – имя этого еврея, то есть все указывается конкретно, поименно. И они колют мальчика Симона острыми предметами, собирают его кровь. Женщина подносит новые сосуды. Сосуды, уже наполненные кровью, уносятся.

Как видим, этот кровавый навет был отображен в художественных произведениях, ну и конечно же, вот такая картина воспринималась визуально намного лучше, чем просто пересказы. А еще подкрепленная пересказами, она имела очень серьезное влияние на умы простых христианских и не очень образованных масс.

Информация о событиях в Тренто начала распространяться с молниеносной быстротой. Также начали распространяться слухи о чудесах, творимых телом мученика Симона. В Тренто к собору начали стекаться паломники. Эти события вызвали озабоченность папы римского Сикста IV. Озабоченность тем, что культ маленького мальчика Симона начал распространяться в то время, когда Симон официально еще не был канонизирован. А это вызывало определенные вопросы с точки зрения самой теологии. То есть, нужно было сначала его канонизировать, а потом уже канонизация открывала дорогу для уже официального становления культа нового мученика Симона.

Этот кровавый навет в Тренто был фактически первым подобным кровавым наветом на территории Италии, да еще в Папской области. Почва была уже подготовлена, потому что начали возникать обвинения в адрес евреев в ритуальных убийствах в других городах Италии. И к папе римскому Сиксту IV обратились евреи Рима и из других городов, которые пытались предотвратить распространение наветов и связанных с ними погромов в Италии. Папа Сикста IV прислал в Тренто своего представителя легата Баптисту Деи Джудичи. Папский легат исследовал протоколы допросов, а также допросил самостоятельно свидетелей (это было общение со свидетелями, а не обычный допрос с пытками). Он пришел к выводу, что евреи совершенно не причастны к гибели этого мальчика Симона. Даже более того, потом уже дальнейшие исследования протоколов допросов, показаний и других обстоятельств показали, что главным виновником в смерти Симона был христианин – сосед евреев, которому евреи чем-то допекли. Он убил мальчика, кинул его в канал, и проточная вода принесла тело ребенка в еврейский двор в колодец. Но тем не менее, евреи были обвинены.

К тому времени маховик обвинений был раскручен, уже начали распространяться слухи о чудесах, творимых телом Симона. Папский легат пытался увидеть это тело. Когда он пришел в собор, он был возмущен тем, что тело не похоронено, оно разлагается, стоит неимоверная вонь, и толпы паломников идут в собор в Тренто на поклонение этому новому мученику. Папский легат подготовил соответствующую записку для папы римского. Папа римский назначил комиссию кардиналов для дополнительного расследования этого дела. Комиссия кардиналов, тем не менее, подтвердила правильность хода судебного расследования, которое было проведено в Тренто. И папская булла по поводу дела в Тренто оправдала действия городских властей, как они проводили следствие, какие были использованы методы при проведении следствия. Но при этом папская булла осудила кровавые наветы как таковые.

Папская булла была воспринята властями Тренто как разрешение для прославления нового мученика. В итоге Симон стал святым. Но в отличие от мальчика Уильяма, мученика из английского города Норвич, который стал местным святым, Симон в 1588 году был признан папой Сикстом V святым в масштабах всей католической церкви. И только в 1965 году после Второго Ватиканского Собора культ мученика Симона был отменён.

Навет в Тренто стал первым в Италии, после него прокатилась волна наветов и в других итальянских городах. В 1478 году были наветы в Реджио и Мантуе, в 1479 году – в городе Арена недалеко от Милана, в 1480 году – Портобофойя и Верона.

К сожалению, необходимо отметить, что кровавые наветы – это не только средневековое явление. Приведенная ниже картина – смерть мученика мальчика Симона, принадлежит к эпохе Нового времени, а точнее это XVIII век. То есть, те же самые события, но уже в художественном виде. Уже в красках представлен сам мученик в окружении евреев, которые над ним, по замыслу художника, глумятся.

Несколько примеров из истории кровавых наветов в Восточной Европе. Восточная Европа и православный мир здесь тоже отметились.

В Восточной Европе первые кровавые наветы имели место в середине еще XIV века. Но особое распространение они получили с усилением влияния контрреформации в Польше во второй половине XVI века. После реформации, связанной с именем Мартина Лютера и возникновением протестантского движения, католическая церковь была вынуждена принять ряд мер, чтобы ограничить, предотвратить дальнейшее распространение протестантизма, и эти меры получили название контрреформации. Среди этих мер, в частности, на территории Польши, было предпринято обвинение евреев в том, что они используют кровь христианских детей, и в том, что они оскверняют освященный хлеб. То есть кровавые наветы в XVI и XVII веках получают распространение на территории Польши.

Серия кровавых наветов в XVIII веке была связана с тем, что Россия предприняла ряд попыток вмешаться во внутренние дела Польши, и для этого была использована Православная церковь. Тогда под правлением Польши находилась значительная часть православного населения, потому что Правобережная Украина была под Польским правлением, Речью Посполитой. Здесь основная масса христианства – это были православные казаки. Российская империя использовала православного населения на территории Польши, чтобы с помощью православной церкви оказать на Польшу давление. И тем самым на этой территории обострилась борьба между католичеством и православием. В частности, одним из следствий обострения этой борьбы было то, что в середине XVIII века прокатилась волна кровавых наветов, в частности, в Познани в 1736 году, в Житомире в 1753 году, в Ямполе – 1756 год.

В XIX веке, особенно в его конце прокатилась волна кровавых наветов, которая была связана с усилением антисемитизма в Западной и Центральной Европе, а потом и в Восточной Европе на территории Российской империи. Нашумевшее дело Бейлиса и другие антиеврейские выступления на территории Западной и Центральной Европы сопровождались также и увеличением количества обвинений в адрес евреев в ритуальных преступлениях против христиан.
На территории Российской империи было несколько подобных нашумевших кровавых наветов. Например, кровавый навет в Грузии в 1852 году. Еще один пример – процесс по обвинению евреев в ритуальном убийстве двух христианских мальчиков в Саратове, расследование которого началось в 53-ем году. Этот процесс длился 7 лет и был единственным в России кровавым наветом, который привел к осуждению обвиняемых. Хотя государственный совет, занявшийся пересмотром приговора, не обсуждал связанный с процессом ритуальный момент, но по ходу этого судебного разбирательства в районе Саратова за это время возникло еще 15 дел похищения христианских детей. То есть, оказалась очень модная тема. Причем обвинялись не только евреи, но обвиняли даже украинцев и немцев-колонистов, которые проживали в той местности.

1911 год, дело Бейлиса в Киеве.

Обвинения в адрес еврея Бейлиса, который работал приказчиком на кирпичном заводе. Его обвинили в том, что он убил христианского 12-летнего мальчика Андрея Ющинского, Это дело было взято под государственный контроль. Обвинение очень старалось довести это дело до кровавого навета. Потому что в случае признания Бейлиса виновным, молодежное крыло местной организации «Союз русского народа» уже было готово начать всегородской еврейский погром. Суд проходил в здании, которое было расположено на нынешней Софиевской площади напротив Софиевского собора. На этой площади стояли толпы готовых к погрому черносотенцев и ожидали решение суда. Против обвинения Бейлиса выступила часть российской интеллигенции, которая здраво мыслила. Потом православные иерархи также отмежевались от этого кровавого навета. В итоге суд присяжных был просто вынужден признать невиновность Бейлиса.
Поэтому еврейский погром, который намечался на окончание судебного процесса, а это был уже 1913 год, – не состоялся.


Память о кровавых наветах оказалась очень живучей. После революции советское правительство создало даже специальную комиссию по расследованию возможности кровавых наветов. Комиссия пришла к заключению, что кровавые наветы не имеют под собой никакой реальной почвы. Но тем не менее, в 1920-ых годах было несколько кровавых наветов. В частности, 1921 год – в Грузии, в Сачхери, 1923 год – в Тбилиси, в 1926 году – в Чарджоу, в Туркменистане, и в Ахалцихе, опять же Грузия, в 1929 году – в Дагестане, в 1930 году – Ахалик близ Самарканда, Узбекистан. То есть даже на территории уже Советского Союза при официально провозглашенном атеистическом государстве, все равно возникали обвинения в адрес евреев в ритуальных убийствах.

Особое распространение кровавые наветы получили в 1930-ых годах. Это было связано с нацистской пропагандой против евреев. В то время было воздвигнуто несколько кровавых наветов.

В дальнейшем, в Советском Союзе в 1950-60-ых годах тоже было, как ни странно, несколько кровавых наветов. И это было связано с антиизраильской пропагандой. В частности: 1962 год – Ташкент, 1963 год – Цхалтубо, 1964 год – Зестафони, 1965 год – Кутаиси и в нескольких других городах.

Все эти факты говорят о том, что антисемитская жилка очень живучая. Примером может служить доклад заместителя председателя КГБ Ивашутина в 1958 году, в котором говорилось о том, что 10 сентября 1958 года в городе Плунге, Литовская ССР, ткачиха фабрики «Лину-Аудиняй» Иоцене Паулине, 29 лет, среди соседей распространила слух, что будто бы один еврей пытался похитить ее 7-летнего сына, и якобы похитил и унес к себе домой девочку. Эти слухи быстро распространились. Около дома, где жила Иоцене, образовалась толпа.

Находившаяся в толпе жительница деревни Мошеву Плунгинского района Друнгелене Юлия, 33-ех лет, утверждала, что будто бы она лично видела, как еврей нес девочку к себе домой, а второго ребенка тащил за руку. По требованию матери и других граждан сын Иоцене указал на дом еврея Грольмана, куда якобы была унесена похищенная девочка. Возбужденные граждане, примерно 600 человек, окружили дом Грольмана и произвели обыск в сараях и подвалах. По требованию толпы, прибывшие на место работники милиции сделали обыск квартиры Грольмана. Никакой посторонней девочки в квартире не оказалось.

Одновременно часть толпы осмотрела квартиру еврея Шварцбура. Камнями и палкой были разбиты стекла в окнах его квартиры, раздались выкрики: «Бей евреев». Ввиду распространившихся слухов, что работники милиции якобы подкуплены евреями и прятали похищенную, по предложению работников милиции группе граждан было показано помещение милиции, но возбужденная толпа не расходилась. В Плунге были переброшены силы КГБ и милиции, и был восстановлен порядок. 13 человек были осуждены на 15 суток ареста за, так называемое, мелкое хулиганство. Друнгелене призналась, то историю о похищении детей она выдумала.

Завершающая молитва:

Боже, пожалуйста, разрушай ложь! Разрушай ложь и в нас, и вокруг нас. Ложь в Твоей церкви против еврейского народа и благослови наш народ. Благослови евреев и благослови церкви, чтобы вот эти многовековые твердыни антисемитизма, и в том числе, связанные с антисемитизмом твердыни и проклятья из-за кровавых наветов, были разрушены. Чтобы Твой свет раскрывался и в Твоей святой церкви, и для еврейского народа, чтобы они узрели Пронзенного к покаянию, ко спасению. Боже, слава Тебе! Бэ Шэм Йешуа ha’Машиях. Амэн.

Немає коментарів:

Дописати коментар