понеділок, 11 травня 2015 р.

Как все начиналось: легенды бодибилдинга

Бодибилдер и автор портала Bodybuilding.com, Flexonline и других уважаемых фитнес-ресурсов Шон Перин рассказывает о том, как зарождался современный бодибилдинг как культурный феномен и представляет несколько примеров реальных тренировок от звезд эпохи Gold's Gym.
До того, как большинство читающих этот текст появились на свет, было время, когда бодибилдинг еще не превратился в ту повсеместно популярную и вплетенную в культуру активность, каковой он является сегодня. Тогда не было такого широкого выбора залов, а для того, чтобы достать посвященный бодибилдингу журнал Джо Вейдера MUSCLE BUILDER, могло потребоваться проехать несколько миль. И в отдаленном магазинчике, где он продавался, на вас могли коситься, как на настоящего чудака.

Даже таких имен, как Стив Ривз, Билл Перл и Рег Парк — как бы популярны и влиятельны они ни были в бодибилдерской среде, — было недостаточно для того, чтобы зажечь революцию, которая превратила этот спорт из нишевого в трендовый. Бодибилдингу требовался «идеальный шторм», в котором сошлись бы воедино правильные люди, место и время, способные отделить его от других нишевых активностей, таких как шпагоглотание, и сделать его мейнстримовым культурным феноменом. К счастью, все эти составляющие сошлись в конце 1960-х в Южной Калифорнии при несомненном содействии Джо Вейдера, без которого замечательное движение, зародившееся на солнечном берегу Тихого океана в Венис-Бич, вряд ли распространилось бы далее.
Люди, оказавшиеся в эпицентре этого шторма, стали официальными легендами бодибилдинга. Журнальных обложек сДэйвом Дрейпером, Арнольдом Шварценеггером, Франко Колумбу и Фрэнком Зейном хватило бы для того, чтобы заполнить бетонный бокс на Пасифик-авеню в Венис-Бич, в котором они когда-то тренировались.


Речь идет, конечно же, об открытом тренажерном зале Gold’s Gym, а история о том, как эти и множество других мужчин превратили его в эпицентр бодибилдинга, сегодня звучит как один из киносценариев на столе у голливудского кинопродюсера.

Предыстория


Любая революция революция в истории является побочным продуктом эпохи, в которую она происходит. Начиная с французской, американской и русской революций и заканчивая падением Берлинской стены, каждая из них, по сути, представляла собой смелое проявление превалирующего культурного движения. То же можно сказать и о революции в бодибилдинге.

В середине и конце 1960-х в Америке было неспокойно. Между убийствами Джона Кеннеди, Мартина Лютера Кинга и Роберта Кеннеди и участием США в конфликте во Вьетнаме происходило достаточно других волнений, порождающих социальное беспокойство, ведущее к революции. Но на этот раз революция была не вооруженной, а культурной (хотя, как при большинстве революций, пролилось и немного крови).


Пацифистское движение стало американским способом сказать «Достаточно!» кровопролитию, авторитаризму и послевоенному социальному консерватизму, которые были обречены на вымирание. Поворотным моментом в национальной культурной революции стал 1968 год. Мартин Лютер Кинг и Бобби Кеннеди убиты, президент Линдон Джонсон объявил, что не пойдет на перевыборы из-за своей непопулярности в связи со вьетнамским конфликтом, «Битлы» совершили поездку в Индию и… Арнольд Шварценеггер прибыл в Калифорнию.

Дух перемен буквально витал в воздухе. Если мир и был когда-либо готов полностью принять бодибилдинг, то это было именно в конце 60-х, и если и было место, где это должно было случиться, то в Южной Калифорнии. Ведь еще задолго до того, как Шварценеггер прибыл на ее берега, Лос-Анджелес превратился в магнит для любителей удовольствий и мечтателей, которых неудержимо тянул туда райский климат, океанские волны и потенциал для достижения успеха.

Герои революции


Во главе всего этого движения стоял магнат бодибилдинга Джо Вейдер, который, хотя его офис и располагался в Нью-Джерси, был убежден, что для успешного продвижения «кача» в массы, рекламировать нужно было не мышцы, а стиль жизни. И этот стиль, по его мнению, должен был состоять из солнца, пляжа, красивых девушек и… бодибилдеров. Весной 1963 года еще одним жителем Джерси, переехавшим на западное побережье вслед за Вейдером, стал Дэйв Дрейпер. Он был не только сотрудником вейдеровской компании, но и «лицом» многих его бодибилдерских изданий. Большой, белокурый и улыбчивый, Дрейпер выглядел так, как будто родился на серфе в Венис-Бич, и Вейдер использовал этот имидж на полную катушку, включая с его помощью воображение молодых людей, живущих в разных концах планеты.
Однако, несмотря на всю физическую привлекательность Дрейпера, Вейдер чувствовал, что в паззле все еще не хватало какой-то детали — той самой, которая сможет действительно популяризировать бодибилдинг. У Дрейпера, несомненно, была его внешность и мозги, но он был довольно скромным и застенчивым. А для того, чтобы вознести бодибилдинг на вершину, требовалась смелая и яркая личность.

В 1967 году на сцене появился Фрэнк Зейн — еще один симпатичный атлет с телом героя в «стае» Вейдера. До переезда на запад Зейн был учителем старших классов из Флориды, но в Калифорнии он сразу же влился в местную эстетику дзена. Он был интеллектуален, точен и имел хорошо подвешенный язык, но тоже не дотягивал до уровня эмиссара, который требовался Вейдеру для продвижение бодибилдинга, а также для его журналов Weider Barbell Co. и Weider Nutrition.

И только на состязании Mr. Universe 1968 года в Майями, Флорида, которое заслуженно выиграл Фрэнк Зейн, Джо наконец-то столкнулся с идеальным кандидатом. Несмотря на все выдающиеся дарования Зейна, внимание Вейдера привлек 21-летний новичок, которого он увидел там впервые. Им оказался 188-сантиметровый 113-килограммовый Арнольд Шварценеггер. По-юношески припухлая и не тронутая бронзовым загаром фигура молодого австрийца выглядела далеко не так выгодно, как точеное тело Зейна. Более того, Шварценеггер едва мог связать пару слов на английском. Но Вейдер всегда умел разглядеть потенциал, и безошибочно угадал его в этом парне.

Несмотря на незнание языка, культурные и возрастные барьеры, у них, несомненно, было много общего. Начиная с широкой улыбки и дружелюбного поведения и заканчивая жаждущим взглядом, с которым он рассматривал трофеи победителей за кулисами состязания, Шварценеггер демонстрировал весь тот драйв и страсть к бодибилдингу, которые отличали и самого Вейдера. Плюс ко всему, несмотря на то, что физическая форма Арни была сырой и требовала работы, тренер чемпионов увидел в ней большие будущие возможности.
Вейдер знал, что Шварценеггер, обладатель самых больших мускулистых рук и груди в мире, сможет уже через пару лет завоевать самый престижный титул в бодибилдинге — Mr. Olympia, и стать чемпионом всех времен и народов. Сразу же по завершении Mr. Universe Вейдер убедил Шварценеггера переехать в США и работать на него в качестве «пресс-атлета». Для Арни это было всем, о чем он когда-либо мечтал, и он согласился. Проведя в Калифорнии несколько месяцев, он спросил Джо, можно ли привезти сюда из Мюнхена его бывшего партнера по тренировкам. Он также убедил Вейдера, что Франческо Колумбу — не последний из бодибилдеров. Так и оказалось, что к началу 70-х Южная Калифорния, а точнее зал Gold’s Gym в Венис-Бич, стал домом для самых знаменитых и успешных бодибилдеров планеты.

В следующие 5 лет их ряды пополнили такие будущие легенды, как Кен Уоллер, Эд Корни, Майк Кац, Робби Робинсон, Дэнни Падилла, Роджер Коллард, Дэнни Гейбл, Кент Куен и Лу Ферриньо. Требовалась лишь искра для того, чтобы зажечь эту смесь из лучших из лучших, собравшихся на пространстве в несколько сот квадратных метров — искра, которая представила бы бодибилдинг всему миру. И ее появление было лишь вопросом времени — ведь мир уже начал замечать культурный феномен, растущий в калифорнийской Венеции. Бодибилдинг привлекал все больше людей, и ведущие атлеты играли в этом процессе главную роль.

Время перемен


Между тем, в то время, как Джо Вейдер продолжал пропагандировать бодибилдинг в массах, его топ-спортсмены продолжали экспериментировать с методами построения идеального тела. Это было время исследования бодибилдинга: в конце 60-х – начале 70-х команда Gold’s, как всегда возглавляемая Шварценеггером, активно разрушала формулы, которые вся остальная бодибилдерская общественность принимала как незыблемые.

До того времени типичный бодибилдер обычно придерживался протокола тренировок, который включал 4-6 воркаутов в неделю, по одному в день, с 3-5 подходами по 10 повторений, 3-5 упражнениями на часть тела. Эта формула была простой и легко запоминающейся. Однако Шварценеггер не любил простых путей, потому что простота для него означала топтание на месте. А он всегда хотел большего. Поэтому он и начал экспериментировать: с суперсетами для груди и спины, с тренировками дважды в день и т.д. В конечном итоге, он и его соратники по Gold’s Gym стали эксплуатировать методы тренинга, которые настолько отличались от методов их предшественников, что единственное, что их связывало, так это использование повторений в поднятии железных тяжестей.
Самым заметным отклонением от старого стиля тренировок стала методика двойных сплитов, в которой особенно преуспел сам Шварценеггер. Она подразумевала не только деление мышц тела на группы в разные дни, но также и сплиты из утренних и вечерних тренировок. Другими словами, речь шла о 6 тренировках в неделю, разделенных на 12 воркаутов.

В Золотую эру бодибилдинга — в начале-середине 70-х в Венис-Бич — возникли также другие принципы тренировки Джо Вейдера, такие как выполнение суперсетов и дропсетов и достижение пикового сокращения. Эти концепции были известны и ранее — но не были так распространены. Во многом именно благодаря соревновательной натуре Шварценеггера и быстро растущему качеству физических кондиций бодибилдеров 60-70-х современные качки имеют сегодня столь широкий арсенал инструментов, помогающих им строить свои тела. Методики, разработанные тогда, остаются актуальными и эффективными и поныне. 

Немає коментарів:

Дописати коментар