пʼятниця, 5 липня 2013 р.

Две христологии от DC Comics


«Верую…. в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного,
рожденного от Отца прежде всех веков, Свет от Света,
Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного,
Отцу единосущного, чрез Которого все произошло;
для нас человеков и для нашего спасения сшедшего с небес,
и воплотившегося от Духа Святого и девы Марии и вочеловечившегося;
распятого за нас при Понтии Пилате
и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день, по Писаниям;
и восшедшего на Небеса, и сидящего одесную Отца;
и опять грядущего со славою судить живых и мертвых;
Которого царству не будет конца…»
(Никео-Цареградский символ веры)

Мы живём в эпоху разочарования в старых героях, в рационализме, морали, власти, основных ценностях. Мы живём в эпоху переосмысления нашей цивилизации. Удивительно, но популярная культура, хотя в своей массе и отвергает христианство, всё чаще обращается к Христоподобным героическим образам и христианскому пониманию спасения. Кассовые сборы многих кинокартин свидетельствуют о том, что людям всё ещё интересна тема спасителя, пускай даже и «сказочного».
Компания DC Comics продолжает экранизировать истории о своих первых персонажах комиксов Бэтмене и Супермене. Сначала неожиданную интерпретацию Бэтмена предложил Крисофер Нолан, а теперь и Супермен был переосмыслен под руководством режиссёра Зака Снайдера.


Герой трилогии Кристофера Нолана Бэтмен неожиданно отсылает зрителей к образу Христа-царя, Христа-судьи, Христа пугающего нечестивых, и радующего праведных. Подобная мысль, о параллелях между «Тёмным рыцарем» и Иисусом, посетила не только автора этой статьи, но определённые аспекты христианского понимания спасения описаны в другой статье относящейся к заключительному фильму трилогии.1 Если посмотреть на историю Бэтмена, то можно увидеть некоторые аллюзии на Христа в образе главного героя Брюса Уэйна. Если присмотреться к главному персонажу, то мы увидим отсылку к Иисусу, оставившего «богатство» и использующего свою власть ради спасения людей, с надеждой, что они изменяться и будут созидать свой мир, а не разрушать его. Во втором фильме Бэтмен берёт на себя чужую вину, чтобы в городе не возобладала преступность, а в третьем «умирает» принимая гибель Готэма, осуждённого «Лигой Теней», на себя. Многие зрители заметили и символичный пронзенный бок Бэтмена, что указывает на Христа, который был проколот римским копьем. Кто-то увидел предательство Талии Аль Гул, как предательство Иуды, ведь на неё полагалось столько надежд по восстановлению города, и ей была передана власть над компанией (деньгами) Брюса. Сам образ Бэтмена, как «умершего» и «воскресшего» символа, призванного вдохновлять людей на любовь и жертвенность, однозначно черпает вдохновение в истории Христа. В трилогии о Бэтмене от Кристофера Нолана Бэтмен сильнее всего влияет на тех, кто знает его истинную идентичность и осознают цену того, что он делает. Именно человечность «супергероя» делает его сильным образом для подражания для тех, кто с ним соприкасается. «Тёмный рыцарь» черпает вдохновение в человечности мессианской личности, и поднимает вопросы испорченности человечества, но одновременно и способности людей к раскаянию и изменению.

Но если Брюс Уэйн создал видимость «трансцендентного» существа, то Кэл-Эл из нового фильма о Супермене («Человек из стали») является уникальным, пришельцем из другого мира, наоборот делающим вид, что он как все люди являясь при этом «не от мира сего».

Кэл-Эл (Кларк Кент), которого люди начинают звать Суперменом, всей своей историей, показанной в фильме Зака Снайдера, отсылает к образу Христа.2 Параллели Супермена с Христом были отмечены не только зрителями, но и подтверждены сценаристом – Дэвидом Гойером.3 Итак, какие же параллели можно смело отметить?

1.    Кэл-Эл пришёл из другого, древнего мира (буквально – спустился с неба со «звездой»);
2.    рождён (хотя на его планете людей уже давно выращивают искусственно);
3.    единственный сын у отца (единородный), посланный изменить жизнь землян;
4.    взращен в приёмной семье, которая защищает его тайну и готовит его к призванию;
5.    он являет себя людям в 33 года;
6.    он предан человечеством в руки потенциальных врагов, но принял это добровольно;
7.    он имеет власть и силу, но не проявляет их, сначала из-за тайны, а затем из-за любви к людям; его боятся и не понимают (подобно Христу он проходит между пришедшими взять его, но они в изумлении и его не трогают);
8.    он смирен и уязвим в своей душе, как и другие люди («как Сам Он претерпел, быв искушен»).

Также он был призван разрушить ожидания криптонийцев, где у каждого была заранее готовая роль в обществе, поскольку он выберет свой путь сам, и это может напомнить нам о «тайне» явления Христа, которая оставалась загадкой для ангелов (1 Пет. 1:10-12; 1 Тим. 3:16).

Ещё сильнее подчёркивает параллель с Христом антагонист генерал Зод:

1.    генерал Зод, подобно сатане хочет уничтожить человечество ради восстановления погибшего мира (падшие ангелы не хотят смириться со своей судьбой, но «завидуют» людям и желают их уничтожения);
2.    он смеётся над любовью Кэл-Эла к людям;
3.    он предлагает ему разделить с ним власть над миром, но ценой потери человечества (подобно третьему искушению Христа в пустыне);
4.    он горд и верит только в себя и свои планы.

Многие отметили связь между идеологией Зода (и Фаоры) и идеей «сверхчеловека» (ubermensch) Фридриха Ницше.4 Сама борьба антагониста и протагониста строится на вопросе о том, какова участь человечества в происходящем, и какие качества должен иметь «сверхчеловек». Космические масштабы вопросов не кажутся в этом фильме фантастическими, скорее они отсылают к фундаментальным вопросам существования друг с другом и будущего человечества (в контексте судьбы Криптона). Фильм заставляет задуматься об ответственности за друг друга, об окружающем мире, и его хрупкости, о важности и ценности отношений, которые мы выбираем строить, о заботе, которая ничем не оправдана. Земные родители Кэл-Эла воспитывают его с любовью и жертвенностью, они сеют в него ту любовь, которую он сможет проявить к людям позже. Фильм не только показывает идеализированного героя, он показывает важность наших маленьких действий и решений, и поднимает вопрос о любви к «незнакомцу» (Мф. 25:34-40).

Новая история Супермена заставляет задуматься над некоторыми аспектами жизни Иисуса, которые мы часто упускаем из виду, например его существование среди людей в полном осознании своей чужеродности, и в то же время ответственности за судьбы окружающих. Очень ярко показаны два аспекта жизни Христа:

1) Его «супер» присутствие среди людей, которые не осознают грандиозность происходящего,
2) Его смирение при полноте власти над жизнями тех, кто покушался на Него (особенно насыщенно этот аспект отображает сцена с наручниками).

Также, ярко показано его сильное желание спасать жизни (даже когда это ему угрожает разоблачением). Эти аспекты истории показывают нам важность уважения к каждому человеку, простую истину гостеприимства: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр. 13:2), и понимание того, что Бог может делать что-то величественное у нас «под носом», а мы можем этого просто не заметить: «нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис. 53:2).

Любовь Кэл-Эла к людям – это что-то непонятное для многих зрителей. Некоторые прямо обвинили фильм в романтической наивности и не реалистичности персонажа из-за его странного этического идеализма и необоснованной заботе о человечестве. Но разве это не то, что является загадкой во всём происшедшим со Христом? Разве само явление Христа не является чем-то нелогичным, «юродством»? Боль Кэл-Эла которую он переживает в конце, когда ему приходится выбирать между смертями одной из сторон (землянами, или криптонцами) хорошо иллюстрирует тот факт, что Бог любит всех, и ту скорбь, которую причиняет для Него потеря любого из Его творений. Потеря – это всегда трагедия, так что Бог скорбит и о сатане. То, что Супермен вышел в этот раз во многом скорбящим показывает нераздельную связь любви и страдания, ответственности и боли, призвания и отвержения. «Человек из стали» напоминает современному миру простые истины христианства, он является современной притчей о Том, о Ком не принято говорить так громко.

Один комментатор написал: «людям не нравится человек, обладающий огромной властью, но скромный и служащий нуждающимся. Воровство, ложь и манипулятивность – это получает более возвышенные отзывы, чем спасение человечества…»5 Однако кассовый успех фильма показывает, что людей привлекает эта история. Даже отвержение христианства многими зрителями не может остановить их от влечения к Христоподобной личности.

«Человек из стали» тонко сумел показать «бога», который выглядит человечно, который будучи неуязвимым, тем не менее, переживает боль и страдания и может вызывать сочувствие и понимание. Видимо компания DC Comics решила преподнести современности два взгляда на Христа: «снизу» (Бэтмен в трилогии о «Тёмном рыцаре») и «сверху» (Супермен в «Человек из стали»). Ну что ж… надеемся, что Евангелие ещё оставит свою тень в современном популярном кинематографе, в том числе и в продукции DC Comics. Похоже, Иисус из Назарета продолжает незримо присутствовать в нашей культуре и преобразовывать разочарованных, уставших людей третьего тысячелетия.
Денис Кондюк

Немає коментарів:

Дописати коментар