«Верую…. в Единого Господа
Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного,
рожденного
от Отца прежде всех веков, Свет от Света,
Бога
истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного,
Отцу
единосущного, чрез Которого все произошло;
для
нас человеков и для нашего спасения сшедшего с небес,
и
воплотившегося от Духа Святого и девы Марии и вочеловечившегося;
распятого
за нас при Понтии Пилате
и
страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день, по Писаниям;
и
восшедшего на Небеса, и сидящего одесную Отца;
и
опять грядущего со славою судить живых и мертвых;
Которого
царству не будет конца…»
(Никео-Цареградский
символ веры)
Мы
живём в эпоху разочарования в старых героях, в рационализме, морали, власти,
основных ценностях. Мы живём в эпоху переосмысления нашей цивилизации.
Удивительно, но популярная культура, хотя в своей массе и отвергает
христианство, всё чаще обращается к Христоподобным героическим образам и
христианскому пониманию спасения. Кассовые сборы многих кинокартин
свидетельствуют о том, что людям всё ещё интересна тема спасителя, пускай даже
и «сказочного».
Компания
DC Comics продолжает экранизировать истории о своих первых персонажах комиксов
Бэтмене и Супермене. Сначала неожиданную интерпретацию Бэтмена предложил
Крисофер Нолан, а теперь и Супермен был переосмыслен под руководством режиссёра
Зака Снайдера.
Герой
трилогии Кристофера Нолана Бэтмен неожиданно отсылает зрителей к образу
Христа-царя, Христа-судьи, Христа пугающего нечестивых, и радующего праведных.
Подобная мысль, о параллелях между «Тёмным рыцарем» и Иисусом, посетила не
только автора этой статьи, но определённые аспекты христианского понимания
спасения описаны в другой статье относящейся к заключительному
фильму трилогии.1 Если посмотреть на историю Бэтмена, то
можно увидеть некоторые аллюзии на Христа в образе главного героя Брюса Уэйна.
Если присмотреться к главному персонажу, то мы увидим отсылку к Иисусу,
оставившего «богатство» и использующего свою власть ради спасения людей, с
надеждой, что они изменяться и будут созидать свой мир, а не разрушать его. Во
втором фильме Бэтмен берёт на себя чужую вину, чтобы в городе не возобладала
преступность, а в третьем «умирает» принимая гибель Готэма, осуждённого «Лигой
Теней», на себя. Многие зрители заметили и символичный пронзенный бок Бэтмена,
что указывает на Христа, который был проколот римским копьем. Кто-то увидел
предательство Талии Аль Гул, как предательство Иуды, ведь на неё полагалось
столько надежд по восстановлению города, и ей была передана власть над
компанией (деньгами) Брюса. Сам образ Бэтмена, как «умершего» и «воскресшего»
символа, призванного вдохновлять людей на любовь и жертвенность, однозначно
черпает вдохновение в истории Христа. В трилогии о Бэтмене от Кристофера Нолана
Бэтмен сильнее всего влияет на тех, кто знает его истинную идентичность и
осознают цену того, что он делает. Именно человечность «супергероя» делает его
сильным образом для подражания для тех, кто с ним соприкасается. «Тёмный
рыцарь» черпает вдохновение в человечности мессианской личности, и поднимает
вопросы испорченности человечества, но одновременно и способности людей к раскаянию
и изменению.
Но
если Брюс Уэйн создал видимость «трансцендентного» существа, то Кэл-Эл из
нового фильма о Супермене («Человек из стали») является уникальным, пришельцем
из другого мира, наоборот делающим вид, что он как все люди являясь при этом «не
от мира сего».
Кэл-Эл
(Кларк Кент), которого люди начинают звать Суперменом, всей своей историей,
показанной в фильме Зака Снайдера, отсылает к образу Христа.2 Параллели Супермена с Христом были
отмечены не только зрителями, но и подтверждены сценаристом – Дэвидом Гойером.3 Итак, какие же параллели можно смело
отметить?
1.
Кэл-Эл пришёл из другого, древнего мира (буквально – спустился с
неба со «звездой»);
2.
рождён (хотя на его планете людей уже давно выращивают
искусственно);
3.
единственный сын у отца (единородный), посланный изменить жизнь
землян;
4.
взращен в приёмной семье, которая защищает его тайну и готовит его
к призванию;
5.
он являет себя людям в 33 года;
6.
он предан человечеством в руки потенциальных врагов, но принял это
добровольно;
7.
он имеет власть и силу, но не проявляет их, сначала из-за тайны, а
затем из-за любви к людям; его боятся и не понимают (подобно Христу он проходит
между пришедшими взять его, но они в изумлении и его не трогают);
8.
он смирен и уязвим в своей душе, как и другие люди («как Сам Он
претерпел, быв искушен»).
Также
он был призван разрушить ожидания криптонийцев, где у каждого была заранее
готовая роль в обществе, поскольку он выберет свой путь сам, и это может
напомнить нам о «тайне» явления Христа, которая оставалась загадкой для ангелов
(1 Пет. 1:10-12; 1 Тим. 3:16).
Ещё
сильнее подчёркивает параллель с Христом антагонист генерал Зод:
1.
генерал Зод, подобно сатане хочет уничтожить человечество ради
восстановления погибшего мира (падшие ангелы не хотят смириться со своей
судьбой, но «завидуют» людям и желают их уничтожения);
2.
он смеётся над любовью Кэл-Эла к людям;
3.
он предлагает ему разделить с ним власть над миром, но ценой
потери человечества (подобно третьему искушению Христа в пустыне);
4.
он горд и верит только в себя и свои планы.
Многие
отметили связь между идеологией Зода (и Фаоры) и идеей «сверхчеловека»
(ubermensch) Фридриха Ницше.4 Сама борьба антагониста и протагониста
строится на вопросе о том, какова участь человечества в происходящем, и какие
качества должен иметь «сверхчеловек». Космические масштабы вопросов не кажутся
в этом фильме фантастическими, скорее они отсылают к фундаментальным вопросам
существования друг с другом и будущего человечества (в контексте судьбы
Криптона). Фильм заставляет задуматься об ответственности за друг друга, об
окружающем мире, и его хрупкости, о важности и ценности отношений, которые мы
выбираем строить, о заботе, которая ничем не оправдана. Земные родители Кэл-Эла
воспитывают его с любовью и жертвенностью, они сеют в него ту любовь, которую
он сможет проявить к людям позже. Фильм не только показывает идеализированного
героя, он показывает важность наших маленьких действий и решений, и поднимает
вопрос о любви к «незнакомцу» (Мф. 25:34-40).
Новая
история Супермена заставляет задуматься над некоторыми аспектами жизни Иисуса,
которые мы часто упускаем из виду, например его существование среди людей в
полном осознании своей чужеродности, и в то же время ответственности за судьбы
окружающих. Очень ярко показаны два аспекта жизни Христа:
1)
Его «супер» присутствие среди людей, которые не осознают грандиозность
происходящего,
2)
Его смирение при полноте власти над жизнями тех, кто покушался на Него
(особенно насыщенно этот аспект отображает сцена с наручниками).
Также,
ярко показано его сильное желание спасать жизни (даже когда это ему угрожает
разоблачением). Эти аспекты истории показывают нам важность уважения к каждому
человеку, простую истину гостеприимства: «Страннолюбия не забывайте, ибо через
него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр. 13:2), и
понимание того, что Бог может делать что-то величественное у нас «под носом», а
мы можем этого просто не заметить: «нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели
Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис. 53:2).
Любовь
Кэл-Эла к людям – это что-то непонятное для многих зрителей. Некоторые прямо
обвинили фильм в романтической наивности и не реалистичности персонажа из-за
его странного этического идеализма и необоснованной заботе о человечестве. Но
разве это не то, что является загадкой во всём происшедшим со Христом? Разве
само явление Христа не является чем-то нелогичным, «юродством»? Боль Кэл-Эла
которую он переживает в конце, когда ему приходится выбирать между смертями
одной из сторон (землянами, или криптонцами) хорошо иллюстрирует тот факт, что
Бог любит всех, и ту скорбь, которую причиняет для Него потеря любого из Его
творений. Потеря – это всегда трагедия, так что Бог скорбит и о сатане. То, что
Супермен вышел в этот раз во многом скорбящим показывает нераздельную связь
любви и страдания, ответственности и боли, призвания и отвержения. «Человек из
стали» напоминает современному миру простые истины христианства, он является
современной притчей о Том, о Ком не принято говорить так громко.
Один
комментатор написал: «людям не нравится человек, обладающий огромной властью,
но скромный и служащий нуждающимся. Воровство, ложь и манипулятивность – это
получает более возвышенные отзывы, чем спасение человечества…»5 Однако кассовый успех фильма
показывает, что людей привлекает эта история. Даже отвержение христианства
многими зрителями не может остановить их от влечения к Христоподобной личности.
«Человек
из стали» тонко сумел показать «бога», который выглядит человечно, который
будучи неуязвимым, тем не менее, переживает боль и страдания и может вызывать
сочувствие и понимание. Видимо компания DC Comics решила преподнести
современности два взгляда на Христа: «снизу» (Бэтмен в трилогии о «Тёмном
рыцаре») и «сверху» (Супермен в «Человек из стали»). Ну что ж… надеемся, что
Евангелие ещё оставит свою тень в современном популярном кинематографе, в том
числе и в продукции DC Comics. Похоже, Иисус из Назарета продолжает незримо
присутствовать в нашей культуре и преобразовывать разочарованных, уставших
людей третьего тысячелетия.
Денис Кондюк
Немає коментарів:
Дописати коментар