пʼятниця, 16 листопада 2012 р.

«Система жила, живет и будет…». События в УПЦ МП глазами системного терапевта.


Автор: Сергей Протасов
На то, что сейчас происходит в УПЦ (МП) можно смотреть с разных позиций. Со стороны политической, экономической, религиозно-канонической или даже духовно-мистической. Я же смотрю на это с позиции законов и правил существования и функционирования систем — в общем и конкретной социальной системы в частности. Именно взглянув на УПЦ (МП) как на социальную систему, а не только как на Тело Христово, можно разобраться и понять, что там происходит и как то себе это объяснить. Если же я пытаюсь смотреть лишь с позиции духовной, преградой к пониманию и принятию становятся слова Христа: «По этому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». (Иоанна 13:35 — пер. еп. Кассиана). А вот любви как-то не очень много чувствуется в этой системе как организации, и живет она традиционно по законам социальным (биологическим), потому и рассматривать, что в ней происходит, с позиции закона жизнедеятельности биологических (социальных) систем будет вполне правомочно и логично.
Теперь вкратце о системах. Система – (от греч. – целое, составленное из частей, соединение) – некое образование, состоящее из множества взаимосвязанных элементов, которые как единое целое взаимодействуют с внешней средой и реализуют общие функции. Примером социальных систем может быть семья, школа, партийные и религиозные организации и др. Все они живут по определенным системным законам и правилам, при этом характерно друг от друга отличаясь. К тому же, они постоянно друг с другом взаимодействуют и иногда могут выступать как подсистема другой системы. Например церковный приход может рассматриваться и как отдельная система и как подсистема епархии, та же, в свою очередь, может быть отдельной системой, но как подсистема входить в структуру всей церкви.
При этом в системе есть свои правила, присущие всем системам.
Правило 1. Функционирование элемента системы вторично по отношению к функционированию всей системы. Система борется за выживание, и она всегда готова пожертвовать своим элементом, чтобы в целом остаться функциональной. Примером может быть церковные перетекания прихожан из общины в общину при сохранении главной функции прихода — служба идет. Или избавление от «неугодных» монахов в «благочестивых» монастырях и т.п. Возможно, здесь следует вывод, что ради функционирования системы можно было «пожертвовать» отдельным ее элементом —  судя по последним событиям в УПЦ (МП), архиепископом Александром.
Но есть и другие правила.
Правило 2. Все элементы системы связаны между собой и любое изменение одного элемента влечет за собой изменения другого.Всем известен пример нарушения экологического равновесия, когда изменения численности одной популяции приводят к изменениям численности другой. Это происходит не потому что одни животные стали размножаться активнее других, а потому что в экологических системах все взаимосвязано.  Так, болезнь митрополита Владимира и невозможность активно управлять делами церкви провоцирует активность его секретаря, появляется угроза изменений, нарушен баланс системы. И тогда система может отреагировать необходимостью избавится от угрожающе активных элементов (в данном контексте элементов, приводящих к изменениям (митр. Владимир, арх. Александр)). Тут, пожалуй, надо вспомнить об основных законах существования систем.
Есть два основных закона жизнедеятельности системы – закон гомеостаза и закон развития. Гомеостаз – это стремление системы сохранить себя, свои сущностные свойства во взаимодействии с окружающей средой, обеспечивая выживание системы. Минимизация влияния внешней среды – работа закона гомеостаза. Известный пример гомеостаза: как человеческий организм поддерживает температуру крови. Стоит измениться температуре среды, как организм начинает реагировать изменением частоты сердечных сокращений, сужением или расширением сосудов, потоотделением и так до тех пор, пока температура крови не восстановится.
Дисфункциональные системы достигают гомеостаза за счет «патологического равновесия». Например, семья, где муж алкоголик. «Патологическое равновесие» обеспечивается ролевыми играми семьи. Муж плохой, жена хорошая, муж страдает, жена спасает, муж кается, жена понимает и так они друг друга «любят». Мужу бросать пить нельзя, иначе все рухнет, и придется отказаться от выгодных ролей, жить честно и учится по-настоящему любить друг друга. В таком случае все, кто «посягает» на алкоголизм мужа, становятся врагами семьи, иначе будет нарушен их патологический гомеостаз. Одним словом, каждая система пытается выжить и сохранить свой «статус кво», если внешние факторы или внутренние элементы мешают этому равновесию, они распознаются системой как «смертельная» угроза и вся система работает против них, в лучшем случае отторгает (что и произошло с арх. Александром). И тут мы встречаемся с парадоксом второго закона жизнедеятельности системы: чтобы жить, система должна развиваться. Я думаю, это глубоко чувствовал Владыка митрополит Владимир, потому и привлекал к служению молодых епископов, они придавали системе динамику для развития. Сейчас митрополит Владимир утратил свою функцию «главы» и система начала жить по третьему правилу жизнедеятельности систем.
Правило 3. Система всегда стремится к саморегуляции и к самовосстановлению. См. пример с температурой крови. Только самовосстанавливаться система начала, стремясь вернуться к гомеостазу — насколько патологическому, судить не мне, но, по всей вероятности, этому очень мешал архиепископ Александр.
Проводя дальше анализ жизнедеятельности этой системы (УПЦ МП), можно понять, что она не поменяла «курс на Москву», а вернулась в свою «материнскую» систему, в которой она выполняла роль подсистемы. И это то же логично, если подсистема не пережила кризис сепарации, т.е. здорового отделения и становления себя как отдельной системы, она возвращается в «материнскую» систему как подсистема. Банальный пример с семьей: чтобы выйти замуж, дочь должна сепарироваться от мамы и стать способной создать новую семью, новую систему. Если же сепарация не произошла и даже если дочь вышла замуж, молодая семья не выдерживает «борьбы» с уже устоявшейся системой родительской семьи и побеждает симбиоз дочери и матери. Молодая семья рушится, а дочка возвращается в старую систему. Все логично и понятно, «материнская» система (РПЦ) более жесткая и консервативная, вырваться из ее «любви» для УПЦ (МП) еще не представляется возможным, но с чего-то надо начинать, может избавится, для начала, от «МП» в аббревиатуре…

Еще было бы ошибкой не учитывать, что в систему (УПЦ МП) входят не только синод, есть еще и люди, верные чада Церкви. Как поведет себя эта часть системы, зазвучит ли она в церкви, кто будет ее камертоном? Система выживает, вопросы остаются…
P.S.
Однажды у одного суфия спросили: «Как можно распознать духовного человека?» И суфий ответил : «Это не то, что он говорит, и не то, каким он кажется, а та атмосфера, которая создаётся в его присутствии. Вот что является свидетельством. Ибо никто не в состоянии создать атмосферу, не принадлежащую его духу..»

Немає коментарів:

Дописати коментар