Одной из самых мрачных страниц в истории российского еврейства стало похищение русскими властями тысяч еврейских мальчиков в возрасте 7-12 лет и сдача их в солдаты. Похищенных еврейских детей гнали в кантонистские батальоны, расквартированые в русских губерниях и в Сибири, чтобы навсегда разорвать все связи с близкими, своим народом и своей верой. Этот многолетний геноцид еврейского народа происходил на протяжении царствования Николая I, вступившего на престол в 1825 году и правившего до своей смерти в 1855 году. I
Целью призыва еврейских детей в русскую армию было не только и не столько воспитание профессиональных военных – в условиях суровой воинской службы малолетних кантонистов пытками и истязаниями принуждали к принятию православия, что означало полный разрыв связей с еврейским народом и иудейской верой и быстрое растворение в русском окружении. Призыв малолетних еврейских детей в армию был, таким образом, кратчайшим путем геноцида еврейского народа в Российской империи.
</a>
Капитан Герцель Цам. Единственный еврей-офицер в русской армии. Похищен в возрасте 9 лет из еврейского местечка на Волыни. Прослужил 41 год в армии, в Сибири, в Томске. Его не сломили православные палачи - он остался евреем
Александр Шульман
Кантонисты - "живодерня" для еврейских детей в России
Одной из самых мрачных страниц в истории российского еврейства стало похищение русскими властями тысяч еврейских мальчиков в возрасте 7-12 лет и сдача их в солдаты. Похищенных еврейских детей гнали в кантонистские батальоны, расквартированые в русских губерниях и в Сибири, чтобы навсегда разорвать все связи с близкими, своим народом и своей верой. Этот многолетний геноцид еврейского народа происходил на протяжении царствования Николая I, вступившего на престол в 1825 году и правившего до своей смерти в 1855 году. I
Целью призыва еврейских детей в русскую армию было не только и не столько воспитание профессиональных военных – в условиях суровой воинской службы малолетних кантонистов пытками и истязаниями принуждали к принятию православия, что означало полный разрыв связей с еврейским народом и иудейской верой и быстрое растворение в русском окружении. Призыв малолетних еврейских детей в армию был, таким образом, кратчайшим путем геноцида еврейского народа в Российской империи.
Евреи оказались русскими подданными не по своей воле, а в результате разделов Польши в 18-ом веке. Тогда к России отошли обширные территории поделенной Речи Посполитой, на которых с 11 века проживали многочисленные еврейские общины. Отношения еврейских общин с властями в польском Королевстве строились на основе Магдебургского права и ряда привилегий, из века в век утверждавшихся польскими королями.
Оказавшись под властью России, евреи столкнулись с азиатской варварской деспотией, где правили не закон и порядок, а царил произвол государственной бюрократии. Еврейский народ в России оказался в положении преследуемого меньшинства, лишенного элементарных гражданских прав и подвергавшегося чудовищным преследованиям со стороны русских властей, православной церкви и ненавидящего его русского окружения..
В отношении евреев русские власти стремились всячески ограничить права еврейского меньшинства и добиться его ликвидации. Лучшим средством в достижении этой цели российские власти считали крещение евреев
Потому военной службе евреев русские власти придавали особое значение как «воспитательной» мере, направленной на искоренение в их среде «фанатизма», то есть на обращение их в христианство.
Согласно указу императора Николая I о введении для евреев натуральной воинской повинности от 26 августа 1827, евреи призывались с 12 лет, тогда как христиане призывались с 18 лет. Нормы призыва для евреев этим указом также были установлены гораздо более высокими, чем для христиан: десять рекрутов с одной тысячи евреев- мужчин ежегодно, тогда как для христиан всего семь рекрутов с тысячи мужчин раз в два года, т.е. евреев призывали почти в три раза больше, чем христиан.
Практически все мужское еврейское население должно было в обязательном порядке служить в русской армии. В результате, с 1827 года по 1917 год службу в русской армии прошли более двух с половиной миллионов евреев.
Число еврейских солдат в рядах русской армии всегда заметно превосходило процент евреев в населении России. Так, в составе 16-ой пехотной дивизии, которой командовал "белый генерал" Скобелев, отличившейся при штурме Шипки и Плевны во время русско-турецкой войны 1877-1878гг. еврейские солдаты составляли более четверти личного состава дивизии.
Во всех войнах России еврейские солдаты несли непомерно высокие жертвы, однако в России было запрещено производство евреев в офицеры, их лишали наград, запрещали продвижение по службе.
В России действовали отдельные "Законы о евреях", сравнимые разве что с антисемитским законодательством нацистской Германии. Так, при обороне Севастополя во время Крымской войны 1854-1855гг. погибли более одной тысячи еврейских солдат и матосов, однако проживание евреев в Севастополе было запрещено антисемитскими русскими законами.
Законы о евреях, действовавшие в России, лишали еврейский народ всех гражданских прав.
Если еврейская община(кагал) не могла поставить требуемого количества рекрутов, то взамен каждого недостающего — в виде наказания — брали еще троих сверх нормы. Если кто-либо убегал от призыва, вместо него забирали двух других, а пойманного секли розгами и сдавали затем без зачета общине. Если за кагалом оставалась денежная недоимка по уплате налогов, то за каждые две тысячи рублей долга сдавали в армию по одному рекруту , причем разрешено было пополнять требуемое число призывников малолетними. При этом долг не погашался, и если на следующий год община его не выплачивала, то снова брали за те же самые две тысячи рублей нового рекрута
Особенно трагична была судьба еврейских детей-рекрутов. Хотя по указу их должны были призывать с 12 лет, на деле в армию забирали и дети 7-10 лет. Они проходили службу в кантонистских батальонах до 18 лет, после чего переводились в войска. Срок солдатской службы составлял 25 лет, причем годы, проведенные в кантонистском батальоне в него не засчитывались.
Еврейские общины не справлялись с высокими нормами призыва и тогда для выполнения плана призыва власти формировали команды "ловчиков" или "хапунов", которые просто похищали еврейских детей, уже на разбираясь в их возрасте. Похищенные дети отправлялись в кантонистские батальоны в глубине России, в Поволжье и в Сибири, и навсегда пропадали для своих близких. Оторванные от семьи, не знавшие языка и обычаев русского населения, они становились жертвами истязаний, холода и голода.
</a>
Мой прапрадед Янкеф-Нуте Красный. Похищен в возрасте 10 лет из еврейского местечка в Литве. Кантонист, николаевский солдат. Православные палачи не сломили его - он остался евреем.
Страшным было расставание: матери, пока были силы, бежали за повозками, увозившими их сыновей, крича им вслед: "Сохрани веру свою! Помни имя свое!". А повозки, набитые до отказа перепуганными детьми, увозили их на восток, в ужасную неизвестность. Пока дети ехали через местечки, еврейские женщины подкармливали их, но за пределами "черты" на сострадание не приходилось рассчитывать. Над "жиденятами" издевались из-за странной одежды, длинных прядей волос, характерной внешности, незнания русского языка. Их оскорбляли, бросали вслед камни, мазали губы салом.
А.Герцен в "Былом и Думах" описал свою встречу с командой призванных в армию еврейских детей, которых гнали в глубь России. Офицер, возглавлявший команду говорит:
"Видите, набрали ораву проклятых жиденят с восьми-девятилетнего возраста. Во флот, что ли, набирают, — не знаю. Сначала было их велели гнать в Пермь, да вышла перемена — гоним в Казань. Я их принял верст за сто. Офицер, что сдавал, говорил: беда и только, треть осталась на дороге (и офицер показал пальцем в землю). Половина не дойдет до назначения, — прибавил он —мрут, как мухи."
Привели малюток и построили в правильный фронт. Это было одно из самых ужасных зрелищ, которые я видал — бедные, бедные дети! Мальчики двенадцати, тринадцати еще кое-как держались, но малютки восьми, десяти лет... Ни одна черная кисть не вызовет такого ужаса на холст.
Бледные, изнуренные, с испуганным видом, стояли они в неловких толстых солдатских шинелях со стоячим воротником, обращая какой-то беспомощный, жалостный взгляд на гарнизонных солдат, грубо равнявших их; белые губы, синие круги под глазами показывали лихорадку или озноб. И эти больные дети без ухода, без, ласки, обдуваемые ветром, который беспрепятственно дует с Ледовитого моря, шли в могилу".
Власти рассчитывали на то, что еврейские дети в казарме, оторванные от родной среды и принуждаемые командирами, откажутся от от своей веры и своего народа и, в конце концов, перейдут в христианство.
</a>
Сын кантониста Иосиф Трумпельдор - основатель сионистских боевых формирований, национальный герой Израиля
"Процесс" воспитания в православной вере еврейских детей-кантонистов строился на истязаниях и пытках
Владимир Гиляровский "В моих скитаниях" пишет о своем взводном командире поручике Ярилове, вышедшем из евреев-кантонистов:
" Эдак-то нас маленькими драли... Ах, как меня пороли! Да, вы, господа юнкера, думаете, что я, Иван Иванович Ярилов? Я, братцы, и сам не знаю, кто я такой есть. Меня в мешке из Волынской губернии принесли в учебный полк.
Ездили воинские команды по деревням с фургонами и ловили по задворкам еврейских ребятишек. Схватят в мешок и в фургон. Многие помирали дорогой, а которые не помрут, привезут в казарму, окрестят и вся недолга. Вот и кантонист.
- А родители-то узнавали деток?
- Никаких родителей. Недаром же мы песни пели: "Наши сестры - сабли востры"... Розог да палок я съел - конца краю нет...."
Да и долго еще по пограничным еврейским местечкам ездили отряды солдат с глухими фурами и ловили еврейских ребятишек, сажали в фуры, привозили их в города и рассылали по учебным полкам, при которых состояли школы кантонистов. Здесь их крестили, давали имя и фамилию, какая на ум придет, но, впрочем, не мудрствовали, а более называли по имени крестного отца. Отсюда много меж кантонистов было Ивановых, Александровых и Николаевых...
Воспитывали жестоко и выковывали крепких людей, солдат, ничего не признававших, кроме дисциплины. Девизом воспитания был девиз, оставленный с аракчеевских времен школам кантонистов:
- Из десятка девять убей, а десятого представь.
И выдерживали такое воспитание только люди выносливости необыкновенной."
Батальоны и школы кантонистов называли в народе "живодерней", и все там были "живодерами" — от ефрейтора и до командира батальона. Детей муштровали, истязали, плохо одевали и кормили впроголодь — щи из гнилой капусты с вареными гнилыми раками да ложка каши, а за украденный кусок хлеба давали двадцать пять розог. Еврейские мальчики, попадая в кантонисты, становились собственностью военного ведомства — "сиротами при живых родителях", и командиры распоряжались ими практически как крепостными.
Песня еврейских кантонистов "Ерушалаим славный город"
В кантонистских батальонах унтеры и офицеры старались насильно обратить еврейских детей в православие. За это полагалась награда: чем больше обращенных, тем больше и вознаграждение. "Лишь только перевалили в русские губернии, — вспоминал один из кантонистов, — как начальник партии начал готовить нас к переходу в православие: запрещал молиться, отнимал молитвенники, тфиллин и цицит сжигал, издеваясь над нашими верованиями". При каждом смотре рекрутской партии начальство вызывало желающих креститься, и тех, кто соглашался, лучше одевали, хорошо кормили и реже наказывали. Каждому согласившемуся креститься платили 25 рублей.
Многих еврейских ребят-кантонистов отправляли в отдаленные деревни, на постой в крестьянские дворы, где они до восемнадцати лет были бесплатными работниками — крепостными у крепостных. Их заставляли там тяжело работать, жестоко наказывали и принуждали к крещению, а упорствовавших считали "погаными" и не пускали в избы. Поэтому, как вспоминал один из кантонистов, они жили "в сенях и предбанниках, ели из собачьих и кошачьих плошек остатки скудной хозяйской пищи, пили из корыт и помойных ведер"
Многих детей калечили — случайно или преднамеренно, а когда приезжал инспектор, изувеченных кантонистов — по сто-двести человек — прятали на чердаках и в конюшнях. В сибирских кантонистских батальонах было распространено такое наказание – в суровые сибирские морозы у детей отнимали рукавицы и намертво зашивали карманы шинелей. Их ставили на плацу со взятыми "на караул" ружьями с примкнутыми штыками. Понятно, что руки примерзали к металлу и затем лекари в лазарете безжалостно ампутировали отмороженные руки и пальцы.
" Жаловаться было некому, — вспоминал бывший кантонист. — Командир батальона... был Бог и царь. К битью сводилось у него все учение солдатское. И дядьки старались. Встаешь — бьют, учишься — бьют, обедаешь — бьют, спать ложишься — бьют. От такого житья у нас иногда умирало до пятидесяти кантонистов в месяц... Если умрут сразу несколько, солдаты-инвалиды выкопают одну яму и в нее бросают до пяти трупиков, а так как трупики при этом не кладутся в порядке, то инвалид спускается в яму и ногами притаптывает их, чтобы больше поместилось".
Часты были случаи самоубийства еврейских детей-кантонистов, предпочитавших смерть крещению. В одном предании рассказывается, как однажды на Волге, около Казани, собрались в один день окрестить несколько сот еврейских кантонистов. Местное начальство и духовенство в полном облачении расположилось на берегу реки. Стройными рядами стояли дети. Наконец, подъехал сам царь Николай I и приказал детям войти в воду. «Слушаем, Ваше Императорское Величество!» — воскликнули все они и дружно прыгнули в реку. Но ни один из них не вынырнул на поверхность. Все дети добровольно утопились. Вместо крещения они заранее договорились покончить с жизнью, умереть ради своей веры. Они совершили мученичество за веру, то, что в еврейской традиции именуется «кидуш а-Шем», «освящение Б-жьего имени»
</a>
Генерал армии Яков Крейзер, внук еврейского кантониста. Ему, командиру 1-ой Московской пролетарской дивизии, первому из советских военачальников было присвоено звание Героя Советского союза в июле 1941г. Был членом Еврейского комитета, в 1953г. в разгар антисемитской компании в СССР отказался подписать покаянное письмо Сталину
Самоубийства кантонистов при массовом крещении в реке описаны в балладе немецкого поэта Л. Виля (1807–82).
Сохранилась масса воспоминаний бывших кантонистов о тех жестоких и бесчеловечных временах, когда из детей выбивали их веру. "Нас пригнали из Кронштадта целую партию, — вспоминал один из них, — загнали в тесную комнату, начали бить без всякой милости, потом на другой и на третий день повторяли то же самое... Потом нас загоняли в жарко натопленную баню, поддавали пару и с розгами стояли над нами, принуждая креститься, так что после этого никто не мог выдержать".
"При первом осмотре нашей партии командир заявил перед всем батальоном, что пока он будет жив, ни один не выйдет из его батальона евреем, — и действительно сдержал свое слово..." — "Старшие кантонисты двенадцати-пятнадцати лет дольше мучились; тех больше били, пороли. То и дело передавали, что тот или другой из наших товарищей от тяжких побоев умирает..." — "В архангельском батальоне трое кантонистов зарезались, двое повесились, несколько человек утопились..." — "К началу 1855 года весь батальон был окрещен, за исключением одного из первой роты, которому было семнадцать или восемнадцать лет. Он сильно упорствовал, и за это его ежедневно, перед обедом, клали на скамейку, давали по сто розог и более. Помню, один раз я видел, как струйка крови текла со скамейки на пол, а юноша только охал. После сечения его отправляют в лазарет, залечат раны и опять секут".
Употреблялись все средства, чтобы склонить детей к крещению. Придумывались всякие мучительства. Обычный прием заключался в следующем. Вечером, перед сном, кантонистов ставили на колени и долго держали сонных детей в таком положении. Согласных креститься отпускали спать, несогласных держали на коленях всю ночь, пока те не падали в изнеможении. Упорствовавших секли розгами или подвергали истязаниям. Иных кормили соленой рыбой, а потом не давали пить, пока измученные жаждой дети не соглашались креститься. Напомню, что речь идет о 7-10-летних детях, отрванных от родителей и оказавшихся в русском окружении, где взрослые русские люди изощренно истязали еврейских детей
</a>
Генерал-лейтенант В. Гейман из еврейских кантонистов, командир армейского корпуса. Граф М.С. Воронцов назвал его «храбрейшим из офицеров Кавказкой армии»
Так, Евсей Гройкоп вспоминал, что согласился креститься лишь после того, как его избили, а потом заставили ходить босиком по раскаленным углям. Лазаря Голина офицеры избивали, а потом отказывали ему в медицинской помощи до тех пор, пока он не согласился креститься
При крещении кантонистам обычно меняли имена, и иногда вся группа окрещенных получала одно имя. Если это случалось, к примеру, в день рождения великого князя Николая Александровича, то все получали имя Николай, а если это был день архангела Михаила, все становились Михаилами. Донесения о крещениях заполнены этими превращениями: был Йосель Левиков — стал Василий Федоров, был Самуил Новосельский — стал Александр Александров, Мовша Пейсахович — Григорий Павлов, Израиль Петровицкий — Николай Иванов, Ицка Корзиневич — Николай Николаев. Многих окрещенных легко выделяли потом по одинаковым отчеству и фамилии, которые они получали по имени крестных отцов: Григорий Петрович Петров, Сергей Иванович Иванов, Тимофей Степанович Степанов.
Случалось, что кантонист, достигший 18 лет, при переводе в часть регулярной армии заявлял, что хочет вернуться в иудаизм. За это его подвергали всяческим наказаниям до тех пор, пока он не отказывался от своего заявления. Многие крещеные кантонисты продолжали оставаться втайне верными иудаизму, а некоторые возвращались к нему после окончания службы.
В России "выход из православия" был уголовным преступлением
Если об этом узнавали власти, виновный ссылался в монастырь «для исправления» или привлекался к суду.
В Выборге группа бывших кантонистов (крещеных) за возвращение в иудаизм была в 1863 г. арестована и подвергнута пыткам. Известен также целый ряд судебных процессов 1870–80-х гг. по обвинению «в отпадении от православия»: дела И. Кацмана (1870), М. Айзенберга (А. Антонова, 1880), Я. Терентьева (Л. Либера, 1881) и др.
</a>
Сын еврейского кантониста Генерал-адъютант, генерал от артиллерии Н. Иванов - Главнокомандующий Юго-Западным фронтом в 1МВ
</a>
Сын еврейского кантониста Генерал-адьютант, генерал от инфантерии М.Алексеев - главнокомандующий армиями Западного фронта. начальник штаба Ставки Верховного Главнокомандующего в 1МВ, «общепризнанный крупнейший военный авторитет» страны
Похоронил Российскую империю, принудив царя Николая 11 к отречению от престола
Текст воинской присяги еврейских солдат русской армии:
“Именем Ад-ная живаго, Всемогущаго и вечнаго Б-га Израиля, клянусь, что желаю и буду служить Русскому царю и Российскому Государству, куда и как назначено мне будет во все время службы, с полным повиновением военному Начальству, так же верно, как был бы обязан служить для защиты законов земли Израильской. Но если, по слабости своей, или по чьему внушению, нарушу даваемую мной на верность военной службы присягу, то да падет проклятие вечное на мою душу, и да постигнет оно, вместе со мною, все мое семейство. Аминь”.
Жесточайшие условия службы выковывали из еврейских детей-кантонистов и их потомков "людей твердости необыкновенной", военных профессионалов, сыгравших заметную роль в военной истории России.
Среди них стоит назвать:
Генерал-лейтенант В. Гейман, командир армейского корпуса. Граф М.С. Воронцов назвал его «храбрейшим из офицеров Кавказкой армии» ;
Контр-адмирал С. Кауфман;
Генерал-майор С. Цейль, командир дивизии, погиб на фронте в 1915 г.;
Генерал-майор А. Хануков -, начальник штаба армейского корпуса. Расстрелян в 1918г. за отказ служить в Красной Армии
Вице-адмирал А. Сапсай - начальник штаба Черноморского флота, командир бригады крейсеров,;
Генерал-адъютант, генерал от артиллерии Н. Иванов - Главнокомандующий Юго-Западным фронтом.
Генерал-адьютант, генерал от инфантерии М.Алексеев - главнокомандующий армиями Западного фронта. начальник штаба Ставки Верховного Главнокомандующего
Генерал П. Гейсман - командующий 16-м армейским корпусом
Генерал от артиллерии М. Арнольди
Контр-адмирал Я. Кефали;
Генерал Н. Козлов, начальник Военно-медицинской академии.
Генерал армии Яков Крейзер, первым из советских военачальников ставший Героем Советского Союза в июле 1941г.
«Народы обретают свободу на поле боя. Без еврейских батальонов сионизм невозможен». Основателем Еврейского Легиона является сын кантониста, русский офицер, полный Георгиевский кавалер Иосиф Трумпельдор. В его честь названы сионистские военизированные формирования БЕЙТАР (Завет Трумпельдора)
Всего с 1827 по 1856гг., когда был отменен призыв детей, через кантонистские батальоны прошло более 50 тысяч еврейских мальчиков. Те из них, кого насильно принудили к крещению, после армейской службы оставались в русских городах, где проходили службу, заводили семьи.
Кантонистские батальоны стояли в Казани, Архангельске, Пензе, Саратове, Перми, Вологде, Омске, Иркутске, и в других русских городах Поволжья, Сибири. Именно там могут жить или быть выходцами из этих мест многочисленные потомки насильно крещенных еврейских кантонистов, число которых, по некоторым подсчетам, сегодня может превышать миллион человек.
Потомки насильно крещенных еврейских солдат кантонистов сегодня вряд ли знают о своих еврейских предках – ведь после крещения разрывались все связи с еврейским миром.
Однако нет сомнения, что генетическая память наверняка тревожит многих из них. Примером тому является судьба потомков насильно крещенных инквизицией в 15 веке евреев в Испании и Португалии. Сегодня, спустя 500 лет после тех событий, испанцы и португальцы - потомки насильно крещенных, все чаще возвращаются к вере своих еврейских предков.
Эмма Шкурко Еврейские мальчики в солдатских шинелях, или "жизнь за царя"
Валерий Каджая Кантонисты: "Архипелаг" для еврейских детей.
Еврейская Энциклопедия Кантонисты
Александр Локшин Эпоха «гзейрос» в еврейской истории России: кантонисты, хаперы, пойманники
Феликс Кандель Книга времен и событий
http://shaon.livejournal.com/
Целью призыва еврейских детей в русскую армию было не только и не столько воспитание профессиональных военных – в условиях суровой воинской службы малолетних кантонистов пытками и истязаниями принуждали к принятию православия, что означало полный разрыв связей с еврейским народом и иудейской верой и быстрое растворение в русском окружении. Призыв малолетних еврейских детей в армию был, таким образом, кратчайшим путем геноцида еврейского народа в Российской империи.
Капитан Герцель Цам. Единственный еврей-офицер в русской армии. Похищен в возрасте 9 лет из еврейского местечка на Волыни. Прослужил 41 год в армии, в Сибири, в Томске. Его не сломили православные палачи - он остался евреем
Кантонисты - "живодерня" для еврейских детей в России
Одной из самых мрачных страниц в истории российского еврейства стало похищение русскими властями тысяч еврейских мальчиков в возрасте 7-12 лет и сдача их в солдаты. Похищенных еврейских детей гнали в кантонистские батальоны, расквартированые в русских губерниях и в Сибири, чтобы навсегда разорвать все связи с близкими, своим народом и своей верой. Этот многолетний геноцид еврейского народа происходил на протяжении царствования Николая I, вступившего на престол в 1825 году и правившего до своей смерти в 1855 году. I
Целью призыва еврейских детей в русскую армию было не только и не столько воспитание профессиональных военных – в условиях суровой воинской службы малолетних кантонистов пытками и истязаниями принуждали к принятию православия, что означало полный разрыв связей с еврейским народом и иудейской верой и быстрое растворение в русском окружении. Призыв малолетних еврейских детей в армию был, таким образом, кратчайшим путем геноцида еврейского народа в Российской империи.
Евреи оказались русскими подданными не по своей воле, а в результате разделов Польши в 18-ом веке. Тогда к России отошли обширные территории поделенной Речи Посполитой, на которых с 11 века проживали многочисленные еврейские общины. Отношения еврейских общин с властями в польском Королевстве строились на основе Магдебургского права и ряда привилегий, из века в век утверждавшихся польскими королями.
Оказавшись под властью России, евреи столкнулись с азиатской варварской деспотией, где правили не закон и порядок, а царил произвол государственной бюрократии. Еврейский народ в России оказался в положении преследуемого меньшинства, лишенного элементарных гражданских прав и подвергавшегося чудовищным преследованиям со стороны русских властей, православной церкви и ненавидящего его русского окружения..
В отношении евреев русские власти стремились всячески ограничить права еврейского меньшинства и добиться его ликвидации. Лучшим средством в достижении этой цели российские власти считали крещение евреев
Потому военной службе евреев русские власти придавали особое значение как «воспитательной» мере, направленной на искоренение в их среде «фанатизма», то есть на обращение их в христианство.
Согласно указу императора Николая I о введении для евреев натуральной воинской повинности от 26 августа 1827, евреи призывались с 12 лет, тогда как христиане призывались с 18 лет. Нормы призыва для евреев этим указом также были установлены гораздо более высокими, чем для христиан: десять рекрутов с одной тысячи евреев- мужчин ежегодно, тогда как для христиан всего семь рекрутов с тысячи мужчин раз в два года, т.е. евреев призывали почти в три раза больше, чем христиан.
Практически все мужское еврейское население должно было в обязательном порядке служить в русской армии. В результате, с 1827 года по 1917 год службу в русской армии прошли более двух с половиной миллионов евреев.
Число еврейских солдат в рядах русской армии всегда заметно превосходило процент евреев в населении России. Так, в составе 16-ой пехотной дивизии, которой командовал "белый генерал" Скобелев, отличившейся при штурме Шипки и Плевны во время русско-турецкой войны 1877-1878гг. еврейские солдаты составляли более четверти личного состава дивизии.
Во всех войнах России еврейские солдаты несли непомерно высокие жертвы, однако в России было запрещено производство евреев в офицеры, их лишали наград, запрещали продвижение по службе.
В России действовали отдельные "Законы о евреях", сравнимые разве что с антисемитским законодательством нацистской Германии. Так, при обороне Севастополя во время Крымской войны 1854-1855гг. погибли более одной тысячи еврейских солдат и матосов, однако проживание евреев в Севастополе было запрещено антисемитскими русскими законами.
Законы о евреях, действовавшие в России, лишали еврейский народ всех гражданских прав.
Если еврейская община(кагал) не могла поставить требуемого количества рекрутов, то взамен каждого недостающего — в виде наказания — брали еще троих сверх нормы. Если кто-либо убегал от призыва, вместо него забирали двух других, а пойманного секли розгами и сдавали затем без зачета общине. Если за кагалом оставалась денежная недоимка по уплате налогов, то за каждые две тысячи рублей долга сдавали в армию по одному рекруту , причем разрешено было пополнять требуемое число призывников малолетними. При этом долг не погашался, и если на следующий год община его не выплачивала, то снова брали за те же самые две тысячи рублей нового рекрута
Особенно трагична была судьба еврейских детей-рекрутов. Хотя по указу их должны были призывать с 12 лет, на деле в армию забирали и дети 7-10 лет. Они проходили службу в кантонистских батальонах до 18 лет, после чего переводились в войска. Срок солдатской службы составлял 25 лет, причем годы, проведенные в кантонистском батальоне в него не засчитывались.
Еврейские общины не справлялись с высокими нормами призыва и тогда для выполнения плана призыва власти формировали команды "ловчиков" или "хапунов", которые просто похищали еврейских детей, уже на разбираясь в их возрасте. Похищенные дети отправлялись в кантонистские батальоны в глубине России, в Поволжье и в Сибири, и навсегда пропадали для своих близких. Оторванные от семьи, не знавшие языка и обычаев русского населения, они становились жертвами истязаний, холода и голода.
Мой прапрадед Янкеф-Нуте Красный. Похищен в возрасте 10 лет из еврейского местечка в Литве. Кантонист, николаевский солдат. Православные палачи не сломили его - он остался евреем.
Страшным было расставание: матери, пока были силы, бежали за повозками, увозившими их сыновей, крича им вслед: "Сохрани веру свою! Помни имя свое!". А повозки, набитые до отказа перепуганными детьми, увозили их на восток, в ужасную неизвестность. Пока дети ехали через местечки, еврейские женщины подкармливали их, но за пределами "черты" на сострадание не приходилось рассчитывать. Над "жиденятами" издевались из-за странной одежды, длинных прядей волос, характерной внешности, незнания русского языка. Их оскорбляли, бросали вслед камни, мазали губы салом.
А.Герцен в "Былом и Думах" описал свою встречу с командой призванных в армию еврейских детей, которых гнали в глубь России. Офицер, возглавлявший команду говорит:
"Видите, набрали ораву проклятых жиденят с восьми-девятилетнего возраста. Во флот, что ли, набирают, — не знаю. Сначала было их велели гнать в Пермь, да вышла перемена — гоним в Казань. Я их принял верст за сто. Офицер, что сдавал, говорил: беда и только, треть осталась на дороге (и офицер показал пальцем в землю). Половина не дойдет до назначения, — прибавил он —мрут, как мухи."
Привели малюток и построили в правильный фронт. Это было одно из самых ужасных зрелищ, которые я видал — бедные, бедные дети! Мальчики двенадцати, тринадцати еще кое-как держались, но малютки восьми, десяти лет... Ни одна черная кисть не вызовет такого ужаса на холст.
Бледные, изнуренные, с испуганным видом, стояли они в неловких толстых солдатских шинелях со стоячим воротником, обращая какой-то беспомощный, жалостный взгляд на гарнизонных солдат, грубо равнявших их; белые губы, синие круги под глазами показывали лихорадку или озноб. И эти больные дети без ухода, без, ласки, обдуваемые ветром, который беспрепятственно дует с Ледовитого моря, шли в могилу".
Власти рассчитывали на то, что еврейские дети в казарме, оторванные от родной среды и принуждаемые командирами, откажутся от от своей веры и своего народа и, в конце концов, перейдут в христианство.
Сын кантониста Иосиф Трумпельдор - основатель сионистских боевых формирований, национальный герой Израиля
"Процесс" воспитания в православной вере еврейских детей-кантонистов строился на истязаниях и пытках
Владимир Гиляровский "В моих скитаниях" пишет о своем взводном командире поручике Ярилове, вышедшем из евреев-кантонистов:
" Эдак-то нас маленькими драли... Ах, как меня пороли! Да, вы, господа юнкера, думаете, что я, Иван Иванович Ярилов? Я, братцы, и сам не знаю, кто я такой есть. Меня в мешке из Волынской губернии принесли в учебный полк.
Ездили воинские команды по деревням с фургонами и ловили по задворкам еврейских ребятишек. Схватят в мешок и в фургон. Многие помирали дорогой, а которые не помрут, привезут в казарму, окрестят и вся недолга. Вот и кантонист.
- А родители-то узнавали деток?
- Никаких родителей. Недаром же мы песни пели: "Наши сестры - сабли востры"... Розог да палок я съел - конца краю нет...."
Да и долго еще по пограничным еврейским местечкам ездили отряды солдат с глухими фурами и ловили еврейских ребятишек, сажали в фуры, привозили их в города и рассылали по учебным полкам, при которых состояли школы кантонистов. Здесь их крестили, давали имя и фамилию, какая на ум придет, но, впрочем, не мудрствовали, а более называли по имени крестного отца. Отсюда много меж кантонистов было Ивановых, Александровых и Николаевых...
Воспитывали жестоко и выковывали крепких людей, солдат, ничего не признававших, кроме дисциплины. Девизом воспитания был девиз, оставленный с аракчеевских времен школам кантонистов:
- Из десятка девять убей, а десятого представь.
И выдерживали такое воспитание только люди выносливости необыкновенной."
Батальоны и школы кантонистов называли в народе "живодерней", и все там были "живодерами" — от ефрейтора и до командира батальона. Детей муштровали, истязали, плохо одевали и кормили впроголодь — щи из гнилой капусты с вареными гнилыми раками да ложка каши, а за украденный кусок хлеба давали двадцать пять розог. Еврейские мальчики, попадая в кантонисты, становились собственностью военного ведомства — "сиротами при живых родителях", и командиры распоряжались ими практически как крепостными.
Песня еврейских кантонистов "Ерушалаим славный город"
В кантонистских батальонах унтеры и офицеры старались насильно обратить еврейских детей в православие. За это полагалась награда: чем больше обращенных, тем больше и вознаграждение. "Лишь только перевалили в русские губернии, — вспоминал один из кантонистов, — как начальник партии начал готовить нас к переходу в православие: запрещал молиться, отнимал молитвенники, тфиллин и цицит сжигал, издеваясь над нашими верованиями". При каждом смотре рекрутской партии начальство вызывало желающих креститься, и тех, кто соглашался, лучше одевали, хорошо кормили и реже наказывали. Каждому согласившемуся креститься платили 25 рублей.
Многих еврейских ребят-кантонистов отправляли в отдаленные деревни, на постой в крестьянские дворы, где они до восемнадцати лет были бесплатными работниками — крепостными у крепостных. Их заставляли там тяжело работать, жестоко наказывали и принуждали к крещению, а упорствовавших считали "погаными" и не пускали в избы. Поэтому, как вспоминал один из кантонистов, они жили "в сенях и предбанниках, ели из собачьих и кошачьих плошек остатки скудной хозяйской пищи, пили из корыт и помойных ведер"
Многих детей калечили — случайно или преднамеренно, а когда приезжал инспектор, изувеченных кантонистов — по сто-двести человек — прятали на чердаках и в конюшнях. В сибирских кантонистских батальонах было распространено такое наказание – в суровые сибирские морозы у детей отнимали рукавицы и намертво зашивали карманы шинелей. Их ставили на плацу со взятыми "на караул" ружьями с примкнутыми штыками. Понятно, что руки примерзали к металлу и затем лекари в лазарете безжалостно ампутировали отмороженные руки и пальцы.
" Жаловаться было некому, — вспоминал бывший кантонист. — Командир батальона... был Бог и царь. К битью сводилось у него все учение солдатское. И дядьки старались. Встаешь — бьют, учишься — бьют, обедаешь — бьют, спать ложишься — бьют. От такого житья у нас иногда умирало до пятидесяти кантонистов в месяц... Если умрут сразу несколько, солдаты-инвалиды выкопают одну яму и в нее бросают до пяти трупиков, а так как трупики при этом не кладутся в порядке, то инвалид спускается в яму и ногами притаптывает их, чтобы больше поместилось".
Часты были случаи самоубийства еврейских детей-кантонистов, предпочитавших смерть крещению. В одном предании рассказывается, как однажды на Волге, около Казани, собрались в один день окрестить несколько сот еврейских кантонистов. Местное начальство и духовенство в полном облачении расположилось на берегу реки. Стройными рядами стояли дети. Наконец, подъехал сам царь Николай I и приказал детям войти в воду. «Слушаем, Ваше Императорское Величество!» — воскликнули все они и дружно прыгнули в реку. Но ни один из них не вынырнул на поверхность. Все дети добровольно утопились. Вместо крещения они заранее договорились покончить с жизнью, умереть ради своей веры. Они совершили мученичество за веру, то, что в еврейской традиции именуется «кидуш а-Шем», «освящение Б-жьего имени»
Генерал армии Яков Крейзер, внук еврейского кантониста. Ему, командиру 1-ой Московской пролетарской дивизии, первому из советских военачальников было присвоено звание Героя Советского союза в июле 1941г. Был членом Еврейского комитета, в 1953г. в разгар антисемитской компании в СССР отказался подписать покаянное письмо Сталину
Самоубийства кантонистов при массовом крещении в реке описаны в балладе немецкого поэта Л. Виля (1807–82).
Сохранилась масса воспоминаний бывших кантонистов о тех жестоких и бесчеловечных временах, когда из детей выбивали их веру. "Нас пригнали из Кронштадта целую партию, — вспоминал один из них, — загнали в тесную комнату, начали бить без всякой милости, потом на другой и на третий день повторяли то же самое... Потом нас загоняли в жарко натопленную баню, поддавали пару и с розгами стояли над нами, принуждая креститься, так что после этого никто не мог выдержать".
"При первом осмотре нашей партии командир заявил перед всем батальоном, что пока он будет жив, ни один не выйдет из его батальона евреем, — и действительно сдержал свое слово..." — "Старшие кантонисты двенадцати-пятнадцати лет дольше мучились; тех больше били, пороли. То и дело передавали, что тот или другой из наших товарищей от тяжких побоев умирает..." — "В архангельском батальоне трое кантонистов зарезались, двое повесились, несколько человек утопились..." — "К началу 1855 года весь батальон был окрещен, за исключением одного из первой роты, которому было семнадцать или восемнадцать лет. Он сильно упорствовал, и за это его ежедневно, перед обедом, клали на скамейку, давали по сто розог и более. Помню, один раз я видел, как струйка крови текла со скамейки на пол, а юноша только охал. После сечения его отправляют в лазарет, залечат раны и опять секут".
Употреблялись все средства, чтобы склонить детей к крещению. Придумывались всякие мучительства. Обычный прием заключался в следующем. Вечером, перед сном, кантонистов ставили на колени и долго держали сонных детей в таком положении. Согласных креститься отпускали спать, несогласных держали на коленях всю ночь, пока те не падали в изнеможении. Упорствовавших секли розгами или подвергали истязаниям. Иных кормили соленой рыбой, а потом не давали пить, пока измученные жаждой дети не соглашались креститься. Напомню, что речь идет о 7-10-летних детях, отрванных от родителей и оказавшихся в русском окружении, где взрослые русские люди изощренно истязали еврейских детей
Генерал-лейтенант В. Гейман из еврейских кантонистов, командир армейского корпуса. Граф М.С. Воронцов назвал его «храбрейшим из офицеров Кавказкой армии»
Так, Евсей Гройкоп вспоминал, что согласился креститься лишь после того, как его избили, а потом заставили ходить босиком по раскаленным углям. Лазаря Голина офицеры избивали, а потом отказывали ему в медицинской помощи до тех пор, пока он не согласился креститься
При крещении кантонистам обычно меняли имена, и иногда вся группа окрещенных получала одно имя. Если это случалось, к примеру, в день рождения великого князя Николая Александровича, то все получали имя Николай, а если это был день архангела Михаила, все становились Михаилами. Донесения о крещениях заполнены этими превращениями: был Йосель Левиков — стал Василий Федоров, был Самуил Новосельский — стал Александр Александров, Мовша Пейсахович — Григорий Павлов, Израиль Петровицкий — Николай Иванов, Ицка Корзиневич — Николай Николаев. Многих окрещенных легко выделяли потом по одинаковым отчеству и фамилии, которые они получали по имени крестных отцов: Григорий Петрович Петров, Сергей Иванович Иванов, Тимофей Степанович Степанов.
Случалось, что кантонист, достигший 18 лет, при переводе в часть регулярной армии заявлял, что хочет вернуться в иудаизм. За это его подвергали всяческим наказаниям до тех пор, пока он не отказывался от своего заявления. Многие крещеные кантонисты продолжали оставаться втайне верными иудаизму, а некоторые возвращались к нему после окончания службы.
В России "выход из православия" был уголовным преступлением
Если об этом узнавали власти, виновный ссылался в монастырь «для исправления» или привлекался к суду.
В Выборге группа бывших кантонистов (крещеных) за возвращение в иудаизм была в 1863 г. арестована и подвергнута пыткам. Известен также целый ряд судебных процессов 1870–80-х гг. по обвинению «в отпадении от православия»: дела И. Кацмана (1870), М. Айзенберга (А. Антонова, 1880), Я. Терентьева (Л. Либера, 1881) и др.
Сын еврейского кантониста Генерал-адъютант, генерал от артиллерии Н. Иванов - Главнокомандующий Юго-Западным фронтом в 1МВ
Сын еврейского кантониста Генерал-адьютант, генерал от инфантерии М.Алексеев - главнокомандующий армиями Западного фронта. начальник штаба Ставки Верховного Главнокомандующего в 1МВ, «общепризнанный крупнейший военный авторитет» страны
Похоронил Российскую империю, принудив царя Николая 11 к отречению от престола
Текст воинской присяги еврейских солдат русской армии:
“Именем Ад-ная живаго, Всемогущаго и вечнаго Б-га Израиля, клянусь, что желаю и буду служить Русскому царю и Российскому Государству, куда и как назначено мне будет во все время службы, с полным повиновением военному Начальству, так же верно, как был бы обязан служить для защиты законов земли Израильской. Но если, по слабости своей, или по чьему внушению, нарушу даваемую мной на верность военной службы присягу, то да падет проклятие вечное на мою душу, и да постигнет оно, вместе со мною, все мое семейство. Аминь”.
Жесточайшие условия службы выковывали из еврейских детей-кантонистов и их потомков "людей твердости необыкновенной", военных профессионалов, сыгравших заметную роль в военной истории России.
Среди них стоит назвать:
Генерал-лейтенант В. Гейман, командир армейского корпуса. Граф М.С. Воронцов назвал его «храбрейшим из офицеров Кавказкой армии» ;
Контр-адмирал С. Кауфман;
Генерал-майор С. Цейль, командир дивизии, погиб на фронте в 1915 г.;
Генерал-майор А. Хануков -, начальник штаба армейского корпуса. Расстрелян в 1918г. за отказ служить в Красной Армии
Вице-адмирал А. Сапсай - начальник штаба Черноморского флота, командир бригады крейсеров,;
Генерал-адъютант, генерал от артиллерии Н. Иванов - Главнокомандующий Юго-Западным фронтом.
Генерал-адьютант, генерал от инфантерии М.Алексеев - главнокомандующий армиями Западного фронта. начальник штаба Ставки Верховного Главнокомандующего
Генерал П. Гейсман - командующий 16-м армейским корпусом
Генерал от артиллерии М. Арнольди
Контр-адмирал Я. Кефали;
Генерал Н. Козлов, начальник Военно-медицинской академии.
Генерал армии Яков Крейзер, первым из советских военачальников ставший Героем Советского Союза в июле 1941г.
«Народы обретают свободу на поле боя. Без еврейских батальонов сионизм невозможен». Основателем Еврейского Легиона является сын кантониста, русский офицер, полный Георгиевский кавалер Иосиф Трумпельдор. В его честь названы сионистские военизированные формирования БЕЙТАР (Завет Трумпельдора)
Всего с 1827 по 1856гг., когда был отменен призыв детей, через кантонистские батальоны прошло более 50 тысяч еврейских мальчиков. Те из них, кого насильно принудили к крещению, после армейской службы оставались в русских городах, где проходили службу, заводили семьи.
Кантонистские батальоны стояли в Казани, Архангельске, Пензе, Саратове, Перми, Вологде, Омске, Иркутске, и в других русских городах Поволжья, Сибири. Именно там могут жить или быть выходцами из этих мест многочисленные потомки насильно крещенных еврейских кантонистов, число которых, по некоторым подсчетам, сегодня может превышать миллион человек.
Потомки насильно крещенных еврейских солдат кантонистов сегодня вряд ли знают о своих еврейских предках – ведь после крещения разрывались все связи с еврейским миром.
Однако нет сомнения, что генетическая память наверняка тревожит многих из них. Примером тому является судьба потомков насильно крещенных инквизицией в 15 веке евреев в Испании и Португалии. Сегодня, спустя 500 лет после тех событий, испанцы и португальцы - потомки насильно крещенных, все чаще возвращаются к вере своих еврейских предков.
Эмма Шкурко Еврейские мальчики в солдатских шинелях, или "жизнь за царя"
Валерий Каджая Кантонисты: "Архипелаг" для еврейских детей.
Еврейская Энциклопедия Кантонисты
Александр Локшин Эпоха «гзейрос» в еврейской истории России: кантонисты, хаперы, пойманники
Феликс Кандель Книга времен и событий
http://shaon.livejournal.com/
Немає коментарів:
Дописати коментар