Первые века новой эры полны упоминаний о святых мученицах или просто праведницах, прославившихся своей удивительной красотой. Однако житие преподобной Анастасии, слава о красоте которой гремела в Константинополе, стоит в этом ряду особняком. Недаром даже в ее имени есть отдельное, специальное дополнение: Анастасия, переименованная Анастасием-скопцом…
Анастасия была благочестивой дочерью благородных родителей и, в отличие от известного нам сонма девственниц, была знакома с супружеской жизнью. К началу своего подвижнического пути женщина уже была вдовой — и важно отметить, что муж оставил ей огромное состояние.
Для многих благочестивая вдовица служила примером; более того, сам император Юстиниан Великий относился к ней с уважением и окружал почетом. Не нравилась Анастасия только одному человеку, зато эта неприязнь была очень сильной. Вся беда в том, что человеком этим была супруга Юстиниана императрица Феодора. Узнав о таком положении вещей, Анастасия решила исправить ситуацию радикальным методом: она тайно наняла корабль, взяла не самую большую часть своего имущества и отправилась в Александрию, справедливо рассудив, что если ее не будет при дворе, Феодора перестанет губить свою душу ненавистью. Выбрав место на приличном расстоянии от города, Анастасия основала небольшую обитель, где прожила несколько лет, по сути выполняя обязанности настоятельницы. Как говорит житие, «она всегда держала в руках приличествующее для ее пола рукоделие, а на устах непрестанное пение псалмов и славословие Бога». Поскольку Анастасия, сообразно статусу своего почившего супруга, была патрицианкой, то и созданная ею обитель называлась патрикийской, сохранив свою известность на много лет и достигнув позднее славы и достатка.
Однако такая спокойная монашеская жизнь продолжалась недолго — из Константинополя приходит известие о смерти грозной императрицы Феодоры. Юстиниан решил вернуть ко двору благочестивую Анастасию, для чего разослал гонцов по всем концам страны, велев тщательно обыскать все селения и найти уехавшую женщину, после чего с почетом привезти ее в столицу. Будущая святая вовсе не хотела возвращаться к суетной городской жизни и особенно к императорскому двору, а потому спешно покинула свою обитель и отправилась в скит к известному авве Даниилу, которому и поведала историю своей жизни, попросив совета и помощи. Старец отдал женщине мужскую одежду и отправил в одну из дальних пещер, повелев никуда не удаляться из этого места.
Одному из живших в скиту братьев авва сказал регулярно приносить к этой пещере хлеб и воду, сообщив, что здесь теперь живет некий евнух по имени Анастасий. Послушник исполнял это повеление в точности — приносил пропитание, получал от отшельника благословение и удалялся, не перемолвившись ни словом. Так прошло двадцать восемь лет. За эти годы, несмотря на все те тщательные поиски, которые были предприняты императором Юстинианом, никто кроме приходившего брата не видел Анастасию, а сама она практически не выходила из пещеры, проводя все свое время в молитвах, слезах, песнопениях, коленопреклонениях и посте. Наверное, святой не раз вспоминался Константинополь, прежняя жизнь и роскошь — но вряд ли она хотя бы на минуту усомнилась в выбранном пути, вряд ли хоть мимолетно хотела вернуться к суете и богатству, оставив то единение с Богом, которого достигла в этой пещере.
Труды и молитвы истощили физическую оболочку Анастасии, и в какой-то момент она осознала, что вскоре ей предстоит полностью соединиться со Христом. Предвидя свою кончину, она взяла валявшийся в пещере черепок и начертила на нем острым камнем такие слова: «Святый отче! Захвати с собой с поспешностью ученика, который приносит мне хлеб и воду, возьми также и необходимые для погребения орудия и приди, чтобы похоронить твое чадо — евнуха Анастасия». Этот осколок подвижница положила рядом со входом в пещеру, а старец Даниил тем временем тоже имел откровение от Бога о грядущих событиях. Он отправил своего послушника к пещере Анастасии, велев тщательно обыскать место у входа в пещеру. Так был найден черепок с посланием, который брат принес своему наставнику. Старец взял все необходимое и вместе с послушником отправился к месту подвига Анастасии, где между ними, как говорится в житии, состоялся такой диалог:
— Блажен ты, брат Анастасий, потому что, непрестанно имея попечение о смертном дне и часе, ты презрел земное царство!
— Блажен и ты, новый Авраам! И я сейчас крайне нуждаюсь в твоих молитвах.
Даниил возразил, что это они, остающиеся на земле, желают получить благословение от уходящего праведника — и подвел под благословение своего послушника, которого Анастасия благословила, а потом обратилась к старцу с просьбой не омывать ее тело, чтобы не снимать одежды. Она не хотела, чтобы и после ее смерти стала известна тайна, что человек, известный как евнух Анастасий, на самом деле был женщиной. Однако предосторожности, предпринятые святой, не увенчались успехом: когда авва Даниил с учеником вырыли перед пещерой могилу и были готовы опустить туда тело усопшей Анастасии, старец снял с себя рясу и отдал послушнику, велев обрядить в нее покойницу. Во время этого действия ученик неосторожно распахнул одежды на умершем «евнухе» и понял, что перед ним не мужчина. Он не стал ничего спрашивать, помог старцу с честью похоронить Анастасию и лишь на обратном пути задал вопрос, знал ли его авва о том, что вовсе не евнух проживал в этой пещере, а женщина-подвижница. В житии приводится такой ответ старца:
— Да, чадо, я знал это. И по той причине одел ее в мужскую одежду и назвал евнухом Анастасием, что было много поисков со стороны царя, а она не хотела, чтобы о ее месте жительства распространилась молва и ее нашли — и по благодати Божией Анастасия была сокрыта тут.
После этого старец Даниил подробно рассказал своему ученику весь жизненный путь умершей подвижницы — и именно это повествование потом и стало известно во всем мире, став житием Анастасии. Позднее святая все же вернулась в родной Константинополь — ее мощи были перенесены в Царьград. Точно известно, что в 1200 году они находились там, неподалеку от храма св. Софии.
***
На первый взгляд может показаться, что в этом житии нет особого подвига: женщина назвалась мужчиной и жила в отдаленном от города месте, чтобы царские слуги не смогли ее найти. Однако если вдуматься, то лишь сам факт двадцати восьми лет жизни, проведенных человеком практически не выходя из пещеры уже вызывает оторопь и благоговение. А если вспомнить, что изначально это была изнеженная и привыкшая к комфорту женщина, оставшаяся один на один с мрачной пустыней, то эта история начинает играть совсем другими красками. И добровольное отречение от собственного пола ради спасения души становится не самым важным, но все же неотъемлемым элементом всей этой картины в целом. Сложно говорить об этом как об однозначном примере для подражания — но за образец непреклонности, стойкости и веры, вне всякого сомнения, принять стоит.
Немає коментарів:
Дописати коментар