Предыстория
Республиканские, антимонархические настроения усиливались в Португалии на протяжении всего XIX века. Королевская власть была вынуждена отказаться от абсолютизма еще в 1821 году, когда на волне буржуазной революции возник первый португальский парламент.
Учредительные кортесы приняли первую в истории страны конституцию. Конституция существенно ограничивала власть короля. В числе прочих мер она предусматривала учреждение при короле Государственного совета из 13 человек, отмену феодальных привилегий, уничтожение инквизиции, изменение системы административного управления и секуляризацию церковных земель.
Король Жуау VI который в июле 1821 года вернулся в Португалию из Бразилии, куда он уехал еще в 1807 году, спасаясь от наполеоновских войск, также присягнул этой конституции. Однако, тогда конституционный режим продержался недолго. В 1823 году силы, выступавшие за восстановление абсолютизма, во главе с женой и сыном короля – королевой Карлоттой и принцем Мигелем Брагансским – подняли восстание в провинции Траз-уж-Монтеш, и король отменил конституцию. Мигел, ставший королем после отречения от престола своего старшего брата Педру, распустил революционные кортесы в 1828 году.
Борьба абсолютистов с конституционалистами, сопровождавшаяся гражданской войной, продолжалась до 1834 года и закончилась победой последних. Одним из первых дел нового правительства была конфискация церковного имущества и его распродажа. Оправдывали это финансовым кризисом, который был вызван гражданской войной и потерей Бразилии, провозгласившей свою независимость в 1822 году.
Конституционная монархия
В сентябре 1836 года прошли выборы в кортесы, на которых победило радикальное крыло конституционалистов – сентябристы. Сентябристы восстановили конституцию 1822 года, отменив, таким образом, Хартию правления 1826 года, предоставлявшей королю широкие полномочия и предусматривавший назначение, а не выборы членов верхней палаты кортесов. В 1840-х годах консерваторы пытались восстановить Хартию, но потерпели неудачу.
В 1889 году португальский трон занял просвещенный, всесторонне образованный король Карлуш I. Его правление стало чередой поражений как во внешней, так и во внутренней политике.
В 1889 году португальский трон занял просвещенный, всесторонне образованный король Карлуш I. Его правление стало чередой поражений как во внешней, так и во внутренней политике.
Главным вопросом внешней политики был африканский вопрос. Регионы Южной Африки были предметом долгого дипломатического спора между Британской империей и Португалией.
На Берлинской конференции 1884 года Португалия безуспешно пыталась отстоять так называемую «розовую карту» — план объединения Анголы и Мозамбика в единую территорию с включением еще никем не присоединенных лежащих между этими колониями земель (сегодня это части территорий Замбии, Зимбабве и Малави). У Британии были не менее претенциозный колонизаторский план – включение в британское правление внутренних африканских территорий с севера на юг, от Каира до Кейптауна, между которыми предполагалось построить железную дорогу. Португальский план разрывал, таким образом, единую площадь британских колоний в Африке.
Португальцы стремились объединить свой африканский запад (Анголу) со своим африканским востоком (Мозамбик). Когда «розовая карта» была отвергнута, Португалия пыталась добиться хотя бы предоставления коридора между Анголой и Мозамбиком. Европейское сообщество, под давлением Британии, в конце концов, отказало ей и в этом. Британское правительство объявило Португалии ультиматум, на который молодой король и согласился. В результате между Британией и Португалией было подписан крайне унизительный для последней договор, закрепивший африканские колонии Португалии в тех границах, в которых они и просуществовали до 1974 года.
Договор этот, как нетрудно понять, был крайне непопулярен среди португальской аристократии, военных да и всего народа: король, как считало общество, не смог защитить завоеваний нации. На фоне угасания внешнеполитического влияния страны монархия стремительно теряла авторитет, а монархическая форма правления – своих сторонников.
Здесь напрашивается параллель с Российской империей, потерпевшей неудачу в русско-японской войне 1904-1905 годов, после чего российское влияние на Дальнем Востоке пошло на убыль, как за пятнадцать лет до этого пошло на убыль влияние Португалии в Африке.
Внутри страны наступил экономический упадок. За годы правления Карлуша I страна дважды становилась банкротом – в 1892 г. и в 1902 г. Углубление экономической зависимости от Англии, сбои в промышленности вели к росту антимонархических настроений. Либеральная пресса постоянно обвиняла королевский двор в непомерном расточительстве.
Революция
1906 год можно считать началом политического кризиса, приведшего страну к революции и свержению монархии. Большинство заседаний парламента проходили в бесполезных словопрениях, отражавших борьбу двух главных партий — консервативной (партия возрождения) и либеральной (партия прогрессистов). В мае 1906 года Д. Карлуш отправил в отставку правительство партии возрождения и доверил сформировать новое правительство генералу Жоау Франку, предоставив ему практически неограниченную власть.
В сентябре того же года король выступил перед депутатами парламента с планом прогрессивных политических реформ, в который входили: реформа избирательного права; реформа, расширявшая права трудящихся; закон о свободе ассоциаций, об ответственности министров за действия правительства. В течение 1907 года правительство выполняло программу, намеченную королем, но депутаты-республиканцы нагнетали напряженность в парламенте резкими речами против короля. К примеру, депутат Афонсу Кошта обвинил королевскую семью в растрате государственных средств, которые незадолго до этого король взял в долг у государства.
«Людовик XVI поплатился бы жизнью за половину того, что сделал Д. Карлуш», — заявил он . Республиканцы устраивали уличные дебаты по поводу королевских расходов и антиправительственные манифестации, вызывавшие столкновения с полицией, которые решительно, порой с жестокостью, подавлялись. В январе 1907 года журналистам был запрещен вход в парламент и издан новый закон, вводивший жесткую цензуру печати, что вызвало усиление беспорядков. В результате 10 мая 1907 г. правительство, руководимое Жуау Франку, приняло решение распустить парламент без установления срока для новых выборов.
Исследовательница жизни Карлуша I Анна Леонидова в одной из недавних статей замечает: «Король, желавший править либерально, по-английски, был вынужден согласиться с вариантом «правительство без парламента» . «Страна одобрит политику Франку, — говорил он, — мы установим равновесие в бюджете и устраним дефицит. Он пользуется моим полным доверием».
Однако, все получилось иначе. Республиканская партия назвала роспуск парламента государственным переворотом и выдвинула требование об отречении короля от престола. Недовольство выражали и другие партии. Масло в огонь подлило решение кабинета министров об увеличении ежегодных личных расходов короля и его двора на 160 миллионов рейш.
Республиканцы готовили свержение короля. Была намечена и дата всеобщего восстания – 28 января 1908 года. Восстание не состоялось: накануне полиция раскрыла заговор и арестовала революционное руководство. В стране было объявлено военное положение. А через четыре дня, 1 февраля 1908 года король Карлуш I и его наследник Луиш Филипе были убиты выстрелами террористов-республиканцев.
В этот день король, королева и двое их сыновей возвращались на своей яхте в Лиссабон из королевской резиденции Вила-Висоза. Пренебрегая соображениями безопасности, король потребовал открытый экипаж, сел в него вместе с семьей и выехал на площадь Террейру-ду-Пасу. Находившиеся в толпе террористы-республиканцы 26-летний приказчик Луиш Кошта и народный учитель и бывший военный 33-летний Мануэл Буиса открыли по ним огонь: Кошта стрелял из револьвера, а Буиса – из винтовки, которую он скрывал под длинным пальто.
Король был убит на месте, а его старший сын, престолонаследник Луиш Филипе скончался через 20 минут, не приходя в сознание. Младший брат Луиша Филипе принц Мануэл был легко ранен в руку. Единственным членом семьи, который не получил ранений, была супруга Карлуша I, Амелия Орлеанская, отбивавшаяся от террористов с помощью большого букета, чтобы спасти жизнь младшему сыну. Убийцы короля и его наследника были убиты на месте: Кошта — растерзан толпой, а Буиса — застрелен гвардейским офицером. Как позднее выяснилось, они принадлежали к португальским карбонариям – тайной террористической организации, созданной в 1896 году для вооруженной борьбы с монархией.
После этого трагического события монархическое правление в Португалии просуществовало еще почти три года. Вступивший на престол в 19-летнем возрасте Мануэл II оказался слабым и неспособным к правлению монархом. Он больше интересовался искусствами, чем политикой. Под нажимом республиканцев он уволил диктаторское правительство Жуау Франку и назначил демократические выборы, на которых победили социалисты и республиканцы. В ночь с 3 на 4 октября 1910 года республиканцы подняли восстание, которое поддержали военные, многие из которых были карбонариями. 5 октября войска, верные королю, капитулировали и было провозглашено временное правительство.
Одними из первых его декретов стали декреты об отмене дворянских титулов и об отделении Церкви от государства. Король, находившийся в то время в нескольких десятках километров от Лиссабона, в Мафре, узнав о революции в столице, принял решение погрузиться на корабль и бежать в Великобританию .
Заключение
В 1919 году произошла безуспешная попытка реставрации в Португалии монархии. В дальнейшем монархические настроения резко теряют популярность.
Прошло сто с лишним лет со времени провозглашения Португалии республикой. В наше время монархическая партия существует вполне легально и даже участвует в выборах в Ассамблею республики (AR, так теперь называется португальский парламент). Правда, сторонников у нее совсем немного: на последних парламентских выборах за нее отдали свои голоса лишь 0,27 процента избирателей.
Немає коментарів:
Дописати коментар