понеділок, 6 лютого 2012 р.

Тейяр де Шарден Пьер



Дата рождения: 01 мая 1881 г.
Дата смерти: 10 апреля 1955 г.
Имя на родном языке: Teilhard de Chardin Pierre
Тип персоны: Ученые
Профессиональные интересы: Философия, Религия и наука, Естествознание
Конфессии: Католичество
Краткая биографическая справка:
Французский палеонтолог, философ, священник-иезуит.
         Пьер Тейяр де Шарден родился в Оркине недалеко от Клермонт-Феррана во Франции 1 мая 1881 г. «Де Шарден» - это остаток французского аристократического титула, а не фамилия. На могильном камне иезуитского кладбижа в Гайд-Парке в Нью-Йорке его имя написано просто - Пьер Тейяр. Он был четвертым ребенком в семье. Его отец, натуралист-любитель, собирал камни, насекомых и растения, и рассказывал о своих наблюдениях природы домочадцам. Духовность Тейяра во многом была определена влиянием матери. В 11 лет он поступил в иезуитский колледж Монгре, где получил степень бакалавра философии и математики. Затем, в 1899 г. он принял новациат в Обществе Иисуса в Экс-эн-Прованс, где начал свою философскую, богословскую и духовную карьеру. В 1902 г. Тейяр получил лиценциат по литературе в Кане.  С 1905 по 1908 г. он преподавал физику и химию в Каире в иезуитском колледже Святого Семейства. С 1908 по 1912 гг. Тейяр изучал богословие в Гастингсе, Сассекс. Здесь он синтезировал свои научные, философские и богословские знания в свете эволюции. Прочтение «Творческой эволюции» А.Бергсона стало для него «катализатором огня, который поедал сердце и дух». Основные взгляды Тейяра на эволюцию и религию находились под влиянием эволюционного биолога Ф. Добжански. 24 августа 1911 г. Тейяр был рукоположен в сан священника.

         С 1912 по 1914 гг. Тейяр работал в палеонтологической лаборатории Национального музея естественной истории Парижа, изучая млекопитающих среднего третичного периода. Позднее он изучал их повсюду в Европе. В июне 1912 г. он сформировал команду вместе с Артуром Смитом Вудвардом и Чарльзом Доусоном, чтобы совершить исследования в Пилтдауне, после открытия первых фрагментов так называемого «пилтдаунского человека». Профессор Марселлен Буль, специалист по исследованию неандертальца, уже в 1915 г. признал негоминидное происхождение пилтдаунских находок, руководил исследованиями Тейяра в области палеонтологии человека. В музее Института палеонтологии человека Тейяр подружился с Анри Брейлем и принял вместе с ним в 1913 г. участие в раскопках доисторических пещер на северо-западе Испании.
         Мобилизованный в декабре 1914 г., Тейяр служил в 1 Мировую войну в качестве санитара-носильщика в 8 марокканском стрелковом полку. За свое бесстрашие он получил несколько наград, в том числе Орден Почетного Легиона. На протяжении трех лет войны Тейяр развивал свои мысли в дневниках и письмах своей кузине Маргарите Тейяр-Чамбон, которая позднее издала их в книге «Генезис мысли» (Genèse d'une pensée). Позднее он признался: «...война была встречей ... с Абсолютом». В 1916 г. Тейяр написал свое первое эссе: «Космическая жизнь». (La Vie Cosmique), где его научная и философская мысль открываются в его мистической жизни. 26 мая 1918 г. он принес обеты в ордене иезуитов в Сент-Фой в Лионе. В августе 1919 в Джерси он написал работу «Духовная сила материи» (Puissance spirituelle de la Matière).
         Тейяр получил в Сорбонне три степени по естественным наукам: геологии, ботанике и зоологии. Его диссертация была посвящена исследованию млекопитающих нижнего эоцена Франции и их стратиграфии. После 1920 г. он читал лекции по геологии в Католическом институте в Париже, затем стал доцентом после присуждения ему степени доктора наук в 1922 г.
         В 1923 г. он уехал в Китай с о. Эмилем Лицентом, который сотрудничал в Тьянджине с музеем естественной истории Парижа и лабораторией Марселлена Буля. Лицент выполнил значительную часть работ вместе с миссионерами, которые собирали наблюдения в свое свободное время. Здесь Тейяр написал здесь эссе «Месса в мире» (русский перевод «Вселенская литургия» (La Messe sur le Monde). В следующем году он продолжил преподавание в Католическом институте и принял участие в цикле конференций студентов инженерной школы. Два богословских эссе о первородном грехе («Падение, искупление и геоцентризм» (1920), «Заметни о возможности исторического представления первородного греха» (1922)) вызвали беспокойство богословов. Церковное руководство потребовало от него оставить преподавание в Католическом институте и продолжить свои геологические исследования в Китае.
         Тейяр снова прибыл в Китай в 1926 г. Он был вынужден остаться здесь более чем на 12 лет, хотя в этом время много путешествовал по миру. С 1926 по 1935 гг. Тейяр предпринял 5 исследовательских экспедиций по Китаю. Они позволили ему создать первую общую геологическую карту Китая.
         В 1926-1927 гг. после потери кампании в Гансу он путешествовал в долину Сан-Кан-Хо недалеко от Калгана и совершил путешествие в восточную Монголию, где написал работу «Божественная среда» (Le Milieu Divin). Здесь Тейяр написал первые страницы своей главной работы «Феноме человека» (Le Phénomène humain).
         В 1926 г. Тейяр присоединился к продолжающимся раскопкам Пекинского человека в местечке Чжоукоутянь в качестве советника и продолжал оставаться в этой должности в Кайнозойской исследовательской лаборатории Геологической службы Китая начиная с ее основания в 1928 г. Вместе с Эмилем Лицентом он путешествовал в Манчжурию, Западный Шанси и северный Шенси с китайским палеонтологом К.К. Янгом и с Дэвидсоном Блэком, главой Геологической службы Китая.
         После путешествия в Манчжурию в область Большого Хингана с китайскими геологами Тейяр присоединился к команде американской центральноазиатской экспедиции в Гоби, организованной в июне-июле Американским музеем естественной истории совместно с Роем Чепмэном Эндрю. Анри Брейль и Тейяр открыли, что Пекинский человек, ближайший родственник питекантропа с Явы, был «умелым» (обрабатывал камень и управлял огнем). Здесь Тейяр написал работу «Дух Земли» (L'Esprit de la Terre).
         Тейяр принял участие в качестве ученого в знаменитом «желтом круизе» в Центральную Азию. К северо-западу от Пекина в Калгане он присоединился к китайской группе, которая присоединилась ко второй части команды, памирской группе в Аксу. Здесь он оставался со своими коллегами в течение нескольких месяцев в Урумчи, столице Синкьяна. Затем началась китайско-японская война (1937-1945).
         Тейяр предпринял несколько исследовательских экспедиций в южный Китай. Он путешествовал в долину Янцзы и Шеньхуан в 1934, затем, в следующем году, в Кванг-иф и Гуандонг. Отношения с Марселленом Булем прервались; музей отказал в финансировании на том основании, что Тейяр больше работал на Геологическую службу Китая, чем на музей.
         В течение всех этих лет Тейяр внес значительный вклад в установление международной сети исследований палеонтологии человека, относящейся к восточной и юго-восточной зоне азиатского континента. Особенно интенсивно он сотрудничал в этом с двумя друзьями Дэвидсоном Блэком и Джорджем Б. Барбуром. Хотя он много раз посещал в это время США и Францию, но только для того, чтобы отправиться в следующие экспедиции.
         С 1931-1932 гг. Тейяр начал встречаться с представителями Конгрегации по вопросам вероучения в отношении трудов «Божественная среда» и «Дух Земли». В 1937 г. Тейяр написал работу «Феномен духовного» (Le Phénomène spirituel)  на борту корабля «императрица Японии». Во время конгресса в Филадельфии университетом Вилланова Тейяр был удостоен медали Менделя в признание его заслуг в палеонтологии человека. Он произнес речь об эволюции, происхождении и судьбе человека. Газета «Нью-Йорк Таймс» представила Тейяра как иезуита, который утверждал, что человек произошел от обезьяны. Вскоре после этого он был удостоен степени доктора гонорис кауза Католического университета Бостона. Когда он прибыл на встречу, ему было сказано, что это отличие было отменено. После этого Тейяр вернулся во Францию, где он оставался бездвижным вследствие малярии. Вернувшись в Пекин, он написал работу «Духовная энергия страдания» (L'Energie spirituelle de la Souffrance).
         Тейяр умер 10 апреля 1955 г. в Нью-Йорке, где он находился в резиденции иезуитской церкви Игнатия Лойолы на Парк Авеню. Он был похоронен на кладбище Нью-йоркской провинции ордена иезуитов. За несколько дней до своей смерти Тейяр сказал: «Если в моей жизни я не был неправ, я молю Бога позволить мне умереть в день Пасхи». 10 апреля была Пасха.
         В 1925 г. Тейяру было предписано генералом ордена иезуитов Владимиром Ледочовски оставить свое преподавание во Франции и подписать постановление, в котором он отказывался от своих противоречивых утверждений в отношении первородного греха. Тейяр подписал постановление и уехал в Китай. Это было первое из серии осуждений церковными властями, которые продолжались вплоть до смерти Тейяра. Кульминацией этих осуждений стало определение Священной Канцелярии 1962 г. в отношении его работ: «Вышеотмеченные работы обладают такой двусмысленностью и в самом деле даже серьезными ошибками, что действуют противно католическому учению... По этой причине почтеннейшие и честные отцы Священной Канцелярии увещевают всех ординариев, а также руководителей религиозных институций, ректоров семинарий и президентов университетов эффективно защищать умы, особенно молодых людей, против опасностей, представленных в работах о. Тейяра де Шардена и его последователей».
         Сочинения Тейяра, хотя и продолжали находиться в обращении - не публично, поскольку иезуиты были вынуждены повиноваться, но в ротапринтных версиях, которые передавались только частным образом среди иезуитов, среди богословов и ученых, продолжавших обсуждать, спорить и критиковать его взгляды. С течением времени работы Тейяра были постепенно возвращены к употреблению и даже стали цитироваться видными католическими богословами в качестве авторитетных. Тем не менее, вскоре после этого Святой Престол прояснил, что недавние утверждения некоторых членов церкви, в частности те, которые были сделаны к столетней годовщине со дня рождения Тейяра, не должны интерпретироваться как пересмотр предшествующих постановлений церковных властей. Таким образом, определения 1962 г. остаются официальной позицией церкви в отношении Тейяра до сего дня.
         В своей посмертно опубликованной книге «Феномен человека» Тейяр пишет о развертывании материального космоса от первоначальных частиц до развития жизни, человека и ноосферы, и наконец его представлению о точке Омега в будущем, которая есть цель движения всего творения. Тейяр был ведущим защитником ортогенеза, идеи, что эволюция идет направленным образом. Для Тейяра раскрывалась от клетки к организму к планете к солнечной системе и всей вселенной. Тейяр пытался придать смысл вселенной посредством эволюционного процесса. Он интерпретировал человечество как ось эволюции в высшее сознание, и постулировал, что высшее сознание, Бог, должен направлять вселенную к нему.
         Несомненно, что «Феномен человека» представляет попытку Тейяра примирить свою религиозную веру с научными интересами как палеонтолога. Тейяр страстно верит в эволюцию. Он утверждает, что «эволюция есть восхождение к сознанию», и, следовательно, означает в его понимании подъем к точке Омега, которая является Богом.
         Тейяр называл свою работу феноменологией. Он пытается исходить из наблюдаемых феноменов природы, и в качестве главного феномена природы он выдвигает «закон сложности/сознания». Этот закон в его понимании просто утверждает, что в материи существует внутреннее стремление организовывать себя в более сложных структурах, что позволяет достичь высших уровней сознания. Чем более сложной является материя, тем более сознательной. Тейяр предположил, что это лучший способ описания эволюции жизни на земле, нежели чем предложенное Гербертом Спенсером выживание сильнейшего. Вселенная, утверждал он, стремится к высшему сознанию, и в этом стремлении организовывает себя в более сложные структуры. Переходя с уровней геосферы и биосферы, этот закон начинает работать в ноосфере. Тейяр утверждал, что даже если человечество возникло 200000 лет назад, закон сложности/сознания действует на еще более высоком уровне. Сознание во вселенной, утверждал он, теперь продолжает подниматься в сложном порядке и унификации человечества на земле. В конечном счете Тейяр дает новую интерпретацию многим дисциплинам, включая богословие, социологию, метафизику, и все это сконцентрировано вокруг эволюционного понимания вселенной в рамках закона усложнения сознания.
         Вполне понятно, почему при жизни Тейяру было запрещено публиковать свои философско-богословские сочинения. Реакция ведущих католических богословов XX века на тейярдизм была вполне однозначной. Такие мыслители как Жак Маритен, Этьен Жильсон и Дитрих фон Гильдебрант относились к его мировоззрению весьма критически. В то же время определенную снисходительность к воззрениям Тейяра проявил Анри де Любак, но возможно это объяснимо тем, что в 1950-е годы сам де Любак был подвергнут подобным мерам запрета, что и Тейяр.

Библиография работ автора на языке оригинала:
  • Le Phénomène Humain (1955), written 1938-40, scientific exposition of Teilhard's theory of evolution
  • Letters From a Traveler (1956; English translation 1962), written 1923-55
  • Le Groupe Zoologique Humain (1956), written 1949, more detailed presentation of Teilhard's theories
    • Man's Place in Nature (1973)
  • Le Milieu Divin (1957), spiritual book written 1926-27
  • L'Avenir de l'Homme (1959) essays written 1920-52, on the evolution of consciousness (noosphere)
  • Hymn of the Universe (1961; English translation 1965) Harper and Row: ISBN 0-06-131910-4, mystical/spiritual essays and thoughts written 1916-55
  • L'Energie Humaine (1962), essays written 1931-39, on morality and love
  • L'Activation de l'Energie (1963), sequel to Human Energy, essays written 1939-55 but not planned for publication, about the universality and irreversibility of human action
  • Je M'Explique (1966) Jean-Pierre Demoulin, editor ISBN 0-685-36593-X, "The Essential Teilhard" - selected passages from his works
  • Christianity and Evolution, Harvest/HBJ 2002: ISBN 0-15-602818-2
  • The Heart of the Matter, Harvest/HBJ 2002: ISBN 0-15-602758-5
  • Toward the Future, Harvest/HBJ 2002: ISBN 0-15-602819-0
  • The Making of a Mind: Letters from a Soldier-Priest 1914-1919, Collins (1965), Letters written during wartime.
  • Writings in Time of War, Collins (1968) comprised of spiritual essays written during wartime. One of the few books of Teilhard to receive an imprimatur.
  • Vision of the Past, Collins (1966) composed of mostly scientific essays published in the French science journalEtudes.
  • The Appearance of Man, Collins (1965) composed of mostly scientific writings published in the French science journal Etudes.
  • Letters to Two Friends 1926-1952, Fontana (1968) composed of personal letters on varied subjects including his understanding of death.
  • Letters to Leontine Zanta, Collins (1969)
  • Correspondence / Pierre Teilhard de Chardin, Maurice Blondel, Herder and Herder (1967) This correspondence also has both the imprimatur and nihil obstat.
  • de Chardin, P T (1952), "On the zoological position and the evolutionary significance of Australopithecines.",Transactions of the New York Academy of Sciences 14(5): 208-10, 1952 Mar, PMID:14931535, <http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/14931535
  • de Terra; de Chardin & Paterson (1936), Joint geological and prehistoric studies of the Late Cenozoic in India.,83 (published 1936 Mar 6), pp. 233-236, doi:10.1126/science.83.2149.233-aPMID:17809311, <http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17809311

1 коментар: