понеділок, 20 квітня 2015 р.

Украина стремится иметь свою Поместную православную Церковь

Социологические исследования, если они действительно научно обоснованные, — это не просто зеркало существующего положения общества, но и отражение его стремлений, интенций, устремлений в будущее. И задача гражданского общества и «политического класса» — не упустить этих устремлений, зафиксированных в цифрах и графиках, и не позволить тоталитарным силам, политикам-авантюристам и агентуре недружественных государств «оседлать» ситуацию — и с помощью демагогии и манипуляций заставить людей делать совсем не то, к чему те в начале стремились.

Поэтому — внимание! Недавно были опубликованы результаты одного из действительно знаковых всеукраинских опросов, проведенного совместно четырьмя ведущими украинскими социологическими структурами, такими как: Центр социальных и маркетинговых исследований SOCIS, Социологическая группа «Рейтинг», Центр Разумкова и Киевский международный институт социологии. Исследование это знаменательно тем, что в целом было опрошено 25000 респондентов (по 1000 на каждую область и Киев), что позволило получить высокую степень точности по стране в целом и рассматривать результаты по каждой области как репрезентативные. Посвящен опрос был религиозным предпочтениям населения.


Общие результаты оказались следующими: абсолютное большинство украинцев (73,7%) относят себя к православию, 8% — к греко-католицизму, по около 1% — к римо-католицизму и протестантским церквям. «Просто христианами» себя считают 8,5% опрошенных, к другим религиям принадлежат 0,7%, не относят себя ни к одному из религиозных вероисповеданий 6%, и, наконец, «затрудняюсь ответить» — более 1% респондентов.

В региональном плане во всех областях, кроме Тернопольской, Львовской и Ивано-Франковской, распространено православие; в трех названных областях более половины населения принадлежит к греко-католикам. На Закарпатье греко-католиками себя считают почти 20% опрошенных, римо-католиками — 7% (это относительно больше, чем в других областях). Наиболее православными являются (из 81% опрошенных) южный и центральный макрорегионы Украины. А вот на Донбассе, где с такой силой «оформляли» население в духе преданности Московскому патриархату и «истинной вере», православных —  69%, «просто христиан» — 13% и неверующих — 12% (самый высокий показатель по всей стране).

А теперь речь пойдет о главном. Среди тех, кто считает себя православными, 38% опрошенных относят себя к Украинской православной церкви Киевского патриархата, 19,6% — к Украинской православной церкви Московского патриархата, 1,3% — к Украинской автокефальной православной церкви, а 39% — считают себя « просто православными ». При этом к УПЦ (КП) чаще относят себя на западе и в центре страны, к УПЦ (МП) — на юге и Донбассе. Тем не менее, даже в южных и восточных областях, кроме Донбасса и Одесской области, сторонников Киевского Патриархата больше, чем Московского. При этом, отмечают социологи, чем дальше на юг и восток, тем больше опрошенные склонны считать себя «просто православными» и не относить себя ни к одной православной юрисдикции. Абсолютное большинство среди православных такие составляют в Кировоградской, Николаевской, Харьковской, Запорожской, Днепропетровской, Сумской, Донецкой областях.

Что означают эти показатели, какие настроения и тенденции они фиксируют?

Во-первых, то, что Украинская православная церковь (МП) резко потеряла свои позиции и никак не может претендовать на ту роль, которую ей официально определил патриарх Кирилл — «поместной православной церкви Украинской». При этом определенные социологами показатели, как представляется, не являются нижней границей падения влияния этой церкви, и причиной этого является как расплывчатая, как говорится, «никакая» позиция руководства самой УПЦ (МП), так и деятельность Московского патриарха в поддержку Путина и его агрессивно-шовинистической политики.

Во-вторых, что УПЦ (КП), несмотря на укрепление своих позиций, вряд ли сможет даже при самых благоприятных обстоятельствах иметь среди своих убежденных сторонников существенно больше, чем половина всех православных страны. То, что верными УПЦ (КП) в ближайшем будущем признает себя около 50% всех православных — это, кажется, вполне реалистичное предположение. Однако вместе с тем в сознании миллионов христиан Украины, которые уже не хотят подчиняться Московскому патриархату, существует определенное предубеждение в отношении УПЦ (КП), которое не так просто преодолеть. И даже объединение УПЦ (КП) и УАПЦ, которое может произойти вскоре после переговоров между этими Церквями и обязательно даст определенный кумулятивный эффект, не даст такой Церкви твердой приверженности более 55-57% православных Украины.

В-третьих (и это главное) резкое падение авторитета УПЦ (МП) и Московского патриарха, большое число «просто православных» и «просто христиан» наглядно свидетельствуют об общественных устремлениях по созданию Украинской Поместной православной Церкви, которая объединила бы УПЦ (КП), УАПЦ и здоровые силы УПЦ (МП) и опиралась бы на политику признания и содействия со стороны государственной власти. Речь идет не о «государственной церкви», которая существует в России и которую пытался в лице УПЦ (МП) ввести в Украине режим Януковича. Речь идет о Церкви, которая объединит не менее 2/3 (если не больше) всех украинских граждан и которая для признания в среде мирового православия потребует активных усилий со стороны Украинского государства. Конечно, Московский патриархат и Лубянка будут прилагать все усилия, чтобы сорвать такое объединение и помешать признанию Украинской Поместной Церкви на международном и межцерковном уровне, однако можно будет игнорировать волю абсолютного большинства христиан Украины? «Ибо, где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них» (Мт.18, 20), — говорится в Священном Писании. А если это двадцать или тридцать миллионов, как тогда?

Итак, социология дала гражданскому обществу и «политическому классу» четкий сигнал. Поэтому надо действовать — рассудительно, но быстро и эффективно. Ведь в Москве сидят профессионалы провокаций, в том числе и межцерковных ...

КОММЕНТАРИЙ

Людмила ФИЛИПОВИЧ, доктор философских наук, профессор, заведующий отделом проблем религиозных процессов в Украине Института философии им. Г. С. Сковороды НАН Украины:

— Если посмотреть на цифры, то за идею поместной церкви выступают в основном представители УПЦ КП и УАПЦ, а среди прихожан УПЦ МП таких людей довольно небольшой процент. Те попытки, которые делались ради объединения церквей, к сожалению, пока были негативными. Поэтому у общества не сформирована общая позитивная оценка и желание такого объединения. И дело не столько в руководителях, хотя от них многое зависит, а дело в том, настроены ли сами прихожане пойти на такое объединение. Кажется, что УПЦ КП и УАПЦ ничего не разделяет — ни догматически, ни обрядово, ни национально ориентировано, но снизу все еще не господствует объединительное движение, чтобы убедить своих глав, что нужно оставить личные обиды и пожертвовать своими должностями ради идеи единства. Тем более, вселенский патриарх обещал, что пусть хотя бы две церкви объединятся, чтобы говорить об автокефальности и независимости украинской церкви.

Вообще, вероятность такого объединения очень велика и связана с последними событиями в нашей жизни — Майданом, агрессией России против Украины. Эти священники стояли рядом и близки друг к другу. И если с греко-католиками несколько разделяет вероучение, поскольку они исповедуют католический Символ Веры, то эти две церкви не разделяет ничего.

Многое будет зависеть и от позиции Патриарха УПЦ КП Филарета — захотят ли они объединиться, ведь автокефалы говорят именно об объединении, а не присоединении — должны сохраниться специфические признаки и особенности, присущие какому-то месту. Все знают достаточно жесткую позицию самого патриарха относительно атмосферы отсутствия порядка в УАПЦ — там что ни иерарх, то уже и своя церковь. Захотят ли люди, которые привыкли к подобным вольностям, к довольно жесткой руке, единого Патриарха? Много вопросов и к самому Филарету. Объективно, все было бы хорошо для этого объединения, но неизвестно, смогут ли люди это сделать, учитывая неприязнь, формировавшуюся все эти годы, пожертвовать своим положением и строем.

Что же касается объединения с УПЦ МП, то об этом речь вообще не идет, ведь там сейчас происходит колоссальный раскол и все очень непросто, даже трагически для части, которая чувствует себя национально ориентированной. Ануфрий занял позицию, когда украинофилам не место в церкви. И то, что церковь сейчас молчит, многим очень не нравится. Но что они могут сказать? Что им ответить, когда в храм приходит человек с автоматом и просит благословить его стрелять по «укропам»? Нужно было 20 лет правильно работать со своей паствой, чтобы там не возникало соответствующих настроений, но они проворонили это время.

Однако в целом данный социологический опрос выявил, что украинское общество весьма толерантно, ведь оно не склонно обижать, вешать ярлыки, а принимает все как есть. И у нас реальный конфессиональный плюрализм — даже в среде православных. Все церкви равны, имеют право на существование, и это хорошо.


Немає коментарів:

Дописати коментар