четвер, 2 липня 2015 р.

Ислам в России: 20 колоритных дореволюционных фотографий российских мусульман


Продавец тканей в своей лавке в Самарканде.

Продавец тканей в своей лавке в Самарканде.

В период 1902 – 1912 годов фотограф Сергей Прокудин-Горский при поддержке царя Николая II занимался созданием фотографического обзора Российской империи. Для съёмок он использовал специальную камеру с цветными фильтрами, что позволяло получать полноцветные изображения. В нашем обзоре уникальные фотографии российских мусульман Центральной Азии, сделанные Прокудиным-Горским, и история ислама в России.


Мальчик у мечети в Самарканде.

Мальчик у мечети в Самарканде.


Связь между русским православным народом и мусульманами восходит к истокам Древней Руси. Ещё Святой Владимир, выбирая религию, интересовался исламом. С VII века, когда ислам приняло населения Волжской Булгарии, русские с мусульманами жили бок о бок и даже вместе пострадали от первого удара монгольских войск в битве на реке Калке в 1224 году.

Двое заключённых, скованных цепью.

Двое заключённых, скованных цепью.


Отношения мусульман и русских складывались в различные исторические эпохи по-разному. Были и военные конфликты, но межрелигиозного характера они никогда не носили. Историки утверждают, что даже в то время, когда Иван Грозный воевал за Казань, это не была война за «распространение религии». Эта война была войной одних татар, принявших сторону Москвы, с другими, бывшими на стороне Казани. Подтверждением этого является факт, что в армии русского царя татары составляли около 40%. Например, первыми на стены Казанского кремля ворвался полк касимовских татар во главе с ханом Ширали.

Мать и сын. Дагестан.

Мать и сын. Дагестан.


Кочевые киргизы в степи.

Кочевые киргизы в степи.


Ислам и различные его течения в России никогда не запрещались, хотя, безусловно, добровольный переход в православие приветствовался. Но о насильственном обращении в православие никогда речь не шло.

Исфандияр Журжи Бахадур, хан российского протектората Хорезма.

Исфандияр Журжи Бахадур, хан российского протектората Хорезма.


Дагестанские женщины в традиционной одежде.

Дагестанские женщины в традиционной одежде.


Известны в истории и знатные татарскобашкирские роды, служившие России, сохранив ислам. Им оставили и даже даровали земли и платили жалование. Ограничение было всего одно – они не могли владеть крестьянами-христианами. В грамоте об избрании на русский престол царя Михаила Федоровича, утверждённой Земским собором 1613 года, стоят подписи семи татарских мурз, которые высказались от имени мусульман России за возрождение единого Российского государства.

Торжественный портрет бухарского эмира Алим Хана.

Торжественный портрет бухарского эмира Алим Хана.


Женщина в парандже. Самарканд.

Женщина в парандже. Самарканд.


17 июня 1773 года российской императрицей Екатериной Великой был подписал Указ о терпимости всех вероисповеданий в России. А через 5 лет было основано Оренбургское магометанское духовное собрание, осуществлявшее контроль над духовной жизнью всех российских мусульман, и началось встраивание духовных лиц ислама в сословную структуру империи.

Шашлычная в Самарканде.

Шашлычная в Самарканде.


Водовоз в Самарканде.

Водовоз в Самарканде.


С самой лучшей стороны проявили себя «русские мусульмане» и во времена войны России с Наполеоном. В Заграничном походе 1813–1814 годов участвовали 33 татарских и башкирских конных полка, в которых проявили отвагу мусульмане Поволжья, Приуралья, Крыма, Белоруссии.

Ловец птиц.

Ловец птиц.


Бухарский чиновник.

Бухарский чиновник.


Самое длительное и кровавое столкновение русских с мусульманами в Кавказской войне тоже было обусловлено не религиозными факторами, а геополитическим значением Кавказа, которым решили воспользоваться враги России. Великобритания и Турция в корыстных целях цинично использовали верность исламу и патриотизм кавказских народов, что в результате поняли многие вожди кавказцев, в том числе и сам имам Шамиль.

Продавец фруктов на рынке.

Продавец фруктов на рынке.


Обласканный императором Александром II Шамиль писал императору: «Мой священный долг — внушить детям их обязанности перед Россией и ее законными царями. Я завещаю им быть верными подданными Царя России, верно служить новому Отечеству... Старый Шамиль на склоне лет жалеет о том, что не может родиться еще раз, дабы посвятить свою жизнь служению Белому Царю, благородством которого он пользуется».
Узбекский пастух.

Узбекский пастух.


Двое мужчин сидят в мечети в Самарканде.

Двое мужчин сидят в мечети в Самарканде.


Были мусульмане и в личном конвое императора, а также служили в самых элитных частях русской Императорской гвардии. К ним относились с большим уважением и даже заботой, а среди самих кавказцев такая служба считалась очень почётной. Граф А.Х. Бенкендорф составил правила обращения со служившими царю горскими мусульманами: «Не давать свинины и ветчины... Строго запретить насмешки дворян и стараться подружить горцев с ними... и маршировке не учить, стараясь, чтобы горцы с охотой занимались этим в свободное время... Телесным наказаниям не подвергать. Эффендию разрешить посещать горцев, когда он желает, даже в классах... Чтобы во время молитвы горцев дворяне им не мешали... Наблюдать, чтобы не только учителя, но и дворяне насчет веры горцев ничего худого не говорили и не советовали переменить ее...»

Студенты в медресе.

Студенты в медресе.


Ученики на крыльце медресе.

Ученики на крыльце медресе.


Николай II был глубоко верующим православным христианином, и именно глубокая православная вера делала царя веротерпимым человеком. Император не раз выражал свое твердое убеждение, что ни в коем случае нельзя идти против мусульман: «Мы с ними лучше сладим. В этом наша сила».

Учитель с дочерьми.

Учитель с дочерьми.


В православной царской России мусульманские дети должны были посещать мусульманские школы и медресе, где получали начальное и среднее образование. Государь покровительствовал и мусульманам, что перешли в православие. На собственные деньги он содержал школы для крещеных татар Казани. Об экстремистских сектах среди российских мусульман речи никогда не шло. Стоит отметить, что до революции 1917 года мусульмане наряду со своими праздниками отмечали и Рождество Христово, называя праздник Раштулла.

Прихожане у мечети в Самарканде.

Прихожане у мечети в Самарканде.


Не менее интересна и дореволюционная Россия на цветных фотографиях Льва Рейнберга - уникальная возможность совершить путешествие во времени.

Источник: http://www.kulturologia.ru/

Немає коментарів:

Дописати коментар