вівторок, 10 липня 2012 р.

ХРИСТИАНСКИЕ СИМВОЛЫ НА АНТИЧНЫХ МОНЕТАХ В ДОХРИСТИАНСКУЮ ЭПОХУ *

*автор благодарен Александру Березину за тщательную правку текста

В этом небольшом очерке я хочу обратить внимание читателей на любопытный факт - большинство символов, которые мы знаем сейчас как христианские, на самом деле проявляли себя не только задолго до принятия христианства в качестве государственной религии в Римской Империи, но и до рождения на свет самого Иисуса Христа. Перед тем, как приступить к изложению, замечу, что точкой наступления христианской эры я называю первый вселенский собор в Никее в 325 г.н.э., проходивший под руководством Константина Великого. Это событие можно считать началом срастания государства и христанской церкви и, как следствие, постепенное принятие римским государством христианских символов в качестве своих официальных. Совершенно понятно, что после этого на монетах начинают появляться изображения креста, христограммы, альфы-омеги и других символов. В данной же статье меня будет интересовать исторический период до 325 года. Хочется также пояснить, что я называю христианскими символами. Многие символы, о которых пойдет речь, в момент своего появления на той или иной монете не несли идеи христианства, а если сказать уж совсем прямо - вообще никакого отношения к христианству не имели. Они лишь визуально похожи на своих христианских потомков. Строго говоря, символ становится христианским лишь в момент погружения его в особую систему духовных ценностей, которые он выражает. В данной статье меня интересует больше именно визуальный ряд. Завораживает сам процесс рождения нового смысла внутри старого символьно-духовного строя вещей. Новые ценности не создают абсолютно новых символов, а лишь перекодируют старые под свой строй мысли.

Звезда Троцкого как пример реинкарнации символа
Если воспринимать античную историю изолированно, то для современного человека трудно понять, как и почему вызревал новый христианский символизм внутри старого греко-римского мира. Однако, есть одна хорошая аналогия, позволяющая почувствовать этот процесс глубже. В 1960 году в своем эссе о Советском Союзе Андрей Амальрик писал, что так же, как принятие христианства продлило жизнь Римской империи на 300 лет, принятие коммунизма на 70 лет продлило жизнь Российской империи. То есть, в известном смысле, переход России в 1917-1921 годах в коммунистическую форму существования аналогичен слому государственной религии в 312-325 гг. н.э. в Риме. Возьмем для примера красную звезду. Автором этого символа считается Лев Троцкий. Будучи председателем Реввоенсовета – высшего органа руководства невиданного еще в истории воинства - большевистской армии, Троцкий собирался ей придумать такой символ, который бы подчёркивал фундаментальный поворот истории. Но ничего лучше старой доброй звезды он придумать не смог. Когда разбираешься в мотивах, которые привели его к этому художественному решению, то замечаешь, что в молодости Троцкий был масоном и, наверное, прекрасно знал масонскую литературу, традиции, варился в этой культуре. Пентаграмма - это масонский знак. Наверху слева приведена эмблема "Ордена Восточной Звезды" - масонской ложи, основанной адвокатом Робертом Моррисом в 1868 года в городе Нью-Йорке. Любопытная деталь: в 1917 году Лев Троцкий несколько месяцев провел в Нью-Йорке, интенсивно общаясь с местными масонами, пытаясь из их членов вербовать добровольцев для поездки в Россию. 27 марта 1917 года пароход "Кристианафьорд" с 267-ю добровольцами и оружием отплыл от берегов Америки. Местные говорили: "Наш Лёва едет отбирать работу у русского царя". Когда в ходе гражданской войны встал вопрос о символике новой армии, то стараниями Троцкого возникает вот такая характерная пентаграмма в виде опрокинутой звезды. Такая же необычная звезда была помещена на первом советском ордене Боевого Красного Знамени. Ее родовая связь с масонским знаком очевидна. Лишь через год звезда принимает привычную для нас форму лучом вверх. Весь 20 век прошел в тени этого символа. Если в 19 веке было нормальным ассоциировать звезду с масонами, то кто помнил об этом в 20 веке? Новая историческая реальность изменила смысл старых, хорошо известных символов и включила их в свою знаковую систему.
Христограмма
Христограмма - пожалуй наиболее известный христианский символ. Она представляет собой монограмму - переплетение двух греческих букв, - Хи и Ро, которые символизирует первые две буквы в имени Христа. В христианской литературе появление христограммы обычно относят ко 2 веку н.э. Этот знак часто находят в катакомбах, в которых скрывались христиане от преследования, на могилах или местах, где справлялся обряд. Монограмму имени Христова можно видеть на сакральных памятниках древних христиан. Она помещалась на куполах храмов и крещален, в интерьерах: на стенах, на капителях колонн, на мозаиках украшавших апсиду, на алтарной завесе и, особенно часто, на триумфальной арке фронтона храма. Монограмма, как знамение Христово, употреблялась христианами и в частной жизни, например, начертывалась на дверях их жилищ. С раннего времени христиане стали изображать монограмму на кольцах, лампах и мелкой домашней утвари. В могилах мучеников найдено много металлических шейных медальонов с начертанием монограммы. Женщины и дети носили на шее медальоны с частицами мощей святых мучеников. Христограмма существовала во множестве разновидностей, некоторые из них представлены на картинке. В верхнем ряду, посередине, проказан тот тип монограммы Христа, который именуется "константиновой монограммой" или "хрисмоном". Именно ее, согласно традиции, записанной Евсевием Кесарийским, увидел Константин перед битвой на Мильвийском мосту 28 октября 312 г.н.э. Христограмма воспринималась как личный знак императора и стала символом триумфа, получив широчайшее распространение после издания Миланского эдикта. В погребальном контексте хризма приобрела значение символа бессмертия. Этот знак все время эволюционирует, принимая всё более простые формы, например, креста с закруглением на вершине (знаки по диагонали). Эта христограмма получила название "монограмматический крест". Сама христограмма возникает на монетах не сразу, так как римское общество поначалу состояло из "взрывоопасной" смеси христианских и традиционных сообществ, фрагментарно расположенных на территории империи. Только в 353 году этот знак впервые появляется на римской монете - чеканить христограмму решился узурпатор Магненций. Ниже приводится бронзовая монета, отчеканеная в галльском Амьене:
Здесь христограмма дополнена апокалиптическими буквами - альфой и омегой, которые являются первой и последней буквой греческого алфавита. Эти символы восходят к Откровению Иоанна Богослова, которой вложил в уста Иисусу: "Аз есмь Альфа и Омега, Первый и Последний, Начало и Конец" (Откр. I, 8; XXI, 6). Появление этих букв в христограмме связывается с борьбой против ариан, которое отрицали божественное происхождение Иисуса Христа. Узурпатор Магненций, надеясь в борьбе с династией Константина привлечь на свою сторону христиан, делает прорыв в римском монетном деле, помещая на своей монете христограмму. По всей видимости, в то время этот знак уже не столько ассоциировался с именем Константина Великого, сколько имел общехристианское значение. Иначе размещение хрисмона на своей монете в разгар борьбы с императором Констансом - сыном Константина - выглядит странной.
Когда рассматриваешь христограмму, то сразу понимаешь, что имеешь дело с неординарным символом - просто, случайным образом, он сложиться не мог. Тем более удивительно, что во времена, когда никаких христиан еще не было, это знак уже применялся в греческом обиходе. Трудно сказать, имел ли он какие-то самостоятельное значение, отличное от сочетания двух букв, но на античных монетах мы встречаем несколько примеров монограмм в виде "христограммы", причем в ее наиболее выраженной форме - христограммы Константина Великого. На фото слева приведен реверс бронзовой драхмы Птолемея IV, которая была отчеканена примерно за 200 лет до рождения Христа и за 500 лет до видения Константина у Мильвийского моста. Еще более удивительным кажется появление "христограммы" на драхме так называемого псевдо-родосского чекана из города Миласа (Mylasa), датируемой 2 веком до н.э. Думается, он обозначал тогда первые буквы в имени монетария или органа (магистрата), который производил монетный выпуск. Важно подчеркнуть, что сама иконограмма этого символа была хорошо известна древним грекам и поэтому он так удачно прижился в более позднее время, приобретя новое значение в христианской системе координат. Что касается римлян, то и для них христограмма по своему начертанию не была чуждой. Рассмотрим, например, денарий Клавдия RIC 64, на реверсе которого изображены германские трофеи, или денарий Августа "Победа у мыса Акций" RIC 265 с военными трофеями. Весьма сложно не заметить, что очертания привычного для римлян изображения трофеев очень похожи на написание константиновой христограммы. Таким образом, энергетика этого символа была знакома и римлянам, что обеспечило его легкую адаптацию.
Рассмотрим еще один аспект появления христограммы на монетах. Существует такое любопытное явление как граффити на античных монетах. Речь идет о различных неофициальных символах и словах, нацарапанных на монетном кружке обычными людьми. Они разнообразны и являются предметом изучения, мы остановимся здесь только на христианских граффити. Классическим примером служит надпись, сделанная на солиде Аркадия, отчеканенном в самом начале 5 века н.э. Полное описание монеты можно найти вот по этой ссылке . Прямо над головой императора мы читаемKVP[I]OV, далее следует монограмматический крест. Надпись выполнена по-гречески и означает принадлежность (по-видимому монеты, или самого автора граффити) "господину нашему - Иисусу Христу". Кстати сказать, имя Кирилл является однокоренным греческому KVPIOS, что означает"господин, хозяин, владелец" . Мы видим, что в начале 5 века христограмма Константина Великого уступает место более простой форме в виде креста с завитушкой на конце. Образ Иисуса всё более смещается от христограммы к кресту. Такого рода граффити часто встречаются на солидах 4-5 веков, христиане использовали их в качестве подношения в церкви. Надпись по-видимому служила "облагораживанию" монеты и проявлением своих христианских чувств. Но в моей коллекции есть весьма любопытная монета с примером, как я считаю, ранней христианской граффити. Это тетрадрахма Домициана, отчеканенная в сирийской Антиохии в 88-89 гг. н.э.
Как видно, прямо под подбородком у Домициана довольно четко вычерчена (именно вычерчена! - линии проведены с помощью линейки) некая монограмма. Обсудим сначала сам символ, который я перерисовал на картинке. Что мы видим? Четко определяются буквы Хи (крест слева) и Ро (справа), но их переплетение весьма далеко от канонического вида христограммы, как он сложился позднее. Является ли монограмма христианской, или все-таки это случайное сочетание? Я придерживаюсь мнения, что монограмма - христианский символ, так как есть еще одна важная деталь во всей композиции. Если смотреть только на внешний контур монограммы, то мы видим рыбку, плывущую направо. Но рыба - еще более древний символ христиан, который предшествовал даже христограмме! И изображалась она очень похоже на то, что мы видим здесь. Возможно, мы имеем дело с какой-то ранней формой христианской символики, ее переходной формой от рыбки к христограмме? По виду износа монета имела хождение по крайней мере лет пятьдесят после своего выпуска и вполне разумно предположить, что в начале второго века (в эпоху императоров Траяна и Адриана) христианство получило уже достаточное распространение. Подтверждение этому мы находим и в литературе (переписка Траяна с Плинием Младшим) и в церковной традиции (казнь Святого Игнатия императором Траяном). Кроме того, Антиохия была одним из центров распространения новой религии. В то время христиане подвергались гонениям, что стимулировало их создавать свою собственную систему сигналов и опознавательных знаков. Писать открытым текстом на монете, кому предназначено ее подношение, было еще не время.
Рыба
Но вернемся к рыбе, как символу Иисуса Христа. Традиционная версия так объясняет это факт. Рыба, по-гречески Ιχθυσ, расшифровывается следующим образом:
   I - ησουs – Иисус

       χ - χριστοs – Христос

  θ - θεουs – Бога

υ - υιοs – Сын

       σ - σοταρ – Спаситель
Но дело не только в этой анаграмме. Вот некоторые цитаты из Библии:Какой из вас отец, [когда] сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, [когда попросит] рыбы, подаст ему змею вместо рыбы.(Лк.11:11) Как видим, здесь хлеб противопоставляется камню, а значит в той же степени рыба противостоит змее. Но что символизирует змея (Змей)? Тут всё ясно - это знак сатаны, вернее один из образов его. Значит, противостоит злу сам Иисус Христос, т.е. рыба. В символе рыбы есть и проповедь - обращаясь к рыбакам Петру-Симону и Андрею он говорит: Идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков (Мк.1:17). Но и этого мало, в рыбе отразилось Царство Небесное, в которое попадает человек после смерти: Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода. (Мф.13:47) К символу рыбы плотно примыкает символ якоря. Якорь - знак надежды на спасение и символ самого спасения человека. Якорями украшали брачные кольца христиан, что означало спасение в сохранении верности супругов ради Христа. До наших дней сохранились печати первых христиан с изображением якоря, монограммой Христа и рыбами. На фотографии слева приведен пример такого раннехристианского искусства. Встречаются изображения якоря, который оплетает большая рыба, — символ, соединяющий знаки Христа и Спасения. Но что у нумизмата-античника сразу вплывает в памяти, как только он вспоминает якорь и рыбу? Совершенно верно - знаменитый денарий Тита 80 года н.э.! Основная версия такого сюжета на монете состоит в следующем. Короткое правление Тита сопровождалось тремя грандиозными несчастиями - 24 августа 79 года произошло извержение Везувия, которое полностью уничтожило несколько городов. В следующем году уже в самом Риме произошло наводнение и крупный пожар. Наконец, череду несчастий увенчала эпидемия чумы. Денарий с дельфином и якорем был отчеканен согласно Мэттингли (Mattingly, BMC II, pp. lxxii-lxxiii) в серии мероприятий, предпринятых Сенатом, направленных на умиротворение основных божеств из римского пантеона. Дельфин и якорь - атрибуты одного из мощнейших богов - Нептуна и именно он считался одним из инициаторов божественного гнева против людей. Таким образом, старинный языческий образ со временем становится важнейшим скрытым символом христианства. Для христиан это было удобно еще и тем, что в эпоху гонений скрывало их убеждения под языческой личиной.
Встречаются случаи и еще более тщательного кодирования христианами информации о своих убеждениях. Предлагаю сыграть читателю в следующую игру. На фотографии слева приведен реверс знаменитого денария Траяна VIA TRAIANA (RIC 266). Монета была отчеканена в 113 г.н.э. по случаю открытия новой дороги из Беневентума до Брундизия, которая дублировала перегруженную Аппиеву дорогу (Via Appia). На реверсе изображена женская персонификация новой дороги Траяна с колесом в одной руке и пальмовой ветвью - в другой. Казалось бы ничего христианского в этой картинке нет. Между тем, в этом изображении зашифровано имя самого Иисуса Христа! И, вполне вероятно, что монеты именно этого типа имели сакральное для христиан значение. Попробуйте догадаться - почему? Не так давно в Эфесе была обнаружена следующая мраморная плита с начертанными на ней письменами христианского характера. Эта плита стала ключом к пониманию, почему христиане так часто использовали знак колеса с шестью или восмью спицами. На ней нацарапано греческое слово ΙΧΘΥΣ, под ним изображена сама рыбка, чтобы не было уж никаких сомнений, и, рядом с ними чуть правее, - колесо. Это колесо и является ключом к загадке:
Стало понятно, почему в Эфесе некоторые верующие помещали изображения колеса в своих домах. Таким образом, здесь мы сталкиваемся со случаем ДВОЙНОГО шифрования сакральной для христиан информации: сначала из имени Иисуса Христа делается анаграмма, которая по первым буквам ассоциируется со образом рыбы, а затем само слово "рыба" шифруется еще раз в образе колеса. Поразительно, не правда ли?
Образ Богородицы
В моей коллекции есть монета RIC 577, которая имеет явную иконографическую связь с еще одним христианским образом - а именно образом Пресвятой Богородицы. На ней изображена египетская богиня Исида, кормящая грудью Хоруса ( в греческой транскрипции - Харпократеса). Интересно отметить, что Хорус - принципиальное божество в древнеегипетской мифологии. Его отцом был Осирис, а мать - Исида. Он - Бог неба. Иногда он представал в человеческом теле, а иногда в теле птицы. Его голова - это голова сокола с зоркими и волевыми глазами. Правый глаз символизирует солнце, а левый - луну. Его имя тесно связано для египтян с понятием власть. Так называемая "вентиляционная шахта" в пирамиде Хеопса, ведущая из усыпальницы, как думает большинство исследователей, - это туннель для исходящей души фараона в виде божества Хоруса. Он направлен четко на Полярную звезду и, конечно, не может быть просто вентиляцией, как думали ранние исследователи пирамиды. После исхода Хоруса из души усопшего фараона происходила реинкарнация, и Хорус вселялся в следующего фараона для осуществления власти над страной через него. Глядя на монету, трудно отделаться от ощущения, что перед нами стоит Богородица с младенцем Иисусом. Конечно, скептик может сказать, что здесь мы имеем дело исключительно с внешним сходством - в конце концов, а как еще иначе любая мать могла бы взять на руки своего малыша? И если и есть тут какая-то связь между парами Исида-Хорус и Мария-Иисус, то только через образ материнства. Но это было бы поспешное заключение. Внимательно изучая чекан Юлии Домны, можно найти любопытные факты. Справа представленны два реверса денариев RIC 564 (S.Severus) и RIC 273 (J.Domna), на которых изображена Кибела - богиня фригийского происхождения, олицетворение матери-природы. Надпись на обеих монетах поражает: MATER DEVM = Мать Богов. Понятно, что молодая и амбициозная супруга Императора Септимия Севера примеряла этот титул на себя. Именно поэтому у ног Кибелы-Домны на первой монете, относящейся в 198 году, лежат два льва - они символизируют двух сыновей Юлии - Каракаллу и Гету. В 212 году, когда Гета был убит, Кибела изображается уже только с одним львом. В этот момент она поистинне предстает как MATER DEI(буквально - Мать Бога или Богоматерь). Таким образом, круг замыкается и Юлия Домна изображается как Богородица на монете RIC 577. Мы убедились, что образ этот весьма не случаен.
Образ Георгия Победоносца
Наверно не все москвичи представляют, насколько стар образ всадника на гербе города. В Геральдическом регистре Российской Федерации читаем описание герба: Герб города Москвы представляет собой изображение на темно-красном геральдическом щите с отношением ширины к высоте 8:9, развернутого вправо от зрителя всадника - Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне, поражающего золотым копьем черного Змия. Понятно, что образ всадника-единорборца, поражающего змею (символ зла), уходит своими корнями еще в византийские времена. Об этом хорошо написано в статье Михаила Бутырского "Образ всадника на щите: к иконографии императорского портрета на ранневизантийских монетах" . Однако, автор не упоминает, что этот образ был в римской традиции еще и раньше. Как пример, можно привести сестерций Траяна, на котором Император на полном скаку поражает варвара.
Хотя здесь вместо Змия мы видим человекоподобного врага - дакийца-варвара, тем не менее вполне можно себе представить, что варвары, постоянно досаждая римлянам набегами, гиперболизировались в форму вселенского Зла - или просто Змия. В новое время образ Императора, поражающего варвара копьем перерос в фигуру некоего Спасителя, который призван уничтожить зло и дать жизнь человечеству.
Некоторые другие христианские символы
и их прообразы на монетах
Коротко рассмотрим некоторые другие символы, имеющие сакральный для христиан смысл.


Дидрахма Селинуса (Сицилия) 530-515 гг. до н.э. SNG ANS 667
Трилистник - символ Святой Троицы. Предание рассказывает нам историю о том, как Святой Патрик увидел трилистник - желтый цветок с тремя листьями. Он поднял его и сказал: Бог подобен этому цветку. Этот цветок имеет три лепестка и эти три лепестка образуют этот цветок - трилистник. Также и Бог состоит из трех ипостасей, но все же Он есть один Бог.

Тетробол из Скиона (Македония) 480-450 гг. до н.э. SNG ANS 708
Глаз является другим обычным символом Бога - Отца. Он передает весть о том, что Он видит нас: Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его (Псал. 32:18). Глаз Божий означает любящую заботу Божию и участие Его в Своем творении. Он также напоминает нам о том, что Бог видит все, что мы делаем. Иисус напоминает нам, что Бог видит нас даже тогда, когда нас не видит больше никто: Молись Отцу твоему, Который втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (Матф.6:6).

Аурей Августа 19 г. н.э. RIC 316
Бабочка - символ Христова Воскресения и вечной жизни для верующих.

Аурей Траяна 117 г. н.э. RIC 28
Феникс является другим символом Христова Воскресения. Одна небиблейская греческая легенда гласит, что феникс, фантастическая птица, жила несколько сотен лет подряд. Затем птица сгорала, но возникала вновь из собственного пепла и жила несколько столетий еще, прежде чем повторялись ее смерть и “воскресение”. Христиане заимствовали символ этого языческого мифа и применили его ко Христу.

Литра Тарента (Калабрия) 325-280 гг. до н.э. HN III 979
Раковина с тремя каплями воды напоминает нам о крещении, когда вода была трижды пролита на нас во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В заключении в качестве примера другого рода не могу не привести монету символизирующую Мировое Зло. Это тетрадрахма Деметрия Полиоркета "Нептун". Вообразите себе, что вы - средневековый человек. Идете по лесной тропинке, пнули кочку, а там что-то блеснуло. Оказалась монетка! Подняли, протерли, смотрите... о, ужас!!! Сам дьявол изображен на этой монете! А на оборотной стороне еще и черт с трезубцем стоит. Монета бьёт по самым потайным стрункам христианина, как средоточие Зла. Вот так вот, совершенно обычные и даже положительные символы древности, попав в новую систему смысловых координат, приобретают несвойственное им звучание.


Немає коментарів:

Дописати коментар