понеділок, 21 листопада 2011 р.

"Падение Византии": кадровая революция


Автор: Павел Круг

Константинопольский Патриарх Варфоломей много ездит по свету. Это связано не только с тем, что его паства разбросана по самым разным уголкам земного шара. Значительное место в графике Патриарха Варфоломея занимают экуменические встречи, благодаря которым Константинопольский престол играет важнейшую роль в межхристианском и межрелигиозном диалоге. 
А уже 6 марта Константинопольский Патриарх посетил с неофициальным визитом Рим, где встретился с Папой Римским Бенедиктом XVI и совершил с ним совместную молитву (агентство CNS сообщило о состоявшейся «безмолвной молитве» в небольшой капелле Папы Урбана VIII около Папской библиотеки). Понтифик пригласил Константинопольского Патриарха посетить Ватикан 29 июня, в день памяти апостола Петра, и 18 октября, когда в Риме начнется Всемирный съезд католических епископов. 


Это была уже третья встреча Патриарха Варфоломея с Бенедиктом XVI (предыдущие две состоялись в ноябре 2006 года в Стамбуле и в октябре 2007 года в Неаполе), однако на сей раз братское целование двух князей Церкви вызвало в православном мире сильное брожение умов. За спорами о том, допустимо ли православному Патриарху молиться вместе с Папой, остались малозаметными события в самом Константинопольском Патриархате, где во второй половине февраля произошла настоящая «кадровая революция». 

Дело в том, что тот из епископов Константинопольского Патриархата, который во время многочисленных поездок Варфоломея I по миру остается «за главного» на Фанаре (район Стамбула, где расположена резиденция Вселенского Патриарха. – «НГР»), может считаться вторым по влиятельности иерархом в этой Церкви. Уезжая в феврале в Женеву, Патриарх Варфоломей назначил своим заместителем митрополита Феодорупольского Германа. Тогда о своем несогласии с этим решением и нежелании подчиняться патриаршему назначенцу заявил митрополит Севастийский Димитрий.

Вернувшись из Швейцарии, Варфоломей потребовал у главы своей личной канцелярии объяснений. Как сообщил Интерфакс со ссылкой на агентство Romfea, митрополит Димитрий в ответ попросил назначить его на престижную кафедру митрополита Халкидонского. Получив отказ, он подал в отставку, которая была принята. После этого в знак солидарности с митрополитом Димитрием подал в отставку с поста секретаря Священного Синода митрополит Филадельфийский Мелитон. К удивлению наблюдателей, Варфоломей принял и эту отставку.

Наконец, своей должности лишился великий протосингел (управделами) Константинопольского Патриархата митрополит Иконийский Феолипт. Три уволенных митрополита – Димитрий, Мелитон и Феолипт – занимали свои должности в течение долгого времени, более десяти лет каждый. Вселенский Патриархат в одночасье лишился своей административной верхушки. Одновременно кардинально изменился и состав Священного Синода. 

В Константинопольской Церкви, как и везде, незаменимых не существует. На должность секретаря Священного Синода, которую занимал митрополит Мелитон, был назначен архимандрит Элпидофор, а на должность управляющего делами – патриарший архидьякон Стефан. Личную же канцелярию после ухода митрополита Димитрия Патриарх Варфоломей собирается и вовсе упразднить.

Митрополит Феодорупольский Герман, с назначения которого заместителем Патриарха во время его женевского визита началась «кадровая революция», тоже не извлек никаких выгод из этой ситуации. На время своего отъезда в Рим Варфоломей назначил своим новым заместителем не его, а молодого митрополита Мириофитосского и Перистасисского Иринея. 

Будучи уже довольно пожилым человеком (29 февраля ему исполнилось 70 лет), глава Константинопольского Патриархата продемонстрировал своему окружению, что только он вправе принимать те или иные кадровые решения и решать, куда плыть кораблю Церкви. До сего времени Варфоломею был присущ образ демократичного в управлении церковными структурами иерарха. Три громкие отставки, обсуждавшиеся в греческой и турецкой прессе, указали скорее на авторитарный стиль его руководства.

И немудрено: для того чтобы оставаться реальным лидером в атмосфере вечных византийских интриг, Константинопольскому Патриарху необходимо иметь в запасе не только пряники, но и кнут – и уметь им пользоваться, не переступая при этом границ дозволенного. Все-таки времена средневековой Византии, когда опальных иерархов в подобных случаях ссылали в отдаленные обители в качестве простых монахов, давно прошли. Положение явно изменилось в пользу уволенных: их только отстранили от дел, но не лишали сана и связанных с ним привилегий. Иначе и быть не могло – ведь канонических правил они никоим образом не нарушали.

Кроме того, Константинопольский Патриархат, подобно Церквам Запада, изо всех сил старается быть современным, в частности придерживаться принятой в Европе этики труда. Однако это входит в известное противоречие со сложившейся в Церкви традицией, подразумевающей полную власть епископа над своими подчиненными. 

«Фанар вошел в новый период своей истории», – так комментирует кадровые перестановки Патриарха Варфоломея агентство Romfea. Пока не известно, каким образом реорганизация высшего управления Константинопольского Патриархата отразится на его политике. Ясно одно: Патриарх Варфоломей прекрасно умеет совмещать теплые экуменические встречи в ходе зарубежных поездок и византийские интриги с весьма крутым «разбором полетов» у себя дома.

Немає коментарів:

Дописати коментар