суботу, 28 березня 2015 р.

Соборование: Таинство исцеления души и тела

Таинство исцеления души и тела — суть таинства Соборования ( Елеосвящения). Название «соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками — «собором». Свое начало это таинство ведет от апостолов, когда получив от Господа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощи, они многих больных мазали маслом и исцеляли.
Назначение таинства Соборования — всецелое исцеление человека. В молитвах, которые читаются при совершении таинства, неоднократно обращаются к Богу просьбы о прощении грехов страждущего и о его выздоровлении. Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими.

Для совершения таинства используются елей (растительное масло, по возможности — оливковое). Елей — один из древнейших религиозных символов. С глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в пищу, но и лекарственное средство, и вещество для светильников, и косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы.
Еще святые апостолы помазывали елеем больных, молясь об их исцелении. Об этом пишет ап. Иаков:«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак 14:15). Из этого текста видно, что уже в апостольское время была практика помазывания больных елеем, но, что важно отметить, исцеляющая сила приписывается не самому елею, а «молитве веры». Следствием этого священнодействия, по словам апостола, является исцеление тела и прощение грехов.
Церковь знает множество случаев скорых, а иногда мгновенных исцелений болящих силою этого таинства. Это таинство преподается в основном немощным и больным. Елей с добавлением вина предварительно освящается священнослужителем перед самым совершением таинства и знаменует: милость от Бога, исцеление болезней и просвещение сердца, так как все совершает молитва, а сам состав служит только символом совершающего. Невидимые, благодатные действия елеосвящения это исцеление немощей телесных и душевных.
Чинопоследование соборования состоит из трех частей: приготовление состава из вина и елея;
освящение приготовленного состава; помазывание составом. Для совершения таинства в храме ставят стол и на нем: Евангелие, крест, блюдо с пшеницей и сосуд с составом. Священники, облачившись, раздают присутствующим свечи, после чего читаются соответствующие молитвословия, поются тропари в честь Христа, Пресвятой Богородицы и святых угодников-целителей.
Таинство елеосвящения, как врачевство — духовное или воздвигает по вере болящего от одра смерти, или служит средством для безболезненной, непостыдной, мирной кончины.
Подлинное исцеление человека состоит не во временном восстановлении здоровья, а в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в восприятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу. В этом смысле елеосвящение приобщает больного к страданиям Христа, делает саму болезнь спасительным и целительным средством от духовной смерти. Многие святые с благодарностью принимали посланные им болезни как возможность избавления от мучений в будущем веке. Как учит Церковь, Бог всегда стремится обратить зло в добро: болезнь, сама по себе являющаяся злом, может принести добро человеку, который благодаря ей приобщается страданиям Христовым и воскресает для новой жизни. Известны случаи, когда болезнь заставляла человека изменить свою греховную жизнь и встать на путь покаяния, ведущий к Богу. Ведь всякая немощь человеческой природы является следствием греха, исказившего эту природу, поэтому, устранив грех, устраняется и его следствие — болезнь.
Символами и символическими действиями совершаемого таинства являются: зерно, свечи, седмеричное число апостольских и евангельских чтений и молитва.
При Соборовании естественно прощаются грехи. Ведь именно с просьбы о прощении грехов начинаются молитвы об исцелении. Но важно помнить, что для покаяния в таких серьезных грехах, которые несовместимы с пребыванием в Церкви (таких как убийство, в т.ч. аборты, блуд и прелюбодеяние, в т.ч. сожительство в т.н. «гражданском браке», без регистрации, и отпадение от веры в разных формах, в т.ч. обращение к иным религиозным практикам, гадалкам, вызывание духов, разные формы магии и оккультизма, и других тяжких грехах по отношению к ближним) — требуется таинство Покаяния, которое для человека, совершившего тяжелые («смертные») грехи, по сути является таинством возвращения, вновь присоединения к Церкви. И совершенно нелепо представление о том, будто бы в Соборовании прощаются исключительно забытые грехи. В молитвах таинства нигде не говорится специально о «забытых» грехах, всегда речь идет о полном прощении и исцелении человека.
Как пишет прот. Александр Шмеман, вспоминая о том, как во время Своей земной жизни Иисус Христос сначала прощал грехи людям, которым затем даровал исцеление, «подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении — на время! — его физического здоровья, а в изменении, поистине преложении его восприятия болезни, страданий и самой смерти... Цель Таинства в изменении самого понимания, самого принятия страданий и болезни, в принятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу» (из кн. «За жизнь мира»).
Подлинное исцеление человека состоит не во временном восстановлении здоровья, а в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу. В этом смысле елеосвящение приобщает больного к страданиям Христа, делает саму болезнь спасительным и целительным средством от духовной смерти.
До сих пор среди православных богословов нет однозначного мнения, можно ли совершать Соборование над здоровыми людьми. Однако уже с Х века встречаются упоминания о том, что помазание совершалось не только над самим болящим человеком, жизнь которого находилась в серьезной опасности, но и всех находящихся в его доме. В одной из греческих рукописей XI века говорится о том, что наряду с болящим помазание могут принять не только его домочадцы: елеем помазывают даже дом, комнаты, двери, стены, потому что болезнь человека влияет на всех и все вокруг.
Общее соборование известно и в Греческой Церкви, откуда оно проникло на Русь. В XVII веке этот чин совершался в Великий Четверг и Великую Субботу. Один раз в году, после утрени Великого Четверга, совершалось общее Соборование и в Успенском соборе Московского кремля. При этом и в Греции, и на Руси при общем Соборовании помазывание совершалось не семикратно, как над больным, а только один раз — в конце чина.
Отдельные вопросы таинства соборования еще требуют соборного церковного обсуждения и решения. Пока же практические рекомендации для прихожан могут быть следующими. Безусловно желательно участвовать в соборовани людям, страдающих серьезными заболеваниями. Мнение о том, будто бы в течение одного заболевания можно собороваться лишь один раз, не имеет под собой серьезных оснований. Здоровые люди во время Великого поста могут, но не обязательно, принимать таинство Соборования. При этом собороваться несколько раз в течение года не нужно, если, конечно, человек не подвергся новому недугу. Соборовать детей до 7 лет можно, если они больны. Нет необходимости приводить детей на общее Соборование. Соборование не заменяет собой исповедь и Причастие. Чтобы покаяться в серьезных грехах, надо начать не с Соборования, а с покаяния перед Богом и исповеди священнику.
А. Соколовский

Немає коментарів:

Дописати коментар