четвер, 18 грудня 2014 р.

Методологические основы нравственно- ориентированной христианской психологии

От автора: Содержание глав будет иметь некоторые отличия от печатного варианта.
От автора  quot Методологические основы нравственно ориентированной христианской психологии quot 
Пособие  по  нравственно-ориентированной  христианской психологии для  специалистов психологов и психотерапевтов, православных психологов и психотерапевтов,  а также преподавателей  основ христианской психологии, священнослужителей, катехизаторов и интересующихся святоотеческой психологией и аскетической традицией через призму интегрального подхода.
Содержание

        «Школа  православной  психологии» при  духовно-просветительском Центре Дома православной  книги (ДПК)  представляет   учебно-методическое пособие  по  основам нравственно-ориентированной  христианской психологии для  специалистов психологов, православных психологов и психотерапевтов,  а также преподавателей  основ христианской психологии, священнослужителей, катехизаторов и интересующихся святоотеческой психологией и аскетической традицией через призму интегрального подхода.

Данное пособие, подготовленное специалистами школы, является своего рода пробной попыткой научно-методологической систематизации и концептуализации святоотеческого духовно-нравственного наследия, опыта аскетической практики и монашеской традиции  через призму современной психологии и томалогии, как науки  о вертикальном развитии  человека.
В основу исследования и систематизации положен нравственно-ориентированый подход, который  не  противопоставляет, а творчески объединяет (итегрирует) две различных парадигмы  (естественнонаучную и религиозную)  и соответствующие данным парадигмам виды знания (естественнонаучное и духовное).
В работе предпринята попытка когнитивного выхода за границы существующих в рациональной психологии представлений о природе психики и сознания с целью их расширения и дополнения соответствующими духовными знаниями, накопленными за  более чем 2000 лет в традиции и практике христианской аскетики и подтверждёнными  христианскими подвижниками и Святыми Отцами Восточной Церкви.
Можно сказать, что данное пособие представляет собой одну из первых попыток целостного и систематизированного изложения методологических основ святоотеческой психологии, как теории  и практики духовно-нравственного совершенствоания (вертикального развития) через призму современной психологии и научного подхода  к пониманию структуры  психического бытия.
Задача этой книги заново переосмыслить тот колоссальный потенциал возможностей духовно-нравственного развития, который можно считать вертикальным  направлением и который на протяжении тысячелетий составлял основу духовных практик, достигнув наивысшего совершенства в святоотеческой традиции.
В данной книге предпринимается  попытка показать сущность и соотношение психологии «горизонтальной» (рациональной), исследующей только одно состояние сознания – эго состояние и психологии «верикальной» (духовно-нравственной), исследующей процесс перехода сознания от эго состояния к состоянию жертвенности, а от жертвенного состояния к состоянию святости.
Инновационность данного пособия и освещаемого в нём метода состоит в том, что впервые в существующей психологической теории и практике предпринимается попытка систематизированного изложения совершенно иного взгляда на природу человеческого сознания и направление его совершенствования не с рациональной, а с духовно-нравственной точки зрения.
Данный подход, который базируется на христианской антропологии и эсхатологии, святоотеческой традиции аскетики можно в полной мере считать интегрированным или «горизонтально-вертикальным», рассматривающим не одно агрегатное состояние сознания, известное как «Я сознание» или  эго сознание, а три качественно различных состояния сознания: «Я сознание», «Не я сознание» и «Мы сознание».
Данным трём агрегатным состояним сознания (телесному Я, душевному Не я и духовному Мы),  соответствуют три совершенно различных уровня знания (знание ниже естественное, знание естественное и знание сверхъестественное), три управляющих программы сознания (программаэго, программа жертвы, программа святости) и три вида психологии (психология эгоизма, психология жертвенности и психология святости).
Таким образом, данное  пособие выступает по существу основами методологии  духовно-нравственной психологии, которая непротиворечиво объединяет в одном подходе принципиально различные виды знания и парадигмы, отражая специфику и диалектику, прежде всего, направления духовно-нравственного развития человека.
Данная диалектика «вертикального» развития есть не что иное, как диалектика  духовно-нравственного спасения или перехода  человеческой души от падшего (ниже естественного) эго состояния к духовно-нравственному состоянию (естественному) и далее  к  состоянию святости (выше естественному).
Таким образом, данная книга выступает в  роли  методологического путеводителя по святоотеческой психологии  духовно-нравственного совершенствования и работы со страстями, как следствиями повреждения человеческого сознания эгоизмом.
Говоря другими словами, в данной работе рассматривается не одна рациональная психология, а три  различных  вида  психологии и три мировоззрения (рациональное, душевное и духовное), причём, в их естественно-сверхъестественной динамике и диалектике перехода сознания от одного к другому и третьему.
Кроме  того, в данном пособии впервые предпринимается попытка формулирования самой парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии, её методологии и основополагающих принципов.
Данный  материал  чётко разграничивает  компетенцию психолога и священника, а потому  в нём рассматриваются  преимущественно  психологические  аспекты изменения мышления и мировоззрения  в  ходе  воцерковления, не  касаясь  сугубо духовных  таинств, которые являются  компетенцией  священнослужителей.
Данный материал подготовлен в  помощь  практикующим специалистам психологам, православным психологам и психотерапевтам,  а также священнослужителям, катехизаторам и работникам  различных социальных служб.
В пособии впервые предпринимается сравнительный анализ двух парадигм - рациональной, т.е. академической психологии и христианской нравственно-ориентированной, а также даётся сравнительная характеристика  основных доктрин (эго, жертвы, святости) срассмотрением соответствующих качеств.
Многие материалы, изложенные в данном пособии, являются результатом  соборного (коллективного) труда  активистов и членов  Клуба и школы православной психологии при Духовно-просветительском Центре  Дома православной книги (ДПК) под руководством К.В. Яцкевича и С.А. Куницкой.
Материалы  прошли  экспертную оценку и апробацию в 2014 г. и были использованы на цикловых семинарах для специалистов-психологов Минского областного и городского институтов развития образования (МОИРО и МГИРО), а  также медицинских психологов и психотерапевтов Минского областного центра "Психиатрия и наркология" в качестве курса и программы повышения квалификации по кризисной нравственно-ориентированной психологии.
С октября 2014 г. курс  нравственно-ориентированной христианской   психологии был  введён в программу Школы катехизаторов Минской Епархии Белорусской Православной Церкви.
Рецензия  на   пособие  ГУО «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла»  Белорусского государственного университета.
  

Рецензия на пособие  Национальной   академии наук Беларуси (Отделение   медицины)

От автора


       «Состояние свободного падения может  восприниматься человеком как парение  или полёт, но только до тех пор, пока  стремительно приближающаяся земля не напомнит ему о неизбежности   смертельного столкновения с ней»
Дорогой читатель, события последних десятилетий, свидетелями которых мы являемся и которые связаны с нарастающим в обществе кризисом нравственности, духовности, социальной справедливости и добродетели и всё более глубоким разложением культурологической основы человечности в её христианском, т.е. духовно-нравственном смысле и понимании, побудили взяться за написание данной книги.
Это книга о новой парадигме психологии и в частности нравственно и духовно ориентированной, как подлинной науки о человеческой душе, которая расширяет и углубляет представления о природе сознания и устройстве психики.
Основная цель этой книги - донести до сознания читателя, озабоченного осмыслением  происходящего и поиском ответов на принципиальные вопросы, связанные с ростом вызовов и угроз современности на фоне разворачивающегося глобального кризиса, правильное представление о скрытой  логике происходящего и скрытых закономерностях устройства сознания и психики.
Одной из задач этой книги является расширение психологических представлений о природе и устройстве  человеческой души с названием многих явлений и категорий их подлинными именами. Это позволяет читателю получить более правильное представление о сути некоторых сущностных категорий (душевно-духовных), которые недоступны обычному восприятию и  пониманию, поскольку они не  лежат на поверхности психических явлений, а  находятся глубоко внутри, тем не  менее, определяя процессы функционирования сознания и психики человека.
Речь в этой книге пойдёт о новой парадигме душевно-духовной, а точнее духовно-нравственной психологии и её не имеющей аналогов удивительной методологической основе, которую можно назвать основой парадигмы христианской нравственности и христианской духовности.
Мы живём в очень неспокойное и смутное время очевидного для всех здравомыслящих людей кризиса нравственности и духовности, время чудовищной поляризации и расслоения общества, время глобализации и расцвета информационных технологий, время заката и забвения традиционных человеческих ценностей, время усиления энтропии (динамики нарастания хаоса), в предчувствии надвигающегося апокалипсисаа.
Глядя на то, как методично и технологично разрушается сегодня в мире институт человечности, духовности, нравственности и традиционной семьи, как фундамента традиционных ценностей и отношений между людьми, просто невозможно оставаться в стороне от этих процессов, наивно полагая, что кого-то эти вызовы и угрозы современности обойдут стороной.
Ещё совсем недавно мы жили в предвкушении победы коммунизма, а сегодня мы  переживаем  закат  человеческой цивилизации, следствием  чего являются усиливающиеся военные конфликты, на фоне расцвета гомосексуализма, проституции, педофилии, кризиса семьи, семейного насилия, гендерных проблем, абортивного мышления, ювенальных технологий, экстремизма, коррупции, социального протеста, утраты смысла жизни, роста суицидов и других кризисных  тенденций и проявлений, которые уже стали нашей с Вами повседневной реальностью.
Ещё совсем недавно мы жили, руководствуясь этикой, совестью, нравственностью и моральным кодексом гармонично развитой личности, а сегодня западная психология потребительства, удовольствия, стяжательства и успеха любой ценой нагнетает истерию конкурентной борьбы в любой сфере человеческой деятельности, стимулируя эгоизм в безудержной гонке соперничества и лидерства, утверждая  абсолютную власть денег и богатства.
Все мы отчётливо наблюдаем сегодня угрожающую тенденцию к нарастанию в мире глобального социально-экономического кризиса, который  может стать началом глобального цивилизационного конфликта  и который является следствием кризиса духовности, нравственности и человечности практически во всех сферах человеческой деятельности.
Сегодня уже нет такой отрасли, такой страны и такого человека, который бы не почувствовал на себе бешеного ускоренияритма жизни, катастрофического сужения жизненного и ресурсного пространства,  повышения уровня соперничества и конкуренции с неизбежным усилением отчуждённости людей друг от друга.
Некогда единый и сплочённый социальный организм общества, в котором каждый человек, как его отдельная клеточка, знал своё место, свою задачу и свою роль в общем движении и развитии, буквально на наших глазах теряет своё единство и целостность, теряет общую мораль и цель своего развития и начинает разлагаться  практически заживо. При этом каждый тянет в свою сторону и думает только о себе и личном благополучии, совершенно не думая о других и обо всём организме. 
В итоге социальный организм всего человечества всё больше начинает напоминать онкологического больного в «пятой» стадии развития  смертельной болезни, когда уже все органы и системы организма глубоко метастазированы и поражены очагами опухолевого процесса.
В безудержной технологической гонке за успехом и достатком современный человеквсё больше напоминает «зашоренную лошадь» на ипподроме или «белку» во вращающемся барабане, у которой нет выхода из порочного круга.
Современная жизнь стала настолько зависимой от бездушных алгоритмов и высоких технологий, что сам человек начинает превращаться в киборга и робота, становясь своего рода «человеческим приложением» к технологиям, а зачастую рабом и заложником сетевой индустрии.
Кому нужен такой научно-технический прогресс, который идёт в ущерб душевности, человечности и нравственности, который не способствует укреплению  и развитию гуманизма, а порабощает человека, уничтожает природу, стимулирует соперничество, отчуждённость, противостояние и вражду между людьми ?
Кому нужны бездушные и бесчувственные информационные технологии, если они служат совершенными ловушками для ума и пагубными сетями для человеческого внимания, если они не способствуют нравственному и человеческому развитию, если они подменяют собой человека, эксплуатируя его жизненный ресурс, а потом выбрасывают людей  за  борт, как отработанный и никому не нужный человеческий материал, выжатый до предела и лишенный ресурса?
Кому нужны плоды научно-технического прогресса и всей  индустрии развлечений, если на одной пятой части планеты сегодня идёт гражданская война, если природные катаклизмы уносят ежегодно десятки и сотни тысяч человеческих жизней, если голодает каждый шестой житель земли, если идёт жуткий процесс обнищания и расслоения населения в результате которого в руках 5% населения сегодня сконцентрировано уже более 80% всех ресурсов и т.д. и т.п.
Есть ли возможность остановить эту бешено ускоряющуюся гонку соперничества, чтобы сориентироваться в жизни для оценки реального положения дел, для определения подлинных человеческих ценностей и смысла человеческой жизни ?
Что можно сегодня противопоставить этой ужасающей тенденции к духовно-нравственной и культурной деградации и демонизации (инфернализации) человечества ?
В этой книге, дорогой читатель, будет предпринята попытка найти ответы на все эти вопросы через призму психологи нравственности, с помощью которой мы постараемся вместе разобраться в том, что такое рациональная психология, как психология человеческого эгоизма и что такое нравственно-ориентированная христианская психология как  психология человечности.
Забегая слегка вперёд, можно сказать, что нравственно-ориентированная психология, базирующаяся на проверенных тысячелетиями христианских и святоотеческих духовно-нравственных ценностях, является сегодня едва ли не единственным средством лечения бщества  то тального потребления и спасения гибнущих в нём человеческих сознаний и душ, разрываемых на части всеми вышеназванными вызовами и угрозами.
В этой книге предпринята попытка сравнительного анализа базовых основ существующей психологической парадигмы и парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии через призму традиции аскетики и святоотеческого опыта. 
Можно сказать, что святоотеческая традиция и христианская психология в очередной раз, как они это уже делали неоднократно и ранее, доказывают исторически свою непреходящую ценность,  значимость и верность, протягивая в трудный момент гибнущему от эгоизма человечеству спасительную руку духовной помощи.
Можно сказать, что эта книга представляет собой попытку автора в меру его человеческой ограниченности донести до сознания читателя практически уже забытое и стёртое представление об исконной душевно-духовной психологии, как науки именно о человеческой душе, а не о наборе отдельных свойств сознания и восприятия, именуемых психикой.
В данной книге вниманию читателя будет предложен  беспристрастный нравственный анализ и срез существующей когнитивной модели и парадигмы академической психологии через призму сравнения с принципиально иной когнитивной моделью и парадигмой нравственно-ориентированной или душевно-духовной христианской психологии в святоотеческом её понимании.
Практический опыт автора в области психологии периода окончания жизни (паллиативной психологии) и онкопсихологии более чем наглядно показал ему тот методологический вакуум, который существует сегодня в области кризисной нравственно ориентированной психологии, где  доминируют преимущественно западные  экзистенциальные подходы, рассчитанные  на  рационально-прагматичный тип мышления и мировоззрения, а  не душевно-духовный.
Для любого практика сегодня совершенно очевидна с одной стороны важность и актуальность направления кризисной психологии, а  с другой – отсутствие для этого направления соответствующего методологического базиса, который  бы  отталкивался от   основ именно нравственно ориентированной христианской психологии, как психологии душевно-духовной, а не рациональной.
Одной из главных проблем всей парадигмы современной рациональной психологии является то обстоятельство, что она изначально рассматривает эго состояние сознания человека «нормальным» состоянием, а все отступления от  данного способа апперцепции – патологией.  
В этом  отношении  самым принципиальным моментом парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии является фундаментальное духовное  знание  о том, что эго состояние сознания – это глубоко ненормальное состояние сознания, характерное  для падшего состояния, которое есть состояние  повреждённое, тогда как нормальным состоянием человеческого сознания является не эго состояние, а духовно-нравственное состояние.
Именно поэтому парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии призывает человека к  нравственному  спасению и отходу от порочного эгоцентричного сознания и мышления, как животного и хищнического.
Говоря  другими словами, парадигма нравственно-ориентированной христанской психологии наглядно показывает неоспоримое преимущество коллективного «Мы- подхода» к  жизни над самостным и эгоцентричным «Я-подходом».
Принципиальное  отличие самостного «Я-подхода»  к жизни от коллективистского «Мы-подхода» с психологической точки зрения состоит в том, что «Я-подход», как сопернический, разрушает любые формы иерархии и социального упорядочивания, утверждая хаос и стихию каждого персонального «Я», которое не желает никому подчиняться, поскольку считает себя во всем «равным» другим. 
«Мы-подход», наоборот, в этом  отношении использует преимущества коллективизма и тем самым способствует укреплению традиционных иерархических духовно-нравственных принципов, которые испокон века действовали и действуют во всех социальных системах.
В этой связи можно с полным правом говорить о том, что тенденция к  лидерству в современной светской психологии личностного роста и успеха, идёт вразрез нравственным факторам и процессам социального сплочения и социальной регуляции общества.
Совершенно очевидно, что из  этих двух подходов к  жизни с точки зрения «Я» и «Мы», именно «Мы»  должен быть доминантным, как это имеет место во всех социальных системах и сообществах, кроме человеческого.
Данный дисбаланс, выражающийся в альфа доминировании в настоящее время «Я-подхода» над «Мы-подходом», и можно считать главной причиной нарастающего кризиса нравственности и духовности.
«Я-подход» к самоутверждению во всех сферах человеческой деятельности стимулирует процессы нестабильности, увеличивает динамику хаоса из-за  перераспределения власти и ресурсов в социальных системах под видом и прикрытием  «демократических свобод» и «демократических преобразований», а по существу на основе самого дикого соперничества на рынке авторитетов и технологий утверждения «Я» (эго).
«Я-подход» к жизни на основе соперничества и самоутверждения любой ценой, неминуемо влечёт за собой варварское уничтожение и разрушение всех существующих традиционно-иерархических т.е. самоподдерживающихся и самоорганизующихся социальных систем с полным переделом сфер влияния в пользу всё новых и новых «Я», как лидеров, формируемых психологией соперничества.
При этом происходит процесс глубочайшего расслоения и поляризации единого социального организма с превращением структурно упорядоченного общества в стихийный базар самоутверждающихся лидеров и авторитетов, где нет и не может быть постоянства, социального единства и взаимопонимания, а есть непрекращающаяся конкурентная борьба каждого с каждым по  принципу каждый сам за себя.
Этот разрушительный процесс доминирования «Я-психологии» над «Мы-психологией», осуществляется в настоящее время за счёт технологичного внедрения в индивидуальное и массовое сознание целого ряда ложных и порочных установок «демократического» и «либерального» характера, основанных на равенстве и свободе любого «Я» (эго).
По сущемству  это и есть утверждение  приоритета и преимущества, т.е. «свободы» и «равенства» любого эгоизма перед духовностью и нравственностью.
Наиболее опасными и разрушительными из  всех являются «установки удачи» (халявы)  о возможности т.н. «чудесного» т.е. «моментального» достижения очень быстрого успеха,  громкой славы и карьерного роста и т.д., минуя традиционные эволюционные механизмы социального роста, упорядочивания и восхождения, включая все системы естественной социальной иерархии и естественных социальных лифтов.
Печальным итогом такого уклона парадигмы современной рациональной психологии в область «технологий халявы и удачи» для достижения быстрого успеха, благополучия, личного и карьерного роста, стало формирование у значительной части общества и молодёжи,совершенно ложных и искаженных представлений о жизненных и социальных ценностях, о смысле и ценности жизни, о человеческих достоинствах, совершенствах и путях их достижения.
Следствием этого стало полное игнорирование подрастающим  поколением эволюционных подходов к жизни, неуважение к любой традиции и прошлому опыту, пренебрежение принципами социальной иерархии и эгоистическое разрушение традиционных духовно-нравственных институтов, как неформальных  законов жизни на  основе общечеловеческих принципов социального регулирования.
Следствием этого стало разрушение воинствующим эгоизмом и олигархизмом всех неформальных принципов  коллективной «Мы» социальной сплочённости и иерархии, создававших  основу социальной стабильности и социального благополучия общества.
Таким образом, можно говорить о том, что сама жизнь в условиях разрушения эгоизмом системы традиционных духовно-нравственных ценностей, делает сегодня весьма востребованным направление христианской психологии, как психологии спасения человеческого сознания и души в современном инфернальном, хищническоми по сути уже демоническом мире.
При этом само направление нравственно ориентированной христианской психологии выступает отнюдь не метафорической или примитивной религиозной философией, а абсолютно научной методологией расширения и трансформации потребительского эго сознания на  основе изменения аксеологических (ценностных) установок эго личности за счёт переориентации их на коллективные интересы и духовно-нравственные ценности.
Говоря о направлении нравственно ориентированной христианской психологии,  речь по существу идёт о внедрении в существующую систему и практику оказания психологической помощи принципиального нового направления, основанного на иной антропологической модели человека и парадигме, которая расширяет психологические представления о природе личности в духовно-нравственном её понимании.
В научном смысле парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии представляет собой методологию последовательного духовно-нравственного роста и становления глубоко нравственной личности, ориентированной  не на эгоистические и корыстные, а на коллективные и общечеловеческие, т.е. духовно-нравственные ценности.
Принципиальным отличием парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии является её духовно-нравственная основа, опирающаяся на христианские  ценности. 
Из этой  основы  вытекает принципиальная возможность качественного изменения (спасения) сознания от эгоизма с переходом из одного качественного состояния (эгоистического) в другое состояние (нравственное) и по возможности в третье – ещё  более совершенное духовное  состояние (благодатное).
Данный переход и изменение состояния человеческой личности в рамках парадигмы христианской психологии рассматривается как процесс естественного духовно-нравственного роста сознания (души) в соответствии с христианской антропологией  и традицией  для формирования глубоко нравственной личности, руководимой в жизни духовно-нравственными нормами и принципами, а не личными, корыстными и эгоистическими интересами.
При этом сама парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии выглядит в отличие от парадигмы психологии рациональной не статичной и горизонтальной, а динамичной и горизонтально-вертикальной, т.е.  более широкой по существу, отражающей не одно состояние личности (эго состояние), а три различных качественных состояния личности:
  • - эго состояние (ниже естественное) – «Я»,  
  • - нравственное состояние (естественное) – «Не Я»,
  • - духовное состояние (сверхъестественное) – «Мы».
Опыт семинарской работы и выездных мероприятий  убедительно свидетельствует о том, что у целого ряда социальных институтов, как религиозных, так и светских, в настоящее время есть реальная потребность и социальный заказ на совершенно особую категорию  специалистов социально-психологического профиля, владеющих  нравственно-ориентированным или христианским подходом.
При этом с досадой приходится констатировать факт отсутствия в настоящее время как самого направления нравственно ориентированной психологии, так и соответствующих учебных программ и учреждений для подготовки специалистов данного профиля.
Вышеназванные причины в значительной степени и побудили автора попытаться изложить в данной книге методологические основы и основополагающие принципы нравственно-ориентированной христианской психологии.
В  августе 2012 г в Минске по инициативе фонда "СЕмья-Единение-Отечество" был создан «Клуб православной психологии», который  объединил более 70 специалистов-психологов, искренне заинтересованных в развитии направления нравственно ориентированной христианской психологии.
Работа  клуба и школы православной психологии убедительно даказала, что обществу сегодня как воздух нужна нравственно  ориентированная психология, основанная на подлинных т.е. на традиционных и христианских духовно-нравственных ценностях, поскольку психология эгоистического самоутверждения, соперничества и потребительства  себя  уже давно исчерпала и привела общество в состояние глубочайшего кризиса.
Именно поэтому многие направления психологии (кризисная психология, медицинская психология, педагогическая психология, социальная психология, психология семейных взаимоотношений, юридическая психология и др.) сегодня просто невозможно себе представить без нравственно-ориентированной т.е. христианской основы.
Специалисты в области нравственно-ориентированной психологии в настоящее время уже очень востребованы во многих сферах человеческой деятельности и в частности в  медицинских учреждениях, в силовых структурах, в социальных службах, в хосписах, в домах инвалидов, в системе детского и дошкольного воспитания, в пенитенциарной системе, в системе МЧС и т.д.
В значительной степени потребность в специалистах, владеющих и основами общей психологии и катехизиса, ощущается сегодня и у самой церкви со всей системой её социальных институтов  и служб, где активно функционируют воскресные школы, школы катехизаторов, социальные и паломнические службы, службы милосердия, социальные мастерские, обучающие и духовно-просветительские программы и т.д.
Таким образом, христианская нравственно-ориентированная психология является в настоящее время не просто одним из инструментов укрепления нравственности, а по существу тем единственным и уникальным средством спасения гибнущего от эгоизма, рационализма и прагматизма человеческого сознания, которое зашло в глубокий экзистенциальный тупик и не видит выхода из данного экзистенциального кризиса и состояния. 
Таким образом, христианская нравственно-ориентированная психология выступает сегодня уникальным связующим звеном, которое связывает между собой духовно-нравственную традицию и светско-потребительское общество, религию и современную науку, непреходящие ценности и временные, психологию святоотеческую и светскую, устанавливая  между ними мост и диалог.
Говоря о специфике направления нравственно ориентированной христианской психологии, следует отметить, что не только парадигма, но и сам понятийный аппарат христианской психологии существенно отличается от соответствующего понятийного и категориального аппарата рациональной психологии. 
Именно поэтому одной из задач этой книги является попытка изложения на понятном для большинства специалистов психологов языке многих специфических понятий и категорий, имеющих отношение к христианской парадигме и святоотеческой традиции.
Автор отдаёт себе отчёт в сложности утверждения парадигмы  нравственно-ориентированной психологии в современном рациональном и по существу  уже инфернальном мире.
Тем не менее, во многих сферах человеческой деятельности данное направление сможет сыграть стратегическую роль в решении наиболее сложных проблем, связанных с укреплением  нравственности и созданием системы духовно-нравственных взаимоотношений между людьми на подлинно человеческой т.е на христианской основе.
Таким образом, совершенно очевидно, что направление нравственно-ориентированной христианской психологии востребовано сегодня самой нашей жизнью и данный труд является в какой-то мере отражением и удовлетворением этого общественного и социального запроса.
Автор высказывает слова глубочайшей признательности и благодарности  всем активистам и членам Клуба православной психологии, которые внесли свой посильный вклад в создание этой книги, Издательству Белорусского Экзархата за  информационно-методическое обеспечение и содействие, а также руководству Республиканской церковно-государственной духовно-просветительсткой программы «Семья-Единение-Отечество» за организационную помощь  и поддержку.
Слова особой признательности и благодарности  нашим  духовникам, священникам, наставникам,  коллегам и друзьям, братьям и сёстрам, оказавшим неоценимую помощь и содействие в создании и подготовке этой книги:
  1. Башкирову Владимиру– митрофорному протоиерею, доктору богословия, профессору духовной академии, заведующему кафедрой богословия и истории Церкви «Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла» Белорусского государственного университета.
  2. Веремейчику Александру – иерею, настоятелю прихода Собора Белорусских Святых г. Минск., ведущему «Школы православной семьи» при Духовно-просветительском Центре Дома православной книги.
  3. Гриценко Дмитрию – иерею, руководителю Центра защиты материнства и семейных ценностей БПЦ.
  4. Грозову Владимиру Всеволодовичу – председателю республиканского оргкомитета программы и правления МБФ  «Семья - Единение – Отечество», исполнительному  директору Издательства Белорусского Экзархата.
  5. Краснову Юрию Эдуардовичу – православному психологу, научному сотруднику Центра проблем развития образования БГУ, методологу, руководителю департамента духовно-просветительских программ и мероприятий МБФ «Семья-Единение-Отечество».
  6. Куницкой Светлане Анатольевне – православному психологу, врачу, к.м.н., соведущей Клуба и школы православной психологии, координатору духовно-провсетительских программ  Духовно-просветительского центра при Доме православной книги.
  7. Рожок Татьяне Алексеевне – православному врачу-психотерапевту взрослого Минского хосписа, коллеге  по  направлению паллиативной психологии и психологии периода окончания жизни.
  8. Хасьминскому Михаилу Игоревичу– православному психологу, сопредседателю правления МБФ «Семья-Единение-Отечество» в России, директору кризисного центра при Патриаршем Подворье (г. Москва).
  9. Чернавскому Александру Фёдоровичу – православному психологу, тренеру, руководителю департамента инновационных проектов и проектной деятельности МБФ «Семья-Единение-Отечество».

Раздел из книги «Методологические основы нравственно-ориентированной христианской  психологии»  К.В. Яцкевич, 2014 г.
Яцкевич Константин Владимирович

Немає коментарів:

Дописати коментар