Сторінки

четвер, 6 березня 2014 р.

Почему Россия не может себе позволить «потерять» Украину

Игорь Тышкевич, Минск, для "Хвилі"
Кремль

События в Киеве и Украине очень болезненно восприняты в Кремле. Речь идёт не о последних месяцах, а о том, что началось в 2012. Консультации Киева с ЕС вначале вызвали удивление, потом непонимание. Позднее – раздражение. Сегодня – то, что можно назвать истерией. А события в Крыму показывают, что ради не озвученных напрямую целей Россия рискует всем.
А именно:
1. Политическим весом и влиянием
2. Национальной экономикой
3. ВСЕЙ боеспособной частью своей армии
4. Внутриполитической стабильностью

На первый взгляд странно. Но, если присмотреться, понимаешь, изменения в Украине слишком сильно влияют на политическое позиционирование Российской Федерации. Страна претендует на роль Сверхдержавы, лидера региона, интеграционного центра. Население России живёт в идеологической парадигме «славянского мира», «России как центра цивилизации». В качестве методов склонения местных элит к диалогу зачастую используются достаточно жёсткие приёмы: от «экономических войн» до непосредственного участия в «выборах нового руководства братских стран».
Основания есть.
Среди основных назовём экономические, культурные, религиозные, демографические и территориальные факторы.
Однако, события в Украине (особенно последние месяцы) несут прямую угрозу существованию Российской Федерации в том виде, как мы наблюдаем сегодня. Естественно, РФ в любом случае останется. НО претендовать на роль регионального лидера ей будет очень и очень затруднительно. Почему:
Экономический фактор. 
Россия – один из мировых лидеров по количеству природных ресурсов. Страна традиционно обладает внушительным потенциалом национальной экономики. Да, последнее время российская экономика стала чрезвычайно зависимой от экспорта ресурсов. В основном – углеводородов. Доля «минеральных продуктов» в экспортных поступлениях составила более 70% (для сравнения, в 1995 –м – 42%. Источник – Росстат). От поставок из Российской Федерации более чем серьёзно зависят экономики постсоветских стран и ЕС.
А теперь посмотрим на события в Украине. Страна является одним из крупнейших потребителей российского газа и нефтепродуктов (опосредовано, через Беларуские НПЗ). Но события последних двух лет стали более чем тревожны для России. РФ смогла «помочь» похоронить идею строительства LPG терминала в Одессе. Но упустила подписание контрактов на разработку сланцевого газа. Учитывая потенциальные запасы, Украина сама сможет экспортировать данный вид ресурса. И это на фоне тенденции к удешевлению углеводородов и уменьшения объёмов закупок газа странами ЕС.
Таким образом, в перспективе 10-15 лет Российская федерация Может потерять как минимум 30% своего экспорта (при сохранении теперешних пропорций товарных групп). Это – проблема. Которая обернётся как потерей рычагов влияния на принятие решений в Европе, так и внутриполитическими проблемами.
Территориальный и демографический. 
Страна, занимающая более 10% от площади суши в мире автоматически входит в перечень «свехрдержав». Если не по военной или экономической силе, то по крайней мере по «территориальному критерию». Второй показатель – количество населения. Ещё 5 лет назад в Российской Федерации темпы депопуляции были критическими. Население уменьшалось со скоростью до 800 тысяч в год. 2013 год стал первым годом роста населения страны с момента распада СССР. Однако коэффициент рождаемости всё равно не покрывает естественной убыли. И положительная динамика обеспечена за счёт миграционных процессов.
Теперь негатив. Доля «славянского населения» неуклонно уменьшается. Достаточно взглянуть на карты статьи «википедии» «Демография России». Европейская часть России, а особенно «русские области» фактически вымирают. В структуре населения увеличивается составляющая выходцев из средней Азии и мусульманского Кавказа. Кавказ, Средняя Азия и Китай – основные источники миграционных потоков.
Долгое время рабочая миграция из Украины была основным фактором, поддерживающим баланс «славянского населения». Последние 7 лет миграционные потоки из Украины переориентировались на Европу. Доля едущих в РФ уменьшается ежегодно на 5-7%. Или, в абсолютных цифрах на 100-150 тысяч человек. Беларусь в силу малого числа населения не может компенсировать такой потери. Место украинцев занимают китайцы, таджики, узбеки и азербайджанцы. Это вызывает напряжённость в обществе. Сравните: межэтнические столкновения в «славянской России» начались около 5 лет назад – как раз после уменьшения доли украинских мигрантов.
Ориентация Украины на Запад сведёт к минимуму и без того уменьшающийся поток украинских «заробитчан» в соседнюю страну.
Внешнеполитический фактор. 
Позиция Российской федерации в международных структурах важна ещё по одной причине: Россия оказывает серьёзное влияние на соседние страны и часть балканского региона.
Страны бывшего СССР, естественно, подвержены влиянию бывшей «метрополии». Местные политические элиты либо являются остатками ещё советской номенклатуры либо представителями новой олигархии. И в том и в другом случае в процессе принятия решений основным рычагом являются личные контакты, выгода «теневые договорённости». И в том и в другом случае местные элиты очень чувствительны к «точечным санкциям». События последних месяцев в Украине наметили динамику изменения самого принципа принятия решений на постсоветском пространстве. Москва могла воспринять замену элит при сохранении правил игры. Примечателен факт: кремлёвские СМИ в конце февраля почти на сутки изменили риторику. «Бандеровцы» стали «повстанцами». Эта «свобода слова» длилась от момента освобождения Ю. Тимошенки до её отказа баллотироваться в президенты. Бывшая премьер, а потом заключённая удовлетворяла Кремль. Юля-президент автоматически означало сохранение олигархической системы экономики и политики.
Действия майдана крайне неудобны Кремлю. Впервые в новое правительство включены не кабинетные политики, а представители организаций-лидеров протестов. Украинское «правительство самоубийц» стало первым по-настоящему коалиционным правительством в истории страны. Подобные процессы в Грузии были неприятны, но терпимы для Кремля. А вот изменение системы принятия решений в стране, которая может оказать существенное влияние на рынок газа и нефти (см. выше) – это прямая угроза национальной безопасности России. Уход страны из-под «российского крыла» сулит огромные проблемы и внутри Таможенного Союза. Поддерживая идею «братских славянских народов», Кремль будет вынужден идти на значительные уступки Минску в лице Лукашенко. Новые украинские руководители (в том числе правые) уже заявили о приоритете сотрудничества по оси север-юг вкупе. Учитывая растущие объёмамы торговли Украины и Беларуси, официальный Минск получает огромный соблазн «вырваться из братских объятий». Потеря двух частей якобы «триединого народа» означает крах внешнеполитического позиционирования Российской Федерации. Это может усугубиться и проблемами внутри Русской Православной Церкви.
Религиозный фактор
Ещё одним фактором влияния России является религиозный. Или, точнее, Русская православная церковь. Населения Российской федерации нельзя назвать излишне религиозным. Но наличие «своей» самой крупной из православных церквей и её тесные контакты с политическим руководством позволяют разыгрывать православную карту на достаточно большой территории. От Балкан до Закавказья и Северной Африки. В Украине уже существует две православные церкви: УПЦ Московского патриархата и УПЦ Киевского патриархата. России стоило колоссальных усилий не допустить признания последней остальным православным миром и ухода украинской церкви под крыло Вселенского патриарха. Протесты в Украине шли при полной ОФИЦИАЛЬНОЙ поддержке всех церквей. УПЦ МП вынуждена была занять нейтральную позицию. При этом Москва спешно отстранила иерарха, заменив его внешне лояльным епископом. Это уже подорвало её популярность среди населения. События в Крыму создали угрозу полной потери украинских приходов. Руководители УПЦ МП открыто (!!!) выступили с осуждением агрессии и просьбой к Патриарху Кириллу остановить Кремль. В такой ситуации РПЦ оказалась перед выбором. Поддержать украинцев означало потерять содействие Путина. Поддержать Путина – потерять украинскую церковь.
В любом случае, ближайшие годы могут стать временем отделения украинских приходов. И, возможно создания единой поместной православной церкви в Украине. При интеграции страны в Европу это практически гарантирует уход новой церкви в лоно Константинопольского патриархата либо просто признания её канонической.
Что это несёт России? Сегодня РПЦ – крупнейшая православная церковь мира. НО в самой России насчитывается только чуть более 15 000 (из более чем 30 000) приходов. В Украине – 11300. УПЦ КП – 4 300, Украинская Автокефальная Православная Церковь – 1227. Таким образом, в случае «ухода» УПЦ МП из лона РПЦ, Украина становится третьей по количеству приходов православной церковью мира. А на первое место выходит Румынская церковь с 17 000 приходов. РПЦ довольствуется скромным третьим местом. И то, при условии, если не начнётся цепная реакция в виде обретения самостоятельности Беларуской церковью (о целесообразности такого поворота открыто высказывался А. Лукашенко), перехода последних приходов Молдовы под юрисдикцию Румынии и т.д.
В результате Россия потеряет «религиозные» рычаги влияния не только в центрально-восточной Европе, но и на Балканах, в Северной Африке и Закавказье.
Культурный фактор или фактор «советского человека».
Культурно-демографический фактор. История существования СССР с массовыми переселениями целых народов создала анклавы «новых приезжих» в самых неожиданных местах. При этом новое населения Крыма, Прибалтики, Средней Азии не является в полной мере носителями русской культуры образца 19 века. Это, скорее, советские люди. Не религиозные, с различным уровнем образования, с образом врага в виде всех стран вокруг. Но с одной очень важной особенностью: восприятием Москвы как столицы (по крайней мере, столицы мнений).
Теперь посмотрим на события в Украине последних 20 лет. В 1994-м году граница ориентации населения по оси восток/запад проходила по Ровненской, Хмельницкой, областям. С мощным «про-русским» анклавом в Закарпатье. В 2004 году граница сместилась в Сумы, Полтаву, Днепропетровск. Сегодня, при всей агитации из Москвы и противоречивой реакции населения на события в стране, напряженной можно считать ситуацию в Донецкой, Луганской, Харьковской области и Крыму. Даже в Одессе, после переориентации миграционных потоков в Европу перестали воспринимать РФ как метрополию. Одесситы часто говорят, что их город «русский». НО русский по культуре, не имеющий ничего общего с современной Российской Федерацией.
Аналогичные процессы происходят и в других странах. Это вполне объяснимо – те, кто помнит Москву-столицу, просто умирают в силу возрастных причин. А местные элиты пытаются создать своё информационное поле. Даже ближайший союзник, официальный Минск, не идя на прямую конфронтацию, старается с каждым годом уменьшать присутствие России в своём информационном поле.
Выводы
Таким образом успех «младшего брата» в обустройстве своей страны более чем нежелателен для Кремля. Естественно, полного развала Украины Москва не хочет. Идеальный вариант «чуть менее развитое чем мы» но платёжеспособное государство, с энергозатратной экономикой, периодически возникающей социальной либо межнациональной напряжённостью. В идеале – с окончательно испорченными отношениями с «западным миром». Это обеспечит:
1. Устойчивые продажи углеводородов (и, естественно наполнение бюджета)
2. Миграционные потоки из «неблагополучных территорий», что снимет социальную напряжённость внутри РФ
3. Сохранение или приумножение внешнеполитического влияния Кремля.
Успешный опыт существования «братского славянского Украинского» народа без влияния Москвы очень опасен. Как видим эффективный «проект Украина» с большой долей вероятности нивелирует либо уменьшает все рычаги влияния «проекта Великая Россия». И РФ занимает место важного, но всё же сырьевого придатка более развитых стран. Пусть и с ядерным оружием.
Кроме того, успех Украины повлечёт внутриполитические проблемы в самой России. Опыт развития Прибалтики, Польши, можно было бы объяснить вливаниями ЕС. Народу будет трудно объяснить почему «младшие братья», имея меньше ресурсов, вдруг стали жить лучше.
Учитывая вышеизложенное, вряд ли стоит ожидать того, что Кремль оставит Украину в покое. Попытки инициировать внутренние конфликты, помешать процессу интеграции в ЕС будут продолжаться. Продолжаться не один год. Продолжаться, независимо от реакции остального мира. Слишком много для России поставлено на карту.

Немає коментарів:

Дописати коментар