Даний блог створений при підтримці священика парафії Покрова Пресвятої Богородиці УПЦ КП в м. Ірпінь священика Романа Мельниченка. Спрямування блогу духовно-просвітницьке. Тут ви знайдете все що стосується духовності, життя людини в Церкві, світових релігій, героїзму, історії, богослів'я, науки, психології, мистецтва і т.д. Все це є цікавим і впливає на духовний розвиток.
Сторінки
▼
пʼятниця, 10 січня 2014 р.
Отношение к проблеме гомосексуализма в современном западном христианстве
Автор: Бурега Владимир Викторович
Портал «Богослов.Ru» предлагает вниманию читателей статью проректора Киевской духовной академии доцента В.В. Буреги, посвященную одной из наиболее дискуссионных тем в современном западном христианстве. Речь идет о проблеме гомосексуализма, которая вызывает сегодня бурные дебаты в Западной Европе и Америке. Статья подготовлена на основании доклада, прочитанного 4 июля 2012 года на Международной конференции в Кракове.
На рубеже ХХ-ХХІ вв. проблема гомосексуализма стала серьезным вызовом для христианского богословия. Сегодня это одна из центральных дискуссионных тем для западной христианской антропологии. Споры о гомосексуализме привели к существенным расхождениям в интерпретации Писания и подтолкнули к поискам нового богословского осмысления проблемы пола.
Для Православных Церквей Восточной Европы этот вызов до недавнего времени не казался таким уж актуальным. Однако сегодня ситуация стремительно меняется. Недавние решения, например, Священного Синода Русской Православной Церкви[1], как и Священного Синода Украинской Православной Церкви[2] — яркое тому подтверждение. Православная Церковь уже столкнулась с необходимостью не только дать ясный богословский ответ на этот вызов, но и воплотить этот ответ в конкретные формы пастырского попечения о людях, относящим себя к гей-сообществу. И здесь, конечно же, нам необходимо учесть тот опыт, который имеется в настоящий момент в западном христианстве.
Основные понятия
Начнем с определения понятий. Термин гомосексуализм появился лишь в конце XIX в. и является искусственным. Он состоит из двух корней: древнегреческого ὁμός (тот же, одинаковый) и латинского sexus (пол). Этот термин обозначает, во-первых, сексуальное влечение индивида к лицам своего пола и, во-вторых, сексуальную связь с лицом своего пола (гомосексуальное поведение). То есть (и это важно подчеркнуть), этот термин охватывает как гомосексуальное влечение, так и реализацию этого влечения, то есть гомосексуальнуюпрактику.
В последнее время вместо термина гомосексуализм все чаще употребляют термин гомосексуальность, который имеет такое же смысловое наполнение. Причина этой замены заключается в том, что понятия, образованные при помощи суффикса –изм, в славянских языках имеют, как правило, устойчивую отрицательную коннотацию. Поэтому стремление говорить о гомосексуальном влечении и поведении как о нормальном явлении приводит к отказу от термина гомосексуализм[3]. И действительно, в русско- и украиноязычной научной литературе он употребляется все реже.
В течение ХХ столетия оценка гомосексуализма в западном обществе прошла существенную эволюцию. На рубеже XIX-ХХ вв. о гомосексуальном поведении было принято говорить почти исключительно как об извращении. Квалификация сексуальных связей с лицами своего пола трактовалась как сознательный выбор человека. В христианских церквах такой выбор однозначно оценивался как грех, как искажение установленного Богом порядка. В гражданском праве в течение многих столетий гомосексуализм квалифицировался либо как преступление (направленное против общественной морали), либо как заболевание. Законодательство большинства стран мира содержало жесткие нормы против гомосексуализма. Лица, сознательно и открыто практиковавшие гомосексуальное поведение, подвергались либо уголовному наказанию, либо принудительному лечению.
Однако в ХХ в. ситуация радикально изменилась. О гомосексуализме перестали говорить как об извращении. В последние десятилетия ХХ в. общепринятым стало ранее не употреблявшееся словосочетание сексуальная ориентация. Под ним понимают более или менее постоянное сексуальное влечение индивида к другим индивидам определённого пола. Соответственно, влечение к лицам своего пола обозначается как гомосексуальная ориентация. Она может выражаться в гомосексуальном поведении, а может и не выражаться.
Сегодня в психологической науке, да и в современном обществе в целом принято говорить о трех формах сексуальной ориентации (гетеросексуальная, гомосексуальная и бисексуальная), ни одна из которых не считается преступлением или патологией. Например, Американская психиатрическая ассоциация еще в 1973 г. пришла к выводу, что гомосексуальность не является психическим заболеванием. В современной Международной классификации болезней гомосексуальность также отсутствует. При этом в ряде стран мира (особенно мусульманских) сохраняется уголовное преследование за гомосексуальные связи.
Таким образом, уже в самой терминологии, которая стала уже общепринятой и в Западной, и в Центральной, и в Восточной Европе, и в Америке содержится определенный вызов для христианской антропологии. Сегодня гомосексуальная ориентация рассматривается как определенная данность, которая не является девиацией, а должна быть признана столь же приемлемой и допустимой, как и ориентация гетеросексуальная. Исходя из этой установки, многие страны Европы, как и ряд штатов США, пошли по пути законодательного закрепления прав однополых союзов.
Библейский контекст
Столь радикальная перемена отношения к гомосексуальности привела к тому, что в западном христианстве (прежде всего, в протестантизме) началась напряженная дискуссия о проблеме гомосексуализма. Разброс высказанных мнений оказался чрезвычайно широким[4]. При этом особое внимание было уделено тем местам Священного Писания, которые либо говорят о гомосексуализме, либо вообще посвящены проблеме пола.
На самом деле в Библии не так уж много мест, прямо касающихся гомосексуализма. Сегодня принято считать, что во всем Ветхом и Новом Завете к таковым могут быть отнесены лишь шесть текстов. Однако следует сразу же отметить, что во всех этих текстах речь идет исключительно о гомосексуальном поведении. Все попытки найти в Библии представление о гомосексуальной ориентации следует признать безуспешными. Это понятие просто отсутствовало в ту эпоху, когда создавались библейские книги. Тем не менее, некоторые теологи пытаются интерпретировать библейские тексты в свете современных представлений о половой ориентации. Но большинство исследователей считают такой подход заведомым искажением библейского текста.
Перечислим теперь те библейские места, где прямо говорится о гомосексуализме.
1. Быт. 19, 1-26
Рассказ о гибели Содома и Гоморры. Здесь повествуется о том, как Лот, живший в городе Содом, принял в своем доме трех таинственных странников. Узнав об этом, городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. Однако три странника наслали на содомлян слепоту и вывели Лота из Содома. После этого пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли. При этом таинственные странники сообщили Лоту, что Содом пострадал за свое беззаконие.
Традиционно причиной гибели Содома считается крайняя развращенность его жителей, проявившаяся, в том числе, и в гомосексуализме. В результате, как известно, слово «содомия» на протяжении многих веков являлось главным обозначением гомосексуального поведения. Однако, во второй половине ХХ в. в протестантской среде традиционное толкование этого места было пересмотрено. Так в 1955 г. англиканский теолог Деррик Шервин Бэйли (Derrick Sherwin Bailey) в своей монографии «Гомосексуальность и западная христианская традиция»[5] заявил, что в девятнадцатой главе Книги Бытия не сказано о том, что Содом был наказан именно за гомосексуализм. По мнению Бэйли, подбеззаконием, за которое пострадал Содом, следует понимать не однополые сексуальные связи, а нарушение закона гостеприимства и сексуальное насилие. Кстати, публикации Бэйли послужили одной из предпосылок декриминализации в Англии гомосексуальных отношений.
Следует отметить, что даже те современные библеисты, которые настаивают на традиционно жестком отношении к гомосексуализму, соглашаются, что указанный отрывок из Книги Бытия все же не содержит ясного осуждения гомосексуализма[6]. Тем не менее, в Новом Завете в Послании Иуды мы встречаем параллельное место к девятнадцатой главе Бытия: Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию (α ̓ πελθου̃σαι ο ̓ πίσω σαρκòς ε ̔ τέρας), подвергшись казни огня вечного (Иуд. 1,7). Здесь причина казни Содома и Гоморры усматривается в блудодеянии и хождении за иной плотью, то есть все же в преступлениях сексуального характера. Однако, и это место не имеет в современной библеистике однозначной интерпретации.
2. Лев. 18, 22 : Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость.
3. Лев. 20, 13 : Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них.
Оба текста находятся в Книге Левит в составе так называемого «Кодекса святости». Здесь мужские гомосексуальные связи квалифицированы как тяжкое преступление, за которое положена смертная казнь.
4. Рим. 1, 26-27 : Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.
Это место следует понимать в контексте всей первой главы Послания к Римлянам. Здесь апостол Павел говорит, что языческий мир имел возможность познать Единого Бога Творца через изучение созданного Им мира: Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы. Однако язычники, познав Бога, не прославили Его как Бога. В результате это привело к поклонению твари вместо Творца. И именно этот отказ поклониться Богу привел к тому, чтопредал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела…, предал их Бог постыдным страстям. Среди этих постыдных страстей Павел называет и гомосексуализм. И далее мы встречаем у Павла еще более важное замечание: И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства.
Первая глава Послания к Римлянам во многом уникальна. Это единственное место в Священном Писании, где речь идет не только о мужском, но и о женском гомосексуализме. Кроме того, это единственное место в Библии, где содержится не только отрицательная оценка гомосексуализма, но и богословское обоснование этой оценки. Поэтому для нас чрезвычайно важно более внимательно реконструировать мысль апостола Павла. Во-первых, он недвусмысленно квалифицирует как мужские, так и женские гомосексуальные практики как непотребство, нечистоту и скверну. Во-вторых, эти практики именуются противоестественными, то есть идущими против природы. В-третьих, и это главное, само появление гомосексуализма трактуется как следствие отпадения человека от Бога. Павел прямо говорит, что гомосексуализм — это Божественное наказание за отказ человека поклониться своему Творцу.
Павел подчеркивает, что отпадение человека от Бога приводит к искажению естественного порядка вещей. Источником этого искажения становится превратный ум (греч. — ἀδόκιμος νούς, слав. — неискусен ум). То есть, в результате богооставленности в человеке начинается процесс внутреннего духовного разложения, когда он перестает осознавать естественный нравственный закон. С этой точки зрения противоестественная сексуальность является искажением установленного Богом порядка вещей и как таковая заслуживает однозначного осуждения. Таким образом, причину появления гомосексуализма Павел усматривает в порче человеческой природы, произошедшей в результате грехопадения. Отпадение человека от Бога приводит к греховной болезни всего материального мира. Болен и человеческий ум. Он утрачивает способность различать добро и зло, перестает отличать естественное от противоестественного. В результате человек начинает творить непотребства.
5. 1 Кор. 6, 9-10 : Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют.
6. 1 Тим. 1, 9-11 : закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников,мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.
Эти два текста обычно рассматривают вместе. В них Павел приводит перечень тех пороков, которые противныздравому учению. Люди, охваченные этими пороками, Царства Божия не наследуют. Вполне очевидно, что оба эти места продолжают ветхозаветную традицию. Они вдохновлены «Кодексом святости», зафиксированным в Книге Левит. Здесь употреблены два термина, имеющие отношение к гомосексуальному поведению: мужеложники(ἀρσενοκοῖται) ималакии (μαλακοὶ).
Что касается первого термина (мужеложники, ἀρσενοκοῖται), то он не встречается в более ранних греческих текстах. Поэтому, скорее всего, он был изобретен самим апостолом Павлом. Он происходит от двух греческих слов: ἄρσην (ἄρρην) — мужчина и κοίτ η — ложе, постель; распутство. В современной библеистике наиболее распространенной является точка зрения, что этот термин был изначально греческой калькой еврейского словосочетания, употребленного в Лев. 20, 13. Примечательно, что в Септуагинте в этом месте употреблены именно эти два греческих слова (καὶ ὃς ἂν κοιμηθῇ μετὰ ἄρσενος κοίτην γυναικός). Таким образом, Павел лишь подчеркивает, что жесткое осуждение гомосексуализма в Ветхом Завете остается актуальным и для христиан.
Что касается термина μαλακοί, то он вызывает споры среди исследователей. Буквально греческое слово μαλακίαозначает изнеженность, расслабленность, мягкость, безволие. Однако в греческом койне этот термин также мог обозначать пассивного партнера в гомосексуальных отношениях. Во всяком случае, этот термин не являлся общепринятым для обозначения гомосексуализма. В более поздних византийских текстах он означал мастурбацию. Потому некоторые современные библеисты настаивают на том, что смысловое наполнение этого слова у апостола Павла остается дискуссионным.
Собственно, этим и исчерпываются прямые упоминания о гомосексуализме в Священном Писании. Кроме того, что их совсем немного, почти все они содержат лишь императивное осуждение гомосексуального поведения. И лишь в первой главе Послания к Римлянам мы видим богословское осмысление этого явления.
Каноническое право
В каноническом предании Восточной Церкви содержится ряд правил, прямо говорящих о гомосексуализме. Здесь, также как и в указанных местах Писания, речь идет почти исключительно о гомосексуальном поведении. При этом в канонах могут подробно рассматриваться его причины и обстоятельства. Также важно подчеркнуть, что в грекоязычной церковной литературе общепринятым наименованием гомосексуализма стал термин ἀρσενοκοίτης (мужеложство), который впервые встречается, как мы видели, у апостола Павла.
Так, святой Василий Великий в своем седьмом правиле[7] квалифицирует мужеложство как тяжкий грех, заслуживающий осуждения. Повинные в этом грехе должны отлучаться от церковного общения и нести епитимию. Если же этот грех был совершен по неведению или много лет назад, то к согрешившим может быть проявлено снисхождение: «Ибо и неведение творит их достойными снисхождения, и добровольное исповедание, и протечение … долгого времени… Поэтому повели уже неотложно принять их, и тем более, если имеют слезы, преклоняющие тебя к милосердию, и являют житие, достойное милования».
О гомосексуализме говорит в своих канонических рекомендациях и святой Григорий Нисский. В его четвертом правиле мужеложство приравнивается к прелюбодеянию. За гомосексуальные связи он предписывает многолетнее отлучение от Евхаристии. Однако срок епитимии может быть сокращен «для проходящих покаяние ревностнее, и житием своим показующих возвращение ко благому».
Но с особой подробностью о мужеложстве говорит Константинопольский патриарх Иоанн Постник (VI в.). Он также приравнивает мужеложство к прелюбодеянию и устанавливает для повинных в нем епитимию в пятнадцать лет! Если же согрешивший, «не упорствуя в этом деле, придёт в раскаяние искреннее и исповедует грехи свои, отлучается на три или четыре года от причастия». Если же человек впал в этот грех лишь однажды и по невежественности или из-за безграмотности, или же если согрешивший был младше тридцатилетнего возраста, то «для такого достаточен канон в 1 или 2 года. Если же более будет тридцати лет по возрасту и впадал в иные естественные и неестественные грехи однажды или дважды, канон на три года налагается». Важно и обоснование этой нормы: «Каждый грех, бывший до 30-летнего возраста, более легко взыскивается, хотя бы грехи были из тяжких, так как до 30 лет неразумие и волнение страстей сильно захватывает человека, то потому налагается более лёгкий канон. А на всякий грех, совершаемый свыше 30-летнего возраста кем-либо, хотя грех был бы из меньших, подлежит большему канону».
Интересны и рекомендации, которые патриарх Иоанн дает духовникам: «Принимающий исповедание от согрешившего должен смотреть на юность и старость, силу и бессилие, и разность места, и образ, каким зло совершено, так как он многовидным и разнородным бывает: сам ли согрешил или приключилось через другое лицо, и если это произошло намеренно и от старания, или же случайно, или по увлечению, от вина ли, или по приказанию патрона, или от страха перед ним, или ради бедности, или по какой подобной причине — приемлющий духовник должен внимательно и осторожно обсудить; также и возраст, и час, и место, вынужденность и подчинённость, и так налагать запрещения».
Таким образом, Иоанн Постник считает необходимым учитывать все обстоятельства, подтолкнувшие человека к греху. Среди этих обстоятельств он указывает и природную склонность к прелюбодеянию («горячность от природы»). Человека, длительное время практикующего гомосексуальные связи, патриарх Иоанн запрещает допускать до священства, даже если он был растлен по неведению. Если же человек был развращен в юности, но «с приходом в возраст станет порядочным человеком и в другой грех не падёт — запретится временно, как духовник положит, и да придёт затем в священство».
Как видим, в канонической традиции Восточной Церкви гомосексуальные практики всегда квалифицировались как тяжкий грех. При этом мы встречаем дифференцированный подход к обстоятельствам совершения этого греха. Важно отметить, что среди причин указываются «горячность от природы», «неразумие и волнение страстей», то есть сильное влечение, которое фактически понуждает человека к греху. При этом авторы канонов считают необходимым противостать этому влечению и преодолевать его в борьбе с плотью.
Современная богословская оценка
Сегодня разные христианские конфессии по-разному оценивают гомосексуальность и потому по-разному строят пастырскую работу с лицами, имеющими гомосексуальную самоидентификацию. Американский исследователь Ларри Гольбен (Larry Holben) в своей книге «Что христиане думают о гомосексуальности»[8] приводит шесть вариантов ответа на этот вызов, который дают разные конфессии. При чем позиции здесь колеблются от жесткого неприятия гомосексуальности в фундаменталистских деноминациях до ее последовательной апологии в рамках так называемой квир-теологии[9]. Укажем здесь на основные варианты решения проблемы, предложенные разными христианским конфессиями.
А) Позиция Католической Церкви
Начиная с 1970-х гг., Католическая Церковь в целом ряде официальных заявлений и вероучительных документов сформулировала довольно ясную позицию по проблеме гомосексуализма.
Например, в Катехизисе Католической Церкви (издан в 1992 г.)[10] этой проблеме посвящен раздел «Целомудрие и гомосексуализм» (§§ 2357-2359). Здесь, прежде всего, констатируется, что как Священное Писание, так и Предание Церкви квалифицируют гомосексуальные действия как тяжкую форму разврата и объявляют их «безусловно беззаконными», противоречащими естественному закону. В соответствие с Божественным замыслом, половая близость обусловлена двумя целями: продолжение рода и взаимодополняемость двух личностей разного пола. В гомосексуальном акте ни одна из этих целей не может быть достигнута. Потому такой акт противоречит естественному порядку вещей, установленному Богом.
При этом Катехизис констатирует, что «довольно значительное число мужчин и женщин имеют врожденную тенденцию к гомосексуализму. Эти люди не сделали сознательного выбора в пользу гомосексуализма; для большинства из них это состояние является трудным испытанием». При этом психическое происхождение гомосексуальности «остается в большой степени необъяснимым».
Исходя из ясных указаний как Писания, так и Предания, Католическая Церковь считает гомосексуальное поведение однозначно греховным, но само гомосексуальное влечение не квалифицирует как грех. С точки зрения Католической Церкви, «люди, склонные к гомосексуализму, призваны к целомудрию. Благодаря добродетелям самообладания, воспитывающим внутреннюю свободу, иногда с помощью бескорыстной дружбы, молитвы и благодати таинств, эти люди могут и должны постепенно и решительно приближаться к христианскому совершенству».
Как мы видим, хотя в Катехизисе не используется термин «гомосексуальная ориентация», фактически здесь проведено ясное различение между гомосексуальным влечением и гомосексуальным поведением. Документ аккуратно говорит о «врожденной тенденции» и «склонности» к гомосексуализму, констатируя невыясненность вопроса об их причинах. Катехизис также ничего не говорит о том, возможна ли коррекция такой склонности. Проще говоря, может ли человек с устойчивой гомосексуальной идентичностью стать гетеросексуалом? Очевидно лишь одно: если человек имеет устойчивое гомосексуальное влечение и потому не способен создать гетеросексуальную семью, Католическая Церковь призывает его к полному целомудрию, то есть к полному воздержанию от половой жизни: «Эти люди призваны исполнить волю Божию в своей жизни и, если они христиане, соединить с Крестной Жертвой Спасителя те трудности, с которыми они сталкиваются вследствие своего состояния».
Особое внимание Католическая Церковь уделила и проблеме допуска гомосексуалов к пастырскому служению. 4 ноября 2005 г. Конгрегация католического образования издала Инструкцию о возможности приема в семинарии и посвящения в священный сан «лиц с гомосексуальными тенденциями»[11]. Здесь прямо утверждается недопустимость приема в духовные семинарии и посвящения в священный сан лиц, «практикующих гомосексуализм, имеющих устойчивые гомосексуальные тенденции или поддерживающих так называемую “гей-культуру”». Документ подчеркивает, что наличие гомосексуальных тенденций препятствует достойному несению пастырского служения. Допущены к рукоположению могут быть только те лица, гомосексуальные тенденции в поведении которых не являлись устойчивыми и были преодолены, по крайней мере, за три года до рукоположения.
Католическая Церковь не ограничивается осуждением гомосексуального поведения. На протяжении нескольких десятилетий она активно поощряет проведение научных исследований гомосексуальности. Ключевым вопросом, конечно же, является вопрос о причинах гомосексуальной ориентации. Католические исследователи настаивают на том, что сегодня нет достаточных оснований утверждать, что гомосексуальность является результатом дородового развития человека. Потому в католической литературе широко распространенным является мнение, что гомосексуальность формируется в человеке уже после рождения под влиянием многообразных социальных и психологических факторов. Католическая Церковь всячески поддерживает репаративную терапию (она также известна как «конверсионная», «переориентирующая» или «дифференцирующая»). Эта терапия включает в себя методики, нацеленные на изменение гомосексуальной ориентации на гетеросексуальную. В частности, Католическая Медицинская Ассоциация (она действует в США и Канаде) последовательно настаивает на правомочности репаративной терапии. При этом большинство медицинских ассоциаций мира эту терапию осуждают.
Как бы там ни было, католические исследователи признают, что «конверсия» гомосексуалов является чрезвычайно сложным и длительным процессом, который возможен лишь в случае устойчивого желания самого человека изменить свою половую ориентацию. Но даже в этом случае методики дают положительный результат примерно в 30 % случаев[12].
Позиция Католической Церкви вызывает критику со стороны как светского общества, так и со стороны более либеральных деноминаций. Главная претензия, выдвигаемая против католической позиции, сводится к тому, что, однозначно отвергая допустимость гомосексуального поведения, Католическая Церковь не предлагает никакой альтернативы. Она лишь призывает людей, осознающих себя гомосексуалами, полностью отказаться от сексуальной активности. Но далеко не каждый человек способен к полному половому воздержанию.
Католические иерархи осознают эту проблему. Поэтому параллельно с научными исследованиями, Католическая Церковь еще с 1970-х гг. занимается выработкой концепции пастырского попечения о гомосексуалах. Как высшая церковная власть, так и католический епископат в разных странах издали значительное количество нормативных документов, посвященных этой проблеме. Например, Конгрегация доктрины веры 1 октября 1986 г. издала «Послание к католическим епископам мира о пастырском попечении о гомосексуальных лицах»[13], а Католические епископы США издали уже несколько программных документов на эту тему (например: To Live in Christ Jesus, 1978; Human Sexuality,1991; Always Our Children, 1998). Все эти документы базируются на том же фундаменте, что и Катехизис. Сама по себе гомосексуальность здесь не расценивается как грех, однако ее реализация считается однозначно недопустимой. Документы призывают членов Церкви отказаться от предубежденного отношения к гомосексуалам, не допускать оскорблений или уничижительного юмора в их адрес. Всякая дискриминация гомосексуалов расценивается как грех против милосердия. Гомосексуалы должны быть включены в церковную общину.
Сегодня Католическая Церковь всячески поощряет создание специальных миссий, направленных на пастырское попечение о гомосексуалах. Одним из удачных примеров таких миссий является католическое движение «Courage» (англ. — «Храбрость»). Оно было создано в 1980 г. в США монахом-салезианцем Джоном Харви (John Harvey, 1918-2010). Сегодня это движение распространено не только в США, но и в Канаде, Великобритании, Ирландии, Австралии и других странах[14].Джон Харви попытался выработать принципы духовной жизни для людей, столкнувшихся с испытанием гомосексуальной ориентации[15]. Главная цель движения «Courage»— указать таким людям путь борьбы с особыми искушениями и испытаниями, порождаемыми гомосексуальностью. Движение не занимается конверсионной терапией, считая, что участие в такой терапии — это личный выбор человека. «Courage» делает акцент на духовной жизни во Христе как Источнике целомудрия и на братском общении, которое помогает преодолеть искушение гомосексуальности и приблизиться к идеалу целомудрия. Фактически движение «Courage» является попыткой выработать особую аскетическую программу для людей, пораженных гомосексуальностью.
При этом следует отметить, что в среде католических теологов неоднократно высказывались мнения, оспаривающие официальную позицию Католической Церкви. Например, в 1976 г. священник-иезуит Джон МакНейлл (John J. McNeill) издал нашумевшую книгу «Церковь и гомосексуал»[16]. Он настаивал на том, что Католическая Церковь должна отказаться от своего традиционно негативного взгляда на гомосексуальность. МакНейлл заявил, что человек не может выбирать свою сексуальную ориентацию. По его мнению, любая сексуальная ориентация является даром Божиим и должна быть принята с благодарностью. Его книга была осуждена Конгрегацией доктрины веры. А в 1987 г. МакНейлл был исключен из Общества Иисуса. Сегодня он является одной из заметных фигур в квир-теологии[17].
Другой подобный пример — это священник Чарльз Каррэн (Charles Curran). В 1970-80-е гг. в ряде публикаций он критиковал официальное католическое учение по вопросам сексуальной морали, в том числе и по проблеме гомосексуализма. В 1986 г. Конгрегация доктрины веры (тогда ее возглавлял кардинал Йозеф Ратцингер) лишила его права преподавать в Католическом университете Америки. Тем не менее, Каррэн заявил, что остается католиком и продолжает отстаивать правоту своих взглядов[18].
Можно указать и другие примеры несогласия католических богословов с официальной позицией Церкви по вопросу гомосексуализма. Тем не менее, в целом в Католической Церкви существует внутренний консенсус по этой проблеме.
Б) Дискуссии в протестантском богословии
Ситуация в протестантском мире далека от той однозначности, которая характерна для официального учительства Католической Церкви. Существует весьма широкий разброс мнений протестантских пасторов и теологов относительно гомосексуальности.
Наиболее консервативные фундаменталистские круги настаивают на необходимости использовать исключительно библейскую терминологию. По этой причине они отвергают термин гомосексуальная ориентация (поскольку такого понятия нет в Библии) и считают возможным говорить лишь о гомосексуальном поведении, которое подвергнуто в Писании однозначному осуждению. По мнению фундаменталистов, гомосексуализм является плодом сознательного выбора человека, которым движет исключительно похоть, и потому гомосексуализм должен квалифицироваться как грех. Все попытки смягчить эту жесткую позицию трактуются фундаменталистами как отступление от чистоты христианской морали и недопустимый компромисс с современным миром[19].
Например, Южная Баптистская Конвенция (США), которая объединяет более 15 миллионов верующих и остается самой крупной в мире национальной баптистской организацией, принципиально осуждает гомосексуализм. Еще в июня 1988 г. представители Южной Баптистской Конвенции, собравшиеся в Сан Антонио (штат Техас), приняли «Резолюцию о гомосексуализме»[20], которая квалифицировала гомосексуализм как «проявление развращенной природы» (a manifestation of a depraved nature), «извращение божественных норм» (a perversion of divine standards) и «нарушение природы и естественных привязанностей» (a violation of nature and natural affections). В «Резолюции» подчеркивается, что «несмотря на то, что Бог любит гомосексуалов и предлагает им спасение, все же гомосексуальность не является нормальным образом жизни и есть мерзость в очах Божиих (Лев. 18, 22; Рим. 1, 24-28, 1 Тим. 1, 8-10)». Термин «гомосексуальная ориентация» в «Резолюции» не употребляется. Речь идет исключительно о гомосексуальных практиках, которые принципиально осуждаются.
Все же внушительное число протестантских пасторов и теологов, так же как и Католическая Церковь, исходят из того, что гомосексуальное влечение (в отличие от поведения) не является плодом свободного выбора человека и как таковое не может квалифицироваться как личный грех. При этом гомосексуальное поведение, как прямо осужденное в Писании, должно последовательно осуждаться и Церковью. Поэтому лицам, ощущающим в себе устойчивое гомосексуальное влечение, рекомендуется абсолютное половое воздержание. Такая позиция является широко распространенной, например, среди методистов[21].
Тем не менее, значительная часть протестантского сообщества существенно либерализовала свое отношение к гомосексуальности. Часть пасторов, исходя из того, что большинство гомосексуалов не способны к абсолютному половому воздержанию, считают возможным терпимо относится к гомосексуализму. Эти пасторы полагают, что гомосексуалов следует призвать к отказу от беспорядочных половых контактов и рекомендовать им моногамное однополое партнерство. Церковь должна трактовать эту позицию как снисхождение к человеческой немощи, потому церковное благословение однополых союзов не может быть допущено. Такое мнение, поскольку оно является скорее пастырской позицией, нежели официальным учением, как правило, не утверждается на уровне церковного руководства, а лишь существует как неофициальная практика.
Однако в последние годы некоторые протестантские деноминации идут еще дальше и выступают за полную реабилитацию гомосексуализма. Они фактически принимают установившуюся в светской науке точку зрения о равной нормальности трех сексуальных ориентаций (гетеросексуальной, гомосексуальной и бисексуальной). Гомосексуальная ориентация рассматривается ими как врожденная, а потому фактически как данная человеку Богом. Попытки бороться с гомосексуальностью, а тем более попытки ее «конверсии» рассматриваются в этой перспективе как недопустимые.
Столь радикальный пересмотр традиционного отношения к гомосексуальности в 1990-2000 гг. породил в протестантской среде напряженные споры по двум вопросам церковно-практического характера: 1) может ли Церковь благословлять однополые союзы и 2) можно ли допускать к пастырскому служению лиц, открыто декларирующих свою гомосексуальность?
За первые десять лет третьего тысячелетия значительная часть крупных протестантских церквей официально заявили, что не рассматривают моногамные однополые союзы как греховные. В ряде конфессий сегодня допускается церковное благословение однополых союзов, для чего создаются специальные богослужебные чины. Это характерно для значительной части лютеранских и реформатских церквей, а также церквей Англиканского содружества. В частности, благословение однополых союзов сегодня допускают: Евангелическая Церковь Германии, Церковь Швеции, Церковь Дании, Церковь Исландии, Объединённая Церковь Канады, Епископальная Церковь США, Евангелическая Лютеранская Церковь в Америке, Евангелически-Лютеранская Церковь Канады, Евангелическо-Лютеранская Церковь Италии, Старокатолические Церкви разных стран и другие деноминации. Однако теологи этих церквей, как правило, не называют постоянное сожительство двух однополых индивидов браком, предпочитая говорить лишь о «партнерстве» или «союзе».
Несмотря на официальное признание указанными церквами возможности заключения однополых союзов, как внутри лютеранства, так и в Англиканском содружестве существуют принципиальные противники легализации гомосексуализма. Например, Синод Миссури и Синод Висконсина[22] активно протестуют против допущения лютеранскими церквами благословения однополых союзов. Точно также и либеральное отношение к гомосексуализму Епископальных Церквей в США и Канаде породило кризис в Англиканском содружестве, который поставил его на грань раскола.
Ряд протестантских конфессий выступили с прямым осуждением однополых союзов. Например, собрание делегатов Южной Баптистской Конвенции в июне 2003 г. в Финиксе (штат Аризона) приняло официальное заявление о проблеме «однополых браков»[23]. Здесь подчеркивается, что с христианской точки зрения браком является устойчивый пожизненный союз между одним мужчиной и одной женщиной (об этом прямо говорит Христос в Мф. 19, 4-6). Поэтому легализация «однополых браков» фактически означает одобрение гомосексуального образа жизни, который прямо осужден Библией и представляет опасность как для отдельных лиц, вовлеченных в этот грех, так и для всего общества. Поэтому Южная Баптистская Конвенция заявила, что будет последовательно выступать против любых попыток законодательно легализовать «однополые браки или другие подобные союзы» и призвала всех судей и государственных чиновников «противодействовать легализации однополых союзов». Южная Баптистская Конвенция также выступает против пропаганды однополых союзов в СМИ и против попыток введения в школах учебников, одобряющих такие союзы.
Не менее бурные дебаты вызвал в протестантской среде и вопрос о возможности допуска открытых гомосексуалов к пастырскому служению. Часть протестантских конфессий заявили, что более не будут задавать кандидатам в пасторы вопрос об их сексуальной ориентации. В результате среди протестантских пасторов заметно увеличилось число открытых гомосексуалов (как мужчин, так и женщин), что вызвало протесты фундаменталистов.
Особо болезненной эта дискуссия стала для конфессий, сохраняющих исторический епископат. Первой из таких конфессий допустила посвящение открытых гомосексуалов в епископских сан Епископальная Церковь США. В 2003 г. епископом Нью-Хэмпшира здесь стал открытый гомосексуалист Вики Джин Робинсон. Это привело к жестким протестам целого ряда других конфесий (в том числе и Русской Православной Церкви) и поставило Англиканское содружество на грань раскола. Пытаясь преодолеть этот кризис, Кентерберийский архиепископ Роуэн Уильямс призвал церкви Англиканского содружества (в состав которого входит и Епископальная Церковь США) наложить мораторий на рукоположение открытых гомосексуалов, поскольку это угрожает развитию экуменического диалога[24]. Тем не менее, в 2010 г. в Лос-Анжелесе епископскую кафедру Епископальной Церкви США заняла открытая лесбиянка Мэри Глэсспул. После этого руководство Англиканского содружества временно отстранило представителей Епископальной Церкви США от участия в экуменических контактах[25].
Сходные процессы наблюдаются и в других протестантских церквах. Например, 8 ноября 2009 г. в Церкви Швеции епископом Стокгольма стала открытая лесбиянка Ева Брунне. Так что, тенденция к допуску открытых гомосексуалов (как мужчин, так и женщин) к пастырскому служению становится в протестантизме все более распространенной.
Уже в течение нескольких лет архиепископ Роуэн Уильямс выступает за реформу Англиканского содружества. Он предлагает церквам вступить в «ковенант» (соглашение). Церкви, которые не примут условий такого соглашения, смогут получить «ассоциированный» статус, который позволит им сохранить историческую связь с другими англиканскими провинциями, при этом имея большую свободу в принятии решений[26]. Такая форма реорганизации содружества должна предотвратить опасность его раскола, поскольку противоречия между либералами и консерваторами в англиканской среде дошли до крайней точки напряжения. Однако в марте 2012 г. Роуэн Уильямс заявил, что в декабре 2012 г. намерен уйти в отставку. Это решение многие восприняли как признание архиепископом Кентерберийским своей неспособности преодолеть центробежные процессы внутри Англиканского содружества.
В) Позиция Православной Церкви
Что касается Православной Церкви, то, насколько нам известно, на данный момент не существует общеправославных нормативных документов, посвященных проблеме гомосексуализма. Поэтому мы упомянем здесь лишь те документы, которые в последнее время были приняты Русской Православной Церковью.
О гомосексуализме говорится, в частности, в двенадцатой главе Основ социальной концепции, принятых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 г. Здесь констатируется, что «Священное Писание и учение Церкви недвусмысленно осуждают гомосексуальные половые связи, усматривая в них порочное искажение богозданной природы человека». Далее подчеркивается, что люди, вовлеченные в гомосексуальные связи, «не имеют права состоять в церковном клире».
Документ гласит, что браком может быть признан лишь «богоустановленный брачный союз мужчины и женщины», но ни в коем случае не союз двух однополых индивидов. С богословской точки зрения программным следует признать положение документа о том, что гомосексуализм является «греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека». Хотя документ фактически отвергает термин «сексуальная ориентация», все же здесь говорится о «гомосексуальных устремлениях», которые следует квалифицировать как одну из страстей, терзающих падшего человека. Как и другие страсти, она врачуется «таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку».
Таким образом, Основы социальной концепции подтвердили однозначное осуждение гомосексуального поведения. В документе использована традиционная для восточного христианства аскетическая терминология. Гомосексуализм назван одной из страстей, которая может быть уврачевана в Церкви.
Эта позиция Русской Православной Церкви нашла продолжение и в других ее официальных документах. Например, 7 июня 2012 г. Священный Синод принял Заявление в связи с принятием «Закона об обеспечении равенства» в Республике Молдова[27]. Документ содержит ряд положений принципиального характера. Например, он поддерживает призывы Кишиневской Митрополии и других конфессий Молдовы исключить из проекта закона понятие «сексуальная ориентация». В заявлении также подчеркивается: «Духовный и пастырский опыт свидетельствует, что в большинстве случаев гомосексуальное поведение является следствием личного выбора человека. Поэтому приравнивать так называемые сексуальные меньшинства к национальным, расовым или социальным совершенно некорректно».
Таким образом, Русская Православная Церковь настаивает на том, что гомосексуальное поведение является плодом личного выбора. Что же касается «гомосексуальных устремлений», то они квалифицируются как страсть, поддающаяся духовному врачеванию. Хотя в цитированных документах Церковь воздерживается от употребления термина «сексуальная ориентация», все же это понятие встречается в других официальных документах Московского Патриархата. Например, в заявлении Отдела внешних церковных связей от 18 ноября 2003 г. говорится о том, что создание протестантскими конфессиями обрядов церковного благословения однополых союзов может привести к опасным последствиям: «к гомосексуализму приобщаются люди с нормальной сексуальной ориентацией»[28]. В этой фразе очевидным образом содержится тезис о нормальной (то есть гетеросексуальной) и ненормальной (то естьгомосексуальной) половых ориентациях.
Также следует отметить, что, несмотря на зафиксированный в Основах социальной концепции призыв относиться «с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные наклонности», к настоящему времени Московским Патриархатом не создано ясной методики пастырской работы с такими людьми.
Жесткая позиция Русской Православной Церкви по проблеме гомосексуализма проявилась и в резонансных решениях о разрыве отношений с теми конфессиями, где либо официально разрешено благословение однополых союзов, либо допускаются до пастырского служения открытые гомосексуалы. Так, в ноябре 2003 г. после рукоположения в епископский сан Джина Робинсона Отдел внешних церковных связей заявил о прекращении всех контактов с Епископальной церковью США[29]. 27 декабря 2005 г. Священный Синод (Журнал № 100) также заявил о разрыве отношений с Церковью Швеции, которая приняла решение о благословении однополых союзов и создала для этого специальный обряд[30].
Однако, несмотря на указанные официальные документы, остается нерешенной проблема последовательно богословского осмысления проблемы гомосексуализма. У русских православных богословов можно встретить лишь отдельные размышления на эту тему. Хотя эти размышления и не носят систематического характера, все же они могут служить ориентиром для дальнейшей разработки этой темы.
Например, важные мысли о феномене гомосексуальности есть в беседах митрополита Сурожского Антония. Владыка Антоний полагал, что «физиологического основания у гомосексуализма нет» и потому гомосексуальность следует считать «психологической расстроенностью», которая обусловлена, прежде всего, аномалиями семейного воспитания. Человек должен противостоять гомосексуальным влечениям. Если же «это влечение становится действием, то [человек] подлежит церковному наказанию и отлучению». При этом митрополит Антоний специально пояснял, что человек «осуждается не за влечение, а за действие; грех делается грехом не когда в тебе есть побуждение и ты с ним борешься, а тогда, когда ты ему поддаешься»[31].
Попытку богословского ответа на этот вызов мы находим и в дневниках протопресвитера Александра Шмемана. Отец Александр настаивает на том, что с богословской точки зрения нет смысла вести спор о том, «естественен» гомосексуализм или «противоестественен». «Вопрос этот, может быть, вообще неприменим к “падшему естеству”, в котором — в том-то и все дело — все извращено, все в каком-то смысле стало “противоестественным”… Гомосексуализм только особенно трагическое проявление того “жала в плоть”, которое мучит по-разному, но каждого человека. В падшем мире ничего нельзя “нормализовать”, однако все можно спасти». Что касается вопроса о причинах гомосексуальности, отец Александр писал: «Мне … кажется, что корень тут все-таки духовный: это — коренная двусмысленность всего в падшем творении, “удобопревратность”. Одна “ненормальность” порождает другую в этом мире кривых зеркал. В данном случае — ненормальность, падшесть семьи, падшесть самого образа пола, то есть отношений между мужским и женским. Падшесть далее — материнства, падшесть в конце концов самой любви в телесном и, следовательно, половом ее выражении. На одном уровне гомосексуализм есть смесь страха и гордыни, на другом — эроса и автоэротизма. Не случайно общим у всех гомосексуалистов является эгоцентризм (не обязательно эгоизм), невероятная занятость собою, даже если эгоцентризм совмещается с предельным “любопытством” и видимой открытостью к жизни»[32].
* * *
Процессы, протекающие сегодня в западном христианстве, должны понудить нас более внимательно отнестись к проблеме гомосексуализма. То осмысление гомосексуальности, которое стало фактически общераспространенным в западном обществе, постепенно укрепляется и на постсоветском пространстве. Сегодня и в научной литературе (например, в России, и в Украине), и в вузовских учебных пособиях, и даже, порой, в школьных учебниках уже присутствует мысль о равной нормативности гомо- и гетеросексуальной сексуальных ориентаций. При этом в обществе в постсоветских странах довольно распространенным остается и негативное отношение к гомосексуализму. Тем не менее, вполне очевидно, что влияние западной культуры будет менять эту ситуацию. И Церковь должна быть к этому готова.
На мой взгляд, сегодня Православная Церковь должна, во-первых, дать ясную богословскую оценку феномену гомосексуальности в свете новейших научных исследований, а, во-вторых, уделить особое внимание выработке концепции пастырского попечения о людях, склонных к гомосексуализму. В этом отношении нам могут помочь наработки католических ученых. Тем не менее, в поиске православного богословского осмысления феномена гомосексуальности мы должны стремиться к внимательному прочтению восточного святоотеческого наследия, которое содержит богатый материал для дальнейшего развития христианской антропологии.
Немає коментарів:
Дописати коментар