Сторінки

понеділок, 18 листопада 2013 р.

Топ-6 светских фильмов, пропагандирующих христианство

Христиане все время ищут возможность найти удачный подход к секулярной аудитории, чтобы начать разговор о вере, Боге и спасении. Одним из наиболее подходящих поводов является кинематограф. Обсуждение популярных фильмов, например, в формате киноклуба — возможность для верующих найти нейтральную площадку и заинтересовать различные аудитории. Мы составили рейтинг популярных светских фильмов, где затрагиваются вопросы веры и религии, ярко иллюстрируются библейские принципы и ценности.
1. «Страсти Христовы» (The Passion of the Christ)

Один из самых шокирущих фильмов в истории человечества и лучшая экранизация библейской истории. Единственный раз, когда во время просмотра в кинотеатрах царила полнейшая тишина, нарушаемая судорожными вздохами и всхлипываниями. Если вы его смотрели в кинотеатре, то помните: к минуте двадцатой хруст чипсов и попкорна, звук открывающейся пивной бутылки исчезали, кажется, навсегда.

“Страсти” пробирают до костей и заставляют волосы стоять дыбом на протяжении всего просмотра. Фильм, после которого не можешь прийти в себя, потому что мысли режут голову, а сердце еще долго не перестает биться в ускоренном темпе. Будто ты побывал в теле Христа и перенес все эти мучения на себе.
Все события разворачиваются вокруг распятия Христа, это главное событие, основная линия, в которой переплетаются маленькие сюжетные линии — вкраплениями воспоминаний из детства, юности, общения с учениками и др.
Страдания, боль, кровь, музыка — все придает силы, добавляет звука, мощности и ощущений. Страдания одной личности ради спасения мира. Реалистичная реконструкция издевательств и пыток убеждают, что это не был просто человек, а Бог, которого не сломили ни людская злоба, ни жестокость, ни человеческие издевательства, ни телесные муки.
2. “Пила” (Saw)

Христианские фундаменталисты увидят в триллере «Пила», состоящего из семи частей, лишь кровь, страдания и предсмертные муки. Однако наличие не просто глубокого смысла, но целой философии, не позволяет ставить «Пилу» в один ряд с такими хоррорами как «Пятница, 13-е», «Хэллоуин», «Техасская резня бензопилой» или «Хостел», где отсутствует фабула, а смерть — лишь иллюстрация античеловеческих способностей людей.
Ключевая тема всех семи частей — жизнь. Это главный дар на земле, пренебрежение которым есть грех. Люди, не ценящие свою или чужую жизнь — недостойны ходить по земле. Вторая теологическая тема киноленты — расплата за содеянное зло. Это один в один созвучно с Посланием апостола Павла к Галатам: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7).
В конце шестой части Джон Крамер («Конструктор»/«Пила») в своей интерпретации повторяет слова апостола Павла: «То есть вы решаете: кому жить, а кому — нет?.. Вы думаете, что живых смогут судить только те, кто выжил, и что мертвым не добраться до вашей души? Вы жестоко ошибаетесь…».
«Пила» предлагает своим «жертвам» сделать выбор — начать жить заново, либо умереть. То, что мы делаем ежедневно, согласно христианской догматике, приближает или отдаляет нас от Бога. В самой первой части «Игры на выживание» идеолог человеческого изменения так и говорит: чтобы научиться ценить свою жизнь, нужно лично познать смерть. Жестокость «Конструктора» может заключаться лишь в том, что он предлагает «испытуемым» пережить ту же боль, которую они причинили другим.
Свою миссию главный герой видит в возвращении смысла жизни: «Мне надоели люди, которые не ценят своего счастья». Ему нужно покаяние. «Конструктор» учит своих «жертв» наивысшим людским добродетелям: честности, верности, любви, преданности, благодарности, уважению. В последней части «Пилы» одна из выживших жертв была рада не столько своему физическому спасению, сколько возрождению души, за что поблагодарила своего «духовного наставника»: «Я рада, что со мной такое произошло. И желаю подобного таким как я».
Являясь неотъемлемой частью единого целого, каждая серия имеет свой сюжет и тематику. Например, первая часть посвящена ценности жизни, вторая — мести, третья — прощению, четвертая — спасению человека, пятая — доверию, шестая — милосердию, седьмая — лжи. «Пила» показывает нам ад, который может начаться уже на земле.
3. «Проповедник с пулеметом» (Machine Gun Preacher)

Основанная на реальных событиях, лента рассказывает об одном незаурядном человеке — Сэме Чилдерсе. Бывший байкер-гангстер, промышлявший торговлей наркотиками и грабежом, однажды стал верующим (протестантом-пятидесятником) и кардинально изменил свою жизнь.
Из «плохого парня» Сэм Чилдерс стал миссионером в Судане, где помогал сиротам. Однако его помощь не была характерной для остальных христианских миссий: «он держал в одной руке Библию, а в другой автомат». Чем собственно вызывал негодование гуманитарных организаций и неприятие христианских кругов.
Фильм имеет две грани, обращенные к двум разным аудиториям — светской и христианской. Первую обличают в отстраненности от проблем Африки, оставленные на произвол судьбы дети, становятся «пушечным мясом» для преступников вроде Джозефа Кони и его “Божьей армии сопротивления”. Лишь протестантским миссионерам есть дело до будущего гражданского населения Черного континента, куда они отправляются. Их задача не ограничивается проповедью Слова Божьего, они строят школы, госпитали, детские площадки. Пытаются изменить ту атмосферу, в которой живут дети, отвлечь их внимание от ужасов войны.
Другая грань взывает к христианам. И здесь более радикальное послание. Во-первых, фильм прекрасно иллюстрирует «зажравшихся буржуев», готовых потратить пару тысяч долларов на вечеринку-барбеккю, нежели дать их на спасительное приобретение автомобиля на нужды африканской миссии. Во-вторых, пример Чилдерса прекрасно раскрывает несостоятельность радикального христианского пацифизма. Молитва и чтение Библии во время расстрела детей — самая убогая форма конформизма, которую лишь только можно придумать.
Поэтому Чилдерс берет автомат АК-47 и начинает беспощадно «мочить в пустыне» тех, кто подрывает на противопехотных минах детей или нападает ночью на села. Лента не дает правильных ответов, а лишь задает грамотные вопросы. Ответы на которые можно дать после просмотра в формате дискуссионного клуба, конференции или саммита международных организаций.
4. “Ограниченный закат” (The Sunset Limited)

Полуторачасовая лента посвящена глубокому диалогу обычного работника метрополитена (Семюэль Л. Джексон) и отчаявшегося профессора (Томи Ли Джонс), решившего свести счеты с жизнью. Последнего, от рокового шага, спасает престарелый бедняк и предлагает пройти к нему домой, дабы предотвратить суицидальный рецидив.
Чернорабочий оказывается верующим человеком, а его новый знакомый — разочаровавшимся в жизни атеистом. Между ними затягивается долгий разговор длиной в целую ночь. Вроде бы интеллектуал был обязан мастерски переубедить простолюдина в его религиозных заблуждениях. Но простота вопросов и ответов героя Семюэла Л. Джексона ставят в тупик профессора.
“Ограниченный закат” можно назвать своеобразным справочником для верующих, который дает ответы на ряд неудобных и каверзных вопросов, которые им приходится слышать от агностиков и светских гуманистов.
Во время просмотра становишься невольным собеседником люмпена-христианина и атеиста-профессора, пытаясь ответить на вопрос относительно ценностей, счастья и бытия. Превосходная пьеса, заставит зрителя переосмыслить некоторые свои поступки, убеждения и жизненные ориентиры.
Это не только разговор верующего и атеиста, спор между двумя людьми. Это — борьба мнений о вере и Боге внутри каждого из нас.
5. Книга Илая (The Book of Eli)

Один из немногих достойных просмотра постапокалиптических фильмов, в котором религия гармонично включена в главную идею картины. Авторы фильма братья Хьюз за отправную точку возрождения мира взяли Библию.
“Книга Илая” о всемогуществе религии, которое увлекает и заинтересовывает, в первую очередь, не своей христианской тематикой — бесконечные проповедями из уст Илая и Библия, за которую диктатор Карнеги готов убить, — а разворачивающимся конфликтом, связанным с этой книгой, между хорошим и плохим.
История фильма — испытание веры. В фильме сталкиваются две эпохи — люди жившие до катаклизма (знающие как было раньше, пытающиеся вернуть былое, каждый по своему), и люди родившиеся после войны.
Книга, единственный последний оплот человеческой надежды, в этом фильме является собирательным образом той вещи, которая нужна негодяю для подчинения всех себе (“оружие, нацеленное прямо в умы и сердца слабых и отчаявшихся”), а положительному герою — для мира во всем мире. Авторы фильма через постапокалиптический анткраж пытаются спасти наш мир от общества потребления, каковое не сможет в итоге избежать катастрофы: «Люди имели больше, чем было нужно. Они не ведали, что действительно бесценно, а что – нет».
6. “Спеши любить” (A Walk to Remember)

История трагической любви между бунтарем-кумиром школы и дочерью пастора, поющей в церковном хоре и прилежно учащейся в школе.
Этот фильм о вере, надежде, плохом парне, изменившем свою жизнь ради одной, о девушке, заставившей поверить, что любовь и Бог едины. Просмотр этого фильма влечет за собой положительные изменения в себе. Зритель осознает, что жизнь слишком коротка, для сомнений и заботы о собственных чувствах, когда нет возможности и времени, чтобы признаться в любви дорогому тебе человеку, и сделать счастливым этого самого человека.
В фильме нет никакой пошлости, глупых шуток, а не слишком положительные герои (такие, как бывшая подружка Лэндона) в последствие раскрываются как глубокие, ранимые люди. Один из немногих фильмов, где «правильно» показана любовь.
- Она так и не увидела чудо…
- Увидела. Этим чудом был ты.

Немає коментарів:

Дописати коментар