Сторінки

субота, 12 жовтня 2013 р.

Протоиерей Геннадий Фаст: Азбука подготовки к причастию

Продолжается обсуждение проекта документа «О подготовке ко Святому Причащению». О том, как, по его мнению, надо готовиться к причастию, Правмиру рассказал протоиерей Геннадий Фаст, настоятель храма равноапостольных Константина и Елены города Абакана.
Всё, что связано с причастиеми подготовкой к нему, очень важно, но в сегодняшней ситуации очень опасно принимать по этому вопросу некое решение, которое стало бы общеобязательным для всей Русской Православной Церкви. Либо может произойти обычная формализация принятых решений, либо они не смогут стать общеприемлемыми.
Дело не в том, будут в документе слишком строгие требования или слишком мягкие, а в том, что Церковь сегодня неоднородна. И духовенство неоднородно, и особенно паства — от крещеных, которые ни разу в жизни не причащались, до ревностных прихожан, и в миру живущих почти по-монашески. Естественно, никакого общего уложения быть не может. Всё зависит от духовного состояния человека и от устроения общины или прихода. Это в первую очередь пастырский вопрос.
Есть идеал, который соответствует Евангелию и канонам Церкви, а есть реальность, в которой мы живем и служим. Идеал видится таким: вся община причащается ежевоскресно, не причастники в воскресенье — это либо отлученные от Церкви, либо несущие какую-то епитимью, либо оглашенные, которые должны присутствовать на воскресной литургии, но, естественно, пока они оглашенные, не исповедуются и не причащаются.

В нормальном состоянии Церкви исповедь и причащение практикуются как два различных таинства. Многие литургисты и канонисты отмечали, что в древней Церкви отпущение грехов как таинство было для отлученных, которые хотели через покаяние вновь присоединиться к Церкви. Однако будем исходить из исторически сложившейся практики, когда в таинстве исповеди участвуют регулярно все верные. Можно предложить ежемесячную исповедь непременной для всех верующих, а сверх того — по необходимости, по внутренней потребности человека. Чувствует он, что ему необходимо исповедоваться, никто не может ему в этом отказать. При отсутствии канонических грехов человек, исповедующийся раз в месяц и участвующий в каждой воскресной литургии, может и должен причащаться. Нет для этого никаких препятствий.
У священника только одна льгота перед прихожанами — соблюдать всё требуемое ещё строже. Чаще, чем раз в месяц, священники не исповедуются. Распространенная практика — один-два раза в году епархиальная исповедь, а дальше священник сам регулирует частоту своей исповеди, как подсказывает ему совесть. Но для мирян я всё же предлагаю ежемесячную исповедь.
исповедь
Что касается поста, то достаточно поститься в среду и пятницу и соблюдать четыре установленных Церковью поста. Даже требование поститься один день перед причастием необоснованно, тем более что в нашей практике этим днем чаще всего оказывается суббота. Существуют три канонических правила вселенского значения, в том числе и Апостольское правило, которые запрещают поститься в субботу. Таким образом, требуя от паствы субботнего поста, мы идем против Апостольских правил. Известно, что наличие субботнего поста имело место в Римо-Католической Церкви и послужило одним из поводов к расколу. Восточная Церковь такой пост не принимала. Нелишне отметить, что запрещение субботнего поста было принято Церковью в то время, когда ежевоскресное причащение христиан было нормой.
В году и так больше половины дней постные, а когда Пасха ранняя и соответственно Петров пост длинный, таких дней бывает даже больше двухсот. Этого достаточно, и требование дополнительно поститься перед причастием для соблюдающих все эти постные дни — совершенно необоснованное требование. А если уж его вводить, то первыми его должны соблюдать священники. Естественно, ни один священник этого не соблюдает, и правильно делает. Но и не должны мы возлагать на людей бремена неудобоносимые, которые сами не несем.
Лучше обратить внимание на то, чтобы пост был не просто сменой меню, но переживался духовно. Что греха таить, сегодня из всех постов духовно переживаемым является только Великий пост. Остальные посты многие честно соблюдают, но ни в богослужении нет никаких постовых особенностей, ни в быту это никак не проявляется. Хорошо, что люди постятся — воздержание само по себе полезно, но только великопостные богослужения помогают почувствовать и духовную радость во время поста, понять его духовный смысл.
Что касается женской нечистоты, то если это месячные, то, думаю, женщине следует воздерживаться от причащения, а если у нее аномальное кровотечение, которое может длиться месяцы и годы (в Евангелии говорится о женщине, которая 12 лет страдала кровотечением), мы не имеем права лишать женщину возможности причаститься. Как часто и каким образом, уже решать пастырю в каждом конкретном случае.
По поводу супружеского воздержания, думаю, разногласий нет. Достаточно одного дня, то есть не иметь супружеских отношений в ночь перед причащением. В Ветхом Завете и даже в некоторых уставных книгах говорится о трех днях. При редком причащении это замечательно, но для тех, кто причащается каждое воскресенье, достаточно воздержаться в ночь перед причащением. В любом случае в ночь с субботы на воскресенье Церковь рекомендует воздерживаться всем от супружеской близости.
А вот молитвенное правило перед причастием, думаю, ни для кого не обуза, если не требовать от прихожан, чтобы они совершали его в полном объёме в субботу (а некоторые священники даже требуют, чтобы в воскресенье с утра). Совершить чинопоследование ко святому причащению в течение нескольких дней никому не в тягость. Например, в пятницу прочитать три полагающихся канона, а в субботу — правило ко святому причащению. Имеются в виду постоянные прихожане, которые причащаются каждое воскресенье. А если кто-то причащается чаще, то это особый случай, пусть духовник решает.
Для тех же, кто приходит в храм от случая к случаю, причащается один или несколько раз в год, исповедь перед причастием обязательна. Если человек не ходит в храм каждое воскресенье, его духовная жизнь не течет нормально, поэтому причащать его без исповеди нельзя. А насчет говения опять же решать пастырю. В одном случае целесообразно порекомендовать человеку поговеть неделю, в другом — когда например, человек впервые в жизни пришёл на исповедь — принять его как блудного сына и сразу допустить к причастию. Вновь пришедший имеет возможность быть принятым Христом, а уже потом пастырь смотрит, как дальше духовно вести этого человека. Всё индивидуально.
Норма исповеди и причастия может быть рекомендована ежевоскресным прихожанам. В первые три века христиан, которые не были ежевоскресными прихожанами, просто не существовало, а сейчас их миллионы. Мы не можем их отринуть — это наша паства, — но мы и не можем создать для них какой-то норматив, ориентируемый на их жизнь. К ним необходим пастырско-миссионерский подход. Сложившиеся к сегодняшнему дню нормы в немалой степени ориентированы как раз на невоцерковленных крещенных людей. Воцерковленные же должны почему-то тоже жить по этим нормам.
В документе предлагается разрешить постоянным прихожанам причащаться в Светлую седмицу ежедневно и без исповеди. Звучит так, как будто это в виде исключения. Но есть 66 правило Трулльского Собора, который по значимости приравнивается к Шестому Вселенскому Собору:
«От святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся».
То есть в идеале мы все должны с Пасхи до Светлой субботы включительно причащаться ежедневно. Разумеется, без исповеди и поста. Супружеский пост на Светлой седмице и так предусмотрен — венчания начинаются на Фомино воскресенье. Вкушать можно всё, как это делают и священники, и за каждой литургией причащаться. Другое дело, что не у всех есть возможность в будни прийти на литургию.
Всем православным следует рекомендовать приходить в субботу вечером на Всенощное бдение. Исповедь во время литургии должна отсутствовать. Единственное, что допустимо — если служат два или больше священников, один из них на запричастном может выйти и исповедовать детей, болящих и тех, кто приехал издалека. Прерывать литургию на исповедь недопустимо. Человек, который всю литургию стоял в очереди на исповедь, в литургии не участвовал, следовательно, не может и причащаться. Христианин должен не просто присутствовать на литургии, но сознательно участвовать в ней, молиться вместе со всей Церковью.
Поэтому исповедовать лучше накануне, а в идеале — вводить специальные исповедальные дни. Потому что после всенощной — тяжело и для священника, и для прихожан. Но там, где пытались ввести исповедальные дни, это плохо приживалось, потому что люди не приходили на исповедь. Уже сложился стереотип, что исповедь должна быть непосредственно перед причастием. Знаю даже случаи, когда священники настаивают на том, чтобы прихожане исповедовались только в воскресенье, потому что после субботней исповеди ночью могут согрешить. То есть человек должен во время литургии исповедоваться и спешить к Чаше, пока не успел согрешить. Совершенно не евангельское и не апостольское восприятие причащения и покаяния, к тому же, не имеющее никакого основания в канонах Святой Церкви.
Подготовил Леонид Виноградов

Немає коментарів:

Дописати коментар