Сторінки

субота, 3 серпня 2013 р.

Фрейда не читал, но осуждаю…

В Сети активно обсуждается советы одного «специалиста» с форума Православных психологов, который рекомендовал женщине подойти к бьющему ее мужу с любовью и лаской. Применение совета  на практике закончилось для женщины,  по ее словам, вызовом «Скорой»: побои оказались слишком тяжелыми.
Аналитический психолог Лидия Сиделёва попыталась разобраться, чем профессионал отличается от непрофессионала, имеет ли право психолог быть православным и что такое – христианская психология.
Я помню, в конце девяностых годов появился большой спрос на специалистов с приставкой «православный». Хотелось получить услугу с гарантией и без посторонних вмешательств. Тётушки на приходах шушукались о штрих-кодах и иннах, печатях, вмешательствах, и было действительно страшно, что себя можно как-то случайно скомпрометировать, и всё рухнет. Поставят тебе катетер со штрихкодом и осквернят.

Православный стоматолог поставит пломбу с молитвой. Но действительно по сарафанному радио передавали друг другу телефоны православных сантехников, православных риэлторов и православных работодателей. Правда, не всегда услуга, оказанная «православно» была при этом ещё и качественной.
В начале нового тысячелетия народ всё-таки успокоили, собрав даже специальную синодальную богословскую комиссию. Говорить про штрихи и печати стало моветоном, и дорогие братья и сестры стали всерьёз задумываться не об антихристе, а именно о Христе. А, задумавшись о душе, как-то вспомнили и про психологию.
О том, что для сантехника или стоматолога важнее диплом и опыт работы – это уже давно поняли, но вот с психологами совсем другое дело. Отношение к этой науке не только внутри церковной ограды, но и за её пределами, по-прежнему остаётся несколько мистическим. То, что непонятно, всегда страшит.
Что же мы имеем на данный момент? Люди, которые уже второй десяток лет ходят в Церковь (их ещё называют новыми христианами) однажды поняли, что постом и молитвой неплохо бороться с искушениями, но вот ни от аппендицита, ни от панических атак они не помогают. Я знаю и духовников, которые могут сказать своим чадам, что вопросы, которые те задают, не в сфере компетенции священника, им нужна помощь психолога.
Но как раньше люди боялись, что вот придёшь  женскую консультацию, а там неправославный гинеколог может без суда и следствия вызвать аборт, а потом продать эмбриона для омолодительных кремов. Так и сейчас есть опасения, что страшный зверь психоаналитик устроит сеанс гипноза и сделает что-то непоправимое в голове. Поэтому лучше всё же дайте нам православного психолога.
Так что в этой сфере для определённой, скажем так, целевой аудитории, человек, именующий себя православным психологом, становится более привлекательным инвестиционным вложением, чем психолог без этой, не побоюсь этого слова, приставки. Но не превращается ли такое употребление своей конфессиональной принадлежности чем-то вроде упоминания имени Бога всуе?
На волне антиклерикализма над людьми верующими не смеётся разве что только ленивый. Поэтому я лично не исключаю, что обсуждаемая нами статья явилась провокацией. Другое дело, что теперь прогрессивная общественность зло иронизирует   над православными психологами.
Но что такое православный психолог? Есть ли такие в природе вообще? И достаточно ли человеку с любым дипломом, в котором написано в графе специальность волшебное слово «психология», сказать, что, мол, Фрейда не читал, но осуждаю – и сразу же стать правильно ориентированным?

Психолог (как и педагог) – это человек, который работает своей личностью. Поэтому, конечно, его работа опирается на некий мировоззренческий пласт собственных представлений о мире вообще и человеке в частности.
Одним из важнейших предметов, которые будущие психологи проходят в высшем учебном заведении – это теория личности. Вне зависимости от того, какое направление ты выберешь для себя в дальнейшем, сначала ты обязан познакомиться со всем накопленным опытом, и трудами Фрейда в том числе.
Это как в художественной школе. Ты можешь рисовать хоть чёрные квадраты, хоть зелёные пятна, но когда научишься понимать, что такое композиция, перспектива, какие есть школы живописи и как рисовать обнажённую натуру. А если не умеешь, то сиди дома и рисуй в своё удовольствие.
Для человека православного, безусловно, очень важно разместить пласт своих научных знаний на фундамент веры. Для этого приходится много учиться и прежде всего собственную личность привести в относительный порядок. Как, впрочем, и физику или биологу с православным мировоззрением важно установить взаимно однозначное соответствие между научной картиной мира и своим мировоззрением.
Но, скажу я вам, необходимо очень чётко разделять, где заканчивается территория моего государства и начинается земля сопредельного. Я помню, в какой-то книге активно поднималась тема, что у нерадивому священнику сам ангел Господень может помогать, и в итоге никто из прихожан обделён не будет, и на Литургии мы всегда причащаемся Тела и Крови, вне зависимости от того, что у священника в голове творится. Примем эту историю как метафору. Молитва нигде лишней не бывает, но вот, честно говоря, меня пугают инженеры, которые при проектировании зданий больше опираются на молитву, чем на научные знания.
Поэтому первое, что может предъявить психолог, подтверждая свою компетенцию – это не крест, не иконостас в кабинете, не длинную бороду или платок на голове, а свой диплом и свою принадлежность к некоему профессиональному сообществу (вы можете поинтересоваться у психолога, с которым хотели бы пройти личную терапию, в каком направлении он работает).
Кроме того, в профессиональных сообществах есть требования к психологу относительно его собственной личной терапии и относительно так называемых супервизий, то есть этакой поддержки психолога в его практике со стороны более опытных коллег.
Сейчас активно развивается направление христианской психологии (а не православной, заметьте). И я надеюсь, что со временем сформируется сильное профессиональное сообщество и на территории русскоговорящих стран для поддержки верующих психологов.
Пока же, за редким исключением, мы можем говорить о психологах с христианским мировоззрением, которые работу с клиентом строят на фундаменте профессиональных знаний, но при этом помнят о своём месте в терапии и адекватно его оценивают, не претендуя на роль гуру или священника.

Немає коментарів:

Дописати коментар