Сторінки

понеділок, 28 січня 2013 р.

О пастырском выгорании и загнанных лошадях


Многие рассуждают о пастырском выгорании — есть ли такой феномен, или это всего лишь отговорка, выдуманная для оправдания собственного неадекватного поведения? Протоиерей Игорь Прекуп делится своей историей выгорания и исцеления от него.
Протоиерей Игорь Прекуп
Пастырское выгорание — модное словосочетание. Одних оно привлекает некой свежестью, других отталкивает мирским душком. Что это: выдумка лукавствующего рассудка или реальное явление церковной жизни?
Смею предположить, что второе, поскольку вряд ли иначе о проблеме пастырского выгорания упомянул бы Святейший Патриарх Кирилл на Архиерейском совещании еще год назад, охарактеризовав это явление как «состояние, когда священнослужитель теряет мотивацию к несению пастырского служения, состояние хронической усталости и апатии, сопровождающееся сомнениями в наличии пастырского призвания и правильности выбора священнослужения как профессии и образа жизни».

Проще всего наказать

Итак, феномен есть, его существование не только признанно на высшем иерархическом уровне, но его рекомендовано принимать всерьез, и не только не отмахиваться как от блажи, или вменять в вину «выгоревшему», а напротив, отнестись к недугующему со всей чуткостью: «Здесь — особая ответственность епископа и епархиального духовника, — отмечает Святейший. — Проще простого будет наказать, запретить, отвернуться. Но не к этому призван архипастырь. Именно в такие моменты следует с особой остротой вспомнить литургическое приветствие „Христос посреди нас“, обращенное к „собрату и сослужителю“».

Патриархи Кирилл и Илия II тормозят созыв Всеправославного Собора, добиваясь выгодной позиции по вопросу предоставления автокефалии


Предстоятели Русской и Грузинской Православных Церквей на встрече в Москве договорились о том, что созывать Всеправославный Собор бессмысленно, пока не достигнуто согласие всех поместных Церквей по конфликтным вопросам, сообщает "Религия в Украине" со ссылкой на РИА Новости.

"Затронут был вопрос о Святом Соборе, который должен быть в будущем, и я думаю, пришли к единому мнению, что пока не будут урегулированы все вопросы, которые стоят между православными Церквами, созывать Собор не имеет смысла", — сказал во вторник на встрече с российскими журналистами грузинский Патриарх, который в последние дни находился с визитом в Москве.

На встрече с Илией ІІ в понедельник Патриарх Кирилл заявил, что поспешные попытки "скоро провести Собор, без должной подготовки" могут привести к осложнениям в межправославных отношениях.

Вселенские расхождения. Патриарх Кирилл ответил на призыв главы УПЦ КП


Глава Русской православной церкви патриарх Кирилл (Гундяев) выступил против проведения в ближайшее время Вселенского собора. В Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) полагают, что это заявление стало ответом на недавнее письмо предстоятеля УПЦ КП Филарета (Денисенко) главам поместных церквей с просьбой рассмотреть на соборе вопрос автокефалии Киевского патриархата. По мнению экспертов, теперь патриарх Кирилл попытается затянуть подготовку к собору.

Заявление о нецелесообразности проведения в ближайшее время Вселенского собора глава Русской православной церкви (РПЦ) патриарх Кирилл сделал в Москве во время встречи с католикосом-патриархом всея Грузии Илией II (Гудушаури-Шиолашвили). Предстоятели Русской и Грузинской православных церквей сошлись во мнении, что нет смысла проводить собор, пока не будет достигнуто согласие глав поместных церквей по всем конфликтным вопросам. 
"РПЦ вместе с другими православными церквями будет двигаться по пути укрепления православного единства, но с определенной осмотрительностью, чтобы поспешные попытки провести собор без должной подготовки не привели к осложнениям в межправославных отношениях. Мы глубоко убеждены, что собор должен готовиться таким образом, чтобы содействовать укреплению православного единства, а не создавать новые линии напряжения в отношениях между церквями",— заявил патриарх Кирилл. Илия II был более лаконичен: "Мы пришли к единому мнению о том, что проводить собор нет смысла, пока не будут урегулированы все вопросы, стоящие перед православными церквями".

УПЦ КП вышла на вселенский уровень

Патриарх Филарет борется за автокефалию церкви

Фото: Александр Яловой / Коммерсантъ

Вчера глава Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет (Денисенко) обратился к главам поместных церквей с просьбой рассмотреть вопрос автокефалии УПЦ КП на будущем Вселенском соборе. Без решения этого вопроса первоиерарх считает проведение собора неоправданным, поскольку УПЦ КП является одной из крупнейших православных церквей в мире. В Русской православной церкви убеждены, что Вселенский собор может рассмотреть лишь вопрос покаяния патриарха Филарета, который предан анафеме.

Предстоятелю Київського Патріархату виповнилося 84 роки (з фото)


23 січня 2013 р. виповнилося 84 роки від дня народження Святійшого Патріарха Київського і всієї Руси-України Філарета. З цієї нагоди він вранці очолив у Володимирському кафедральному соборі Києва Божественну літургію та подячний молебень. Предстоятелю співслужили архієреї та духовенство УПЦ Київського Патріархату.
Після богослужіння до Святійшого Владики від імені повноти Церкви зі словом вітання звернувся митрополит Львівський і Сокальський Димитрій:
Ваша Святосте! Милостивий наш патріарше і отче!
Як тільки-но відходять від нас різдвяні свята і вже майже перестає лунати коляда, ми поспішаємо звідусіль до Києва, нашої найвеличнішої святині – Свято-Володимирського кафедрального собору, щоб тут разом з Вами, соборно піднести молитви до Господа нашого Ісуса Христа в день Вашого народження. Якось так по-справжньому хочеться відзначити цей період, в який Ви народилися 84 роки тому у далекому донбаському селі Благодатне.
Ще так нещодавно ми раділи Ісусу народженому, зі славою і трепетом, разом з великим пророком Іоаном, зустрічали Його на Йордані. Пройде зовсім небагато часу і Немовля Ісус зволить носитися на руках праведного Симеона. Воістину благословенна ця пора церковно-уставного календаря, в яку ви, Ваша Святосте, прийшли в далекім 1929 р. на світ. Шлях Вам так само освітлювала Вифлеємська зірка, яку ми намагаємось духовно не загубити впродовж всього нашого життя, бо віриться мені, що над кожною людиною, яка приходить у цей світ, світить незвичайна зірка. Багато хто з отців і вчителів Церкви навчає, що над Богомладенцем Ісусом світила не зірка, а світлосяйний ангел. Так само в житті кожної людини світлосяйний ангел-охоронець запалює свічку життя і підтримує її горіння.

Православна Церква відзначає день пам’яті святої Ніно


489bf871a84b
27 січня Православна Церква відзначає день памяті святий Рівноапостольної Ніно, просвітительки Грузії. Пам’ятні дні, присвячені святій Ніно, Православна Церква відзначає двічі на рік: 1-го червня згадується день її приходу до Грузії, а 27-го січня (за старим стилем – 14 січня) – день її упокоєння.  
Свята Ніно була з Кападокії. Вона прийшла до Грузії, здолавши гори Джавахеті. Пройшовши озеро Паравані, вона досягла міста Урбніси, звідки дійшла до Мцхети.  Рівноапостольна Ніно жила в місті Мцхета впродовж шести років. За цей час вона звершила багато чудес і навернула до християнства царя Міріана і царицю Нану.  
У Грузії Святу Ніно вважають просвітителькою грузин і небесною покровителькою країни. Свою життєву дорогу свята Ніно закінчила в Кахетії, в селі Бодбе.  В результаті діяльності святої Ніно в 326 році християнство в Іверії було проголошене державною релігією.

пʼятниця, 25 січня 2013 р.

Розклад заходів о. Романа Мельниченка на неділю 27 січня:


Розклад заходів о. Романа Мельниченка на неділю 27 січня:
 
11:00 – «Духовні розмови» в приміщенні парафії Покрова Божої Матері що на Котляревського.
Тема: Любов як основне мірило духовного життя;
15:00 – «Душевні розмови» в краєзнавчому музеї міста Ірпінь. Тема: Батьківська любов і її вплив на формування особистості дитини. Вхід вільний;
17:00 – Презентація методу Сімейних розстановок за Хеллінгером в м. Буча за адресою Жовтнема 28 (неподалік від ж.д. вокзалу). Вхід вільний.

Деталі за телефоном – 066 293 10 15

четвер, 24 січня 2013 р.

Татьянин день: сила веры и воли

Татьянин день

Татьянин день (25 января)

Сила веры и воли. Приношение святым мученицам, исповедницам и страстотерпицам Татианам
Что объединяет людей, носящих одно имя? По сложившемуся, и имеющему определенное основание народному мнению, все тезки имеют что-то общее во внешности, характере, поведении, поэтому, памятуя о свойствах определенного имени, можно многое заранее знать и о человеке, который его носит. В современном мире популярно искать скрытый смысл имен. В основе этого подхода лежит уверенность в том, что человек может управлять собственной судьбой, и, например, судьбой своих детей, если будет совершать правильные действия в правильном порядке. Конечно, такое отношение к жизни никак нельзя назвать христианским. Христианин живет в уверенности, что его жизнь находится не во власти стихий, планет, добрых или злых духов, а в руках Божиих.
Православный человек знает, что людей, носящих одно имя, объединяет один Небесный покровитель, с которым они имеют тесное молитвенное общение. Недаром в Православии принято поздравлять именинников с Днем ангела, с именинами – днем памяти того святого, имя которого носишь. По старой памяти «именинником» величают человека, поздравляя его с днем рождения.

Юрій Чорноморець: «Пасивність Церков – причина провалу духовного відродження суспільства»


Продовжуючи опитування експертів про підсумки минулого і прогнози на майбутні роки, портал "Релігія в Україні" надає слово доктору філософських наук Юрію Чорноморцю. Розмову з науковцем ми почали з того ж самого запитання, яке він задавав своїм співрозмовникам у попередніх бесідах з колегами. 
- Отже, пане Юрію, які події в релігійній сфері в 2012 році, на Вашу думку, були головними?

- Найважливішим для історії України я вважаю провал «Ініціативи 1 грудня». Чому це важливо із точки зору релігійної, церковної? Кожна релігія – це певний світогляд, для якого головними елементами є релігійні знання, цінності, практика. Саме в цих трьох аспектах розкривається віра. Через придбання знань, засвоєння цінностей та практичну діяльність, релігія стає для людини способом життя. При цьому, значення релігійної практики завжди було визначальним: знання не завжди є цілісними, із цінностями може бути погано, але практичне залучення до релігійного способу життя має бути. Сьогодні воцерковлена людина – це не та, що знає напам’ять катехізис, а така, яка веде практичне релігійне життя. Значення знань для релігійної ідентичності в епоху постмодерну зменшується, значення практики виростає. Можна сказати так: не важливо, що ти знаєш – важливо чи ти любиш ближнього, дальнього, іншого…

- Ще апостол Павло говорив про це…

- Всі апостоли про це говорили, і Ісус Христос так само це підкреслював. Віра – початок спасіння, духовне народження. Придбання цілісного способу релігійного життя – довершеність, якої потрібно досягти. І якщо звернути увагу окремо на практику як найважливіший елемент релігійності, то є три види практики. По-перше – це морально-аскетична практика, виконання відповідних заповідей. По-друге, це культова практика, про участь у якій теж є заповіді. І по-третє, це соціальна практика. Остання набуває все більш самостійного значення. Звичайно зберігається зв'язок із морально-аскетичною практикою: соціальна діяльність виростає із виконання відповідних моральних заповідей. І є зв'язок із культовою практикою, бо соціальна діяльність – це «літургія в миру». Наприклад, все що роблять християни для інших в соціальній сфері – це певна жертва Богові, із зробленим людина – усвідомлюючи це чи ні – приходить на літургію, і там Бог приймає цю жертву. Але соціальна практика стає все більш важливою, бо християни як народ Божий, в часи сучасних криз просто не можуть не діяти серед звичайної соціальності. Значення соціального вчення виростає, бо це актуалізація Євангелія для сьогоднішнього дня і сьогоднішнього суспільства. Соціальне вчення – це відповіді церкви на питання суспільства. На питання самих християн: як діяти у сучасному соціумі, як сьогодні виконувати вічні заповіді Божі? Соціальна діяльність християн стає настільки важливою, як і морально-аскетична та культова діяльність. Це не якийсь додатковий елемент, це саме вістря сьогоднішнього церковного корабля, і якщо воно є поганим, або його немає, то цей корабель просто застрягне у кризі сьогоднішньої загальної зневіри, релятивізму, байдужості…

середа, 23 січня 2013 р.

Преодолеем насилие вместе! Психологическая и юридическая поддержка для жертв домашнего и сексуального насилия.


Как разорвать порочный круг домашнего насилия? Бьет значит любит? Ежегодно в Украине совершается около 360 тыс. случаев домашнего насилия в которых страдают женщины и дети. Мы предлагаем все виды психологической и юридической поддержки для того чтобы сделать вас свободными от насилия.

Также, если вы пережили сексуальное насилие и страдаете не один месяц или год, то должны понять: жизнь не окончена, вы  можете преодолеть этот период жизни, перевернуть страницу и идти дальше к счастливой жизни и мы поддержим вас и ваших близких на этом пути.








Психологическая поддержка - семейный психолог Роман Мельниченко
Юридическая - Тамара Савченко
Телефон - 066 293 10 15, скайп для онлайн-консультаций - iereyr1002

Наши страницы в социальных сетях:
Роман Мельниченко - http://vk.com/iereyr
                                     http://www.facebook.com/iereyr

Тама Савченко - http://vk.com/id134597137
                            http://www.facebook.com/tamara.savchenko.3

пʼятниця, 18 січня 2013 р.

Крещение Господне — все о празднике — статьи, проповеди, ответы на вопросы


Крещение Господне — один из главных праздников Православной Церкви. Совершается 6 января/19 января (н.ст.) Предлагаем читателям подборку материалов о празднике Крещения Господня.

Распечатайте листовки к празднику Крещения Господня!

XI век. Греция.  Монастырь Осиос Лукас
XI век. Греция. Монастырь Осиос Лукас

Библия о Крещении и Богоявлении

В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» — исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение«.

Крещение или аттракцион?


Богоявление Господне.
К купели при источнике Иоанна Предтечи очередь. Сердце священника обливается кровью при взгляде на нее. Ведь столь значимый в жизни каждого христианина праздник — лишь повод для пьянки и увеселительного аттракциона.
© РИА Новости. Александр Кряжев
Двери купальни периодически открываются, чтобы выпустить на мороз так и не протрезвевших от погружения в ледяную воду. Уставший после долгой службы священник в полном облачении, тяжело опираясь на палку, поддерживаемый с двух сторон алтарниками, подходит к источнику. За ним идут десятка три прихожан. Священник в нерешительности смотрит на пьяную веселящуюся толпу. Что сказать этим людям, чтобы хоть какое-то слово дошло до них? Как достучаться до окаменелых сердец?

Крещение Господне — иконы, фрески, мозаики


Празднование Богоявления появилось в Церкви одним из первых. До IV века празднования Крещения и Рождества составляли единое торжество, посвященное Воплощению, пришествию в мир Спасителя. Первое изображение Крещения, находящееся в римских катакомбах, появилось еще до разделения единого чествования Богоявления на два самостоятельных торжества. Фреска, правая часть которой утрачена, обычно датируется III веком.
Фреска из римских катакомб. III в.
Фреска из римских катакомб. III в.
Так как изображен крещающийся отрок, а не взрослый муж, в научной среде существует предположение, что вся сцена представляет не Крещение Иисуса Христа во Иордане, а обряд крещения какого-то новообращенного юноши. Но в III-IV веках Христа часто изображали не средовеком, а именно юношей. Иконография Спасителя еще только разрабатывалась, окончательное установление канонического изображения произошло позже. Образ молодого безбородого Христа, совершающего чудотворения «юного Бога» был понятен воспитанному в античной культуре человеку, поскольку такая трактовка традиционно передавала идею вечности Божества.
Предполагают, что небольшой рост и детские черты лика Спасителя могут объясняться попыткой намекнуть в изображении Крещения и на события Рождества Христова. Собственно, само Рождество в III веке еще, видимо, не изображалось, а поскольку оба события праздновались в один день, то художнику вполне допустимым могло казаться изображение Христа чуть ли не Младенцем. Таким образом, верующий, глядя на один образ, вспоминает два Евангельских события.

Русская матрёшка

Русская матрешка


В России народ очень любит мифы. Пересказывать старые и сочинять новые. Мифы бывают разные – предания, легенды, бытовые сказки, повествования об исторических событиях, которые со временем приобретали новые подробности… не без украшательства со стороны очередного рассказчика. Нередко случалось так, что воспоминания людей о реальных событиях со временем обрастали поистине фантастическими, интригующими подробностями, напоминающими самый настоящий детектив. То же случилось и с такой известной русской игрушкой, как матрёшка.

История происхождения

Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал? Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется «матрёшка»? Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества? Попробуем ответить на эти и другие вопросы.

Обрезание Господне: Два праздника


14 января в 2013 году Православная Церковь торжественно отмечает праздник Обрезания Господня в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предреченное Архангелом Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель).
Само наречение этого имени является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, »ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21). В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от первородного греха. Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское преслушание: »се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50, 7).
Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом – в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: »Не нарушить закон пришел Я, но исполнить». Святитель Димитрий Ростовский писал: »В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».

Рождество Христово: Чудо прихода на землю Живого Бога


Проповедь митрополита Антония Сурожского на Рождество Христово.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня для всей Вселенной, знают об этом люди или не знают, для всей природы, мы поем чудо прихода на землю Живого Бога. Как говорит один из Отцов Церкви, Феофан Затворник, до Воплощения Божие присутствие было подобно волнам морским, которые бьют о берег морской; теперь же, с приходом Господа Иисуса Христа на землю, Божественное присутствие пронизывает все. Принимая крещение, получая миропомазание, причащаясь Святых Тайн, мы делаемся, как говорит опять-таки один из больших наставников Православной Церкви, присутствием на земля воплощенного Христа. И какая радость думать, что Бог наш стал теперь как бы живой частью нашего, сотворенного Им, мира.
Но одно мы должны помнить: какой это случилось ценой. Мы всегда думаем о воплощении Христа как о радости: родился Ребенок у Пречистой Девы Богородицы; но мы не помним о том, что родился Он для того, чтобы нас спасти от греха, и что это Ему стоило жизни. Поэтому, празднуя сегодня Рождество Христово, будем радоваться, будем ликовать о том, что Бог стал одним из нас, человеком навсегда, и что мы стали Его братьями. Его сестрами по человечеству, но также и по благодати, потому что Он нам дал Духа Своего Святого, Который нас пронизывает и делает родными Ему, родными Воплощенному Богу.
Есть древняя икона рождества Христова, где Спаситель не лежит в яслях, а на жертвеннике, потому что Он родился для того, чтобы умереть за нас, чтобы Свою жизнь нам дать, чтобы мы приобщились вечной жизни и, поистине, Божественной жизни через Его смерть и Воскресение.
Поэтому с какой благодарностью должны мы сегодня праздновать этот день Рождества Христова, но также, с каким чувством глубокой ответственности! Мы не можем легко к этому отнестись; если Бог стал человеком ценой Своей жизни и смерти, потому что так Он нас возлюбил, так Он поверил в нас, мы должны ответить на Его веру в нас творческой верностью. Поэтому начнем сегодня, еще раз, еще раз новую жизнь, достойную той любви, которую Бог явил нам Своим воплощением, Своей жизнью. Своей смертью, Своим воскресением, тем, что Он стал одним из нас, чтобы мы стали детьми Божиими. Аминь.

Зачем Бог стал Человеком?

Библейские книги говорят нам, что мир и человек в нем созданы Богом. Мир свидетельствует о своей самостоятельности и самодостаточности. Так открывается парадокс отсутствия Творца в Своем творении. 

В божественном смирении — кеносисе Бога перед тварью — Бог Сам становится человеком. Когда же в Человеке-Иисусе люди узнали Христа? 


Туринская плащаница. Это полотно, в которое, по преданию, было завернуто тело Христа после Его крестных страданий и смерти. Ученые до сих пор не могут ответить на вопрос, каким образом на ткани появилось изображение Христа

Трудно стать богом

«Зачем Бог стал человеком?» — в такой форме этот вопрос задавался в эпоху патристики, повторялся в Средневековье, продолжал задаваться, во многом уже по инерции, в эпоху Нового Времени. Он предполагал, что мироздание трехэтажно. На верхнем этаже восседает Бог — самоочевидный и наделенный всеми совершенствами. Задачей богословия было объяснить, каким образом совершенный Бог спускается «этажом ниже» — в мир людей.

четвер, 3 січня 2013 р.

Колядки виникли задовго до Різдва і охопили усю Європу


Європейські звичаї різдвяно-новорічних свят надзвичайно різноманітні. Та є одна традиція, яка зустрічається на всьому континенті – співання різдвяних пісень. У багатьох народів навіть слово на означення цього пісенного жанру те саме – коляди, коледи, коленди. Сьогодні важко повірити, та традиція колядування зароджувалася ще задовго до того, як Європа стала християнською. У Стародавньому Римі в перші дні нового року сусіди та родичі, відвідуючи один одного, обмінювалися подарунками й співали величальні пісні – календи. 

С ударением на «новый»


Еще один год окончился, еще один начинается.
Он перед нами, как белый лист, на котором ничего еще не написано. Что же будет написано или, вернее, что мы сами на нем напишем? Чего мы хотим, чего каждый из нас ждет от этого таинственного будущего?
В ответ на это кто-нибудь, возможно, пожмет плечами и скажет: «Глупый, ненужный вопрос! Разве что-нибудь зависит от нас? Разве нас о чем-нибудь спросят, примут во внимание наши надежды? Разве опыт ушедших, канувших в небытие лет не убеждает, что каждый из нас – всего лишь микроскопический и легко заменяемый винтик огромной и безличной машины? Разве есть кому-нибудь дело до других? И не лучше ли отбросить все пустые мечты и желания, поступив так, как поступают миллионы людей в новогодний вечер: выпить, повеселиться, пошуметь и этим хмельным весельем заглушить несносный бой часов? Что будет – то будет, нечего об этом думать: прожили год, проживем и другой. Только бы без громких фраз, пустых надежд и никчемных мечтаний!»

Nosce te ipsum (рецензия на фильм "Экипаж")


Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим (Пс. 118: 71)

Фраза «Nosce te ipsum» переводится с латинского как «познай самого себя». Считается, что именно эта надпись предваряла всякого входящего в храм Аполлона в Дельфах. Древнегреческий философ Платон (в диалоге «Протагор») считал, что эти несколько слов – плод совместных раздумий «семи великих мудрецов» древней Греции. В своей работе он пишет, что однажды в VI в. до н. э. Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисоне и Хилон собрались в храме Аполлона в Дельфах и в результате долгого диспута пришли к абсолютной, по их мнению, истине, если хотите - самой основной истине человеческого бытия. Сократ, в свою очередь, популяризировал это выражение (поэтому именно ему многие приписывают авторство той фразы), используя его в поучениях и беседах. Хилон, который входил в число семи мудрецов, эту мысль развивал так: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную».
Nosce te ipsum
Современный эквивалент древней истины «познай самого себя» звучит как: «кто ты такой?» - и является квинтесценцией, на которой построен фильм «Экипаж» (2012) известного голливудского режиссера Роберта Земекиса («Форест Гамп», «Рождественская история», «Изгой»). Фильм повествует об опытном пилоте по имени Уип Вайтекер (Дэнзел Вашингтон), который просто чудом (хотя по фильму его склоняют к мнению, что именно «по воле Бога») избегает крушения самолета, и, совершив аварийную посадку около баптисткой церкви, сохраняет жизни практически всех пассажиров. Уипа превозносят как героя, но чем больше расследуются причины катастрофы, тем больше вопросов возникает у родственников погибших, выживших членов экипажа, судмедэкспертов, детективов и т.д. То, что произошло на борту самолета, можно понимать двояко. С одной стороны, никто из других пилотов, пытавшихся посадить самолет во время последующей симуляции произошедшей аварийной ситуации так и не смог. С другой стороны, даже одной пролитой слезы по вине пилота-алкоголика достаточно для того, чтобы обвинить капитана корабля во всех смертных грехах.