Сторінки

пʼятниця, 11 травня 2012 р.

Однополые браки в законе: мнения священников


Президент США Барак Обама на днях открыто высказался в поддержку однополых союзов, заявив, что однополые пары должны иметь возможность вступить в брак. А в 2011 году штат Нью-Йорк стал шестым и пока самым большим штатом, где легализованы однополые браки. ТогдаРимско-католические епископы Нью-Йорка выступили против этого шага. Католики боятся, что в скором времени правительство может применить санкции против церквей, призывающих к традиционному браку.
Как нам воспринимать мировую тенденцию либерализации отношения к представителям сексуальных меньшинств? Чем грозит США и миру в целом легализация однополых браков? Каким должен быть голос верующих в полемике по проблеме гомосексуализма? Портал«Православие и мир» проводит опрос среди российских и зарубежных священников.

Священник Алексий Чумаков,

настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы в городе Лос-Анджелес (штат Калифорния, США).

Для одних — прогресс общества, для других — упадок

Священник Алексий Чумаков
В США уже довольно давно идет борьба за равные права для «людей нетрадиционной ориентации«, и легализация однополых отношений как формы брака в штате Нью Йорк — очередной результат такой кампании и следствие возрастающего вытеснения традиционных христианских представлений из государственной жизни.
Трудно сказать, что означает это событие для американского общества «вообще»: для разных его слоев — по-разному. В целом, я бы сказал, что через некоторое время права лиц нетрадиционной ориентации действительно станут равным всем прочим, и они смогут повсюду в США навещать в больнице своих больных «супругов», пользоваться правом на медицинское страхование в качестве законных родственников, иметь те же самые условия налогообложения и права распоряжаться совместной собственностью.
Конечно, признание равных прав не изменит негативного отношения к однополым связям у людей традиционной религиозности, будь то католики, православные, иудеи или мусульмане.
Что это означает для мирового сообщества, мне трудно сказать, уж очень все страны разные. Насколько мне известно, в Европе отношение к этому вопросу еще более «прогрессивное», чем в США, и, вероятно, толерантность будет восприниматься как признак прогресса и достижение свободы во многих странах. А в других государствах это будет продолжать восприниматься как свидетельство разложения и нравственного упадка США и Европы.
Вероятно, давление в сторону либерализации отношения к гомосексуализму в других странах усилится точно так же, как и давление в направлении развития других свобод — религиозной свободы, прав женщин и меньшинств, прав трудящихся и тому подобных прав, характерных ныне для стран либеральной демократии.
Вероятно, что некоторые из геев захотят совершить и религиозные обряды, освящающие их союз, такого рода попытки уже предпринимались и в пределах православных церквей, когда некоторые пытались именно так интерпретировать забытый средневековый чин «братотворения». В рамках православных и католической церквей и ряда консервативных протестантских церквей в США это требование «венчать» будет, конечно, отвергнуто как противоречащее нравственным доктринам и вероучению этих церквей, но никто не может воспрепятствовать созданию новых деноминаций, где такие «венчания» будут совершаться. Такого рода деноминации и отдельные священнослужители уже давно совершают подобные обряды — где есть религиозный спрос, там будет и предложение.
Наконец, каковы могут быть последствия полного уравнения геев в правах со всеми прочими и признание их «браков» и прочих прав?
В экономическом плане это, кажется, безразлично. В социальном плане — трудно сказать, поскольку в США преобладает теперь тип семьи, который можно назвать «серийная моногамность», при том, что средний брак длится около пяти лет (среднее время проживания в одном доме составляет около семи лет), а процент лиц, состоящих в браке (от общего числа живущих вместе), теперь ниже 50%. Если в эту картину добавить ничтожный процент геев и прочих (по реалистическим оценкам он вряд ли превышает 5%), среди которых не так уж и много желающих устойчивых отношений и обязательств «брака», статистика мало изменится…
Что касается последствий для православных и других традиционных религий, то больших изменений тут тоже не предвидится — ведь и дискриминация по половой ориентации, и оскорбления на этой почве уже давно законодательно запрещены в области трудоустройства.

Протоиерей Всеволод (Чаплин):

Шаг к разрыву с Законом Божиим


Протоиерей Всеволод Чаплин
Это еще один шаг к разрыву с Законом Божиим и к установлению диктата греховных принципов над всем остальным, что есть в обществе, над моралью и человеческим естеством, которое предполагает семью, состоящую из мужчины и женщины и рождение в ней детей.
Логика, которая приравнивает сексуальное сожительство к браку – это совершенно перевернутая логика и то, что в перевернутой логике начинают жить целые общества или определять жизнь этих обществ и элиты, говорит о том, что эти общества направлены на самоуничтожения и поэтому долго не просуществуют.
Давление на другие страны в принятии гомосексуализма уже налицо, и я думаю, что оно будет продолжаться и усиливаться. Я думаю, что в этих условиях России и другим странам с традиционной моралью (а таких стран большинство, как и людей, которые придерживаются традиционно-нравственных ценностей) нужно отстаивать свою мораль и свое право на международных форумах. Важно, чтобы воля большинства была адекватно выражена на международном уровне.
Я надеюсь, что Католическая и Православная Церкви сохранят верность Христу и Евангелию, сохранят верность Апостольским правилам, которые далеки от одобрения однополых браков и гомосексуальных отношений.
Некоторые протестантские общины, которые я бы назвал уже постхристианскими – такую практику уже ввели. Но, я надеюсь, что такого в Католической и Православной Церквях не произойдет.
Проблема в том, что такого рода поведение может стать нормой, достойной подражания. И в этом главная проблема, когда беззаконие объявляют законным и таким образом человеческий закон вступает в противоречие с вышестоящим законом.

Протоиерей Александр Абрамов,

первый заместитель Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви:

В штате Нью-Йорк религиозная регистрация браков равносильна государственной


Протоиерей Александр Абрамов
К сожалению, однополые браки и ранее легализовывались в тех или иных штатах США. Просто для нашего сознания слова «штат Нью-Йорк» звучат очень ярко. Для нас штат Айдахо, например, воспринимается значительно спокойнее, а штат Нью-Йорк, начиная от времени Маяковского, кажется сосредоточием Америки. И в этом смысле разрешение однополых браков в наиболее важном, в наиболее крупном и серьезном штате США — символическое решение.
Для мирового сообщества все развивается по наихудшему из сценариев. Движение в поддержку прав меньшинств, прикрываясь словами о религиозной свободе, о защите самобытности, завоевывает все новые и новые площадки, все новые и новые жизненные пространства.
Если так пойдет и дальше, то скоро для стран западного мира не принадлежать к сообществу меньшинств будет казаться зазорным, а принадлежать к нему будет свидетельством продвижения, успешности, престижа.
Давление на другие страны в принятии гомосексуализма объективно усиливается, и есть элементы координации сообществ меньшинств между собой, между разными странами.
Приемы они используют одни и те же. Существуют неправительственные организации, которую координируют эту работу в ряде стран, в регионах. И очень важно, что они очень активны и очень агрессивны в отстаивании того, что считают своим правом.
Потребуют ли гомосексуалисты венчать их? Легализация гомосексуальных браков по закону штата Нью-Йорк как раз и означает, что гомосексуальные сообщества вправе претендовать на религиозную регистрацию брака, потому что в штате Нью-Йорк религиозная регистрация браков равносильна государственной.
Когда я работал в Соединенных Штатах, там венчание в храме признавалось государством таким же образом, как регистрация в том месте, что мы называем загсом. Поэтому теоретически (я могу ошибаться, но, боюсь, что прав) можно представить себе коллизию, при которой гомосексуальная пара обращается, например, в католический храм и требует их венчать. И католический священник, который откажется так поступить, может испытывать сложности, потому что он зарегистрирован у государства как совершитель таинства брака.
Легализация однополых союзов — одна из ступенек в длинной и горькой лестнице, ведущей вниз. Парадокс ситуации, как мне кажется, состоит в том, что геям и вообще представителям тех сообществ, которые пропагандируют грех, недостаточно молчаливого признания в обществе. Ведь не секрет, что гомосексуалисты существовали всегда, начиная с античных времен, и история человечества знает много примеров, когда гомосексуалисты занимали очень видные посты в государстве, играли заметную роль в культурной жизни в тех или иных странах.
Так вот, парадокс нынешней ситуации состоит в том, что молчаливое признание и даже юридическая легализация уже не устраивает этих людей, им нужно признание своего статуса как нормативного. Им нужно, чтобы грех был объявлен нормой. И, понятно, что за этим стоит не та или иная группа людей, не та или иная политическая сила, а непосредственно враг рода человеческого.
Можно себе представить, что человек совершает грех, кается в нем, вновь впадает в грех, вновь кается, как-то с собой сражается. Но здесь идет речь о подмене. Грех объявляется нормой, а норма — устаревшей, архаичной, немодной, несовременной, глупой. И значит, эти люди претендуют на полную реконструкцию, полное изменение, ломку системы ценностей, во главе угла которой теперь должно стоять извращение.
Вот в этом, мне кажется, наибольшая драматичность ситуации. Не в том, что, если мы возьмем карту мира и заштрихуем районы, где приняты традиционные браки, и те, где отдают предпочтение нетрадиционным, то районы, где нетрадиционные браки предпочтительны, будут занимать все большее и большее пятно, которое расползается, как раковая опухоль. Проблема не в территориальности, проблема не в количестве, проблема в качественно новом характере изменений. В том, что осмеиванию, остракизму подвергается позиция большинства. Большинство объявляется порочным, не способным к правильной жизни.

Иеромонах Макарий (Маркиш):

Если вы хотите увидеть, в чем проблема, посмотрите в зеркало


Иеромонах Макарий (Маркиш)
Для американцев легализация однополых браков в штате Нью-Йорк — очередная большая уступка, поражение в нынешней, уже давно идущей культурной войне. И это — очередной удар, который они приняли на себя.
Что это значит для мирового сообщества? С одной стороны,США – большая страна, играющая существенную роль на международной арене, к тому же штат Нью-Йорк – большой штат, штат – империя. Потому эта ситуация отголоском прокатится по всему миру.
С другой стороны, когда противник наносит нам сильный удар, он должен служить для нас очередным призывом к противодействию. Мы можем надеяться только на то, что удар, который мы получили, послужит к отрезвлению человечества и к мобилизации наших сил в противостоянии врагу.
Каким должен быть наш ответ этой угрозе — самый главный для нас вопрос. Прежде всего, мы не имеем трезвого взгляда на происходящие события, или отказываемся, или не способны понять истину происходящего. А истина состоит в том, что брак, данный нам в раю Господом Богом для укрепления и взращивания человеческой любви, находится под ударом и уничтожается. Мы обязаны защитить этот дар Господа.
Будет ли возрастать давление на другие страны в принятии и легализации гомосексуализма? А это уже зависит от нас. Посмотрите на маленькую страну Венгрию, которая входит и в НАТО и в Евросоюз, но которая, несмотря на давление, приняла Конституцию, прямо указывающую, что брак – это союз мужчины и женщины. Венгры – храбрая и независимая нация, и наша огромная Россия, которая находится в лучших экономических условиях, чем венгры, должна смотреть на нее с уважением.
Разговор о том, что на нас кто-то может оказывать давление в отношении семейного законодательства – просто абсурден. И нашим политикам, начиная с президента и первого министра и заканчивая СМИ, надо это ясно дать понять.
О венчании «геев». Во-первых, сам термин «гей» не может иметь место в русском языке. Это английское жаргонное слово. Русский язык ничуть не слабее английского, и термины, обозначающие половые извращения, в нем есть. Более того, когда мы начинаем усваивать из другого языка и из другой культуры термины, относящиеся к половым извращениям, мы тем самым признаем, что многого не знаем и нас надо учить. Например, в 17 веке мы не занимались горным делом, мореплаванием, и потому перенимали термины из других языков. Но в 21 веке в отношении половых извращений это делать абсурдно.
Если гомосексуалисты начнут требовать, чтобы их венчали, пусть требуют. Это социальные конфликты, которые существуют постоянно. Два соседа могут требовать друг у друга, чтобы забор перенесли в ту или иную сторону. Все эти вещи регулируются законодательством. Если меньшинства требуют чего-либо в рамках закона, то пусть требуют, а если не в рамках закона, то они обязаны отправиться в места лишения свободы. Мы, россияне, к беде нашей, далеки пока от правового сознания, и нам надо его укреплять.
Насколько драматична ситуация с узакониванием однополых браков? Штат Нью-Йорк – не первый штат, где эти вещи происходят.США привыкли к таким безобразиям, там постоянно идет юридическая борьба, и не так давно были попытки внести поправки об однополых браках в Конституцию страны. Кто там одержит верх, трудно сказать, но борьба идет. То, что это раздувается как важное событие… так человеческая природа такова, что свинья грязь всегда найдет. Конечно, эту грязь с помощью техники и интернета выплескивают на всю планету. Но зачем нам, жителям России, это нужно?!
Я бы посоветовал всем людям, которые обеспокоены легализацией однополых браков в штате Нью-Йорк, обеспокоиться лучше тем, что происходит на наших улицах и в наших темных дворах. Ведь в России сегодня в несколько раз увеличилось количество преступлений на сексуальной почве. Посмотрите на экраны ваших телевизоров, посмотрите на страницы ваших газет! Один американский политик сказал, что если вы хотите увидеть, в чем проблема, посмотрите в зеркало. Нам надо всем заглянуть в зеркало и понять, какие меры против сексуальных бесчинств можно и нужно принять.

Священник Максим Обухов,

руководитель Православного медико-просветительского центра «Жизнь», председатель Общероссийской общественной организации «За жизнь и защиту семейный ценностей»:

Нью-Йорк – не вся Америка


Священник Максим Обухов
В США идет очень большое сопротивление навязыванию гомосексуализма, этот закон прошел с очень большим боем и только за счет того, что четыре сенатора изменили свои взгляды — то есть по сути изменили своим политическим симпатиям и таким образом фактически обманули избирателей.
Надо сказать, что Нью-Йорк и другие крупные города востока США – более либеральны, чем глубинка. Нет оснований думать, что этот процесс быстро захватит всю Америку.
Нью-Йорк – не вся Америка, так же как Москва — не вся Россия. К тому же, сопротивление этим инициативам в американском обществе очень сильное.
Возможно, что тенденция к охвату всех США возникнет в отдаленном будущем, но если говорить о сегодняшнем дне, то в этой стране существует очень сильное просемейное движение. В частности, представители этого движения будут участвовать в Международном демографическом саммите, который пройдет в Москве с 28 по 30 июня. Конференцию по защите семейных ценностей поддержали даже два конгрессмена из США. Подобные движения в Америке очень сильны, и у них есть чему поучиться, например, эффективному сопротивлению гомосексуальному сообществу. Хотя бывают такие проигрыши, как сейчас, но это закономерно для крупных городов востока США.
Мы живем во времена всеобщей глобализации, когда все взаимосвязано. Поэтому если происходят события в таком крупном городе и в такой стране, как США, это непосредственным образом влияет на все мировое сообщество. К тому же, Нью-Йорк является одним из мировых центров. Последствия могут быть плохими, потому что идет разрушение семейных ценностей, а дурной пример, как мы знаем, заразителен.
Гомосексуальные сообщества настроены не просто на защиту своих прав, но и на тотальное доминирование, а в некоторых странах гомосексуалисты доходят даже до дискриминации людей с естественными наклонностями. Это может иметь плохие последствия еще и потому, что легитимизация содомских извращений узаконивает грех.
Я ожидаю, что в ближайший год давление гомосексуального лобби в России резко увеличится по следующим причинам.
Первая заключается в том, что Россия не находится в стороне от глобальных тенденций. Мы имеем недостаточно четкую и слаженную просемейную политику. Также известно, что уже выделяются гранты на поддержку гомосексуализма, и очень скоро эти гранты начнут работать.
Кроме того, поддержка гомосексуализма включена в программы партий «Правое дело» и «Яблоко», и поэтому, когда они пойдут на выборы и в случае, если «Правое дело» пройдет в Думу, появится гомосексуальное лобби в парламенте. Оно будет продвигать закон по поддержке гомосексуализма. По крайней мере, Гозман, одно из первых лиц партии «Правое дело», открыто высказывается в поддержку гомосексуализма.
Конечно, ни в католической, ни в православной церкви не позволят венчать гомосексуалистов. Но когда государство узаконивает такие отношения, то это начинает восприниматься гражданами как некая норма. И если раньше гомосексуалисты не могли усыновлять детей, то сейчас регистрация брака дает им это право, прежде всего, право юридическое. А это значит, что судьба усыновленных детей будет находиться под постоянной угрозой. К тому же, никто не даст гарантий, что сироты из России не попадут в такие американские гомосексуальные семьи.

Протоиерей Игорь Выжанов,

представитель Всемирного Русского Народного Собора при ООН:

У закона о легализации однополых браков – явная финансовая подоплека


Протоиерей Игорь Выжанов
Мне кажется, что у факта принятия этого закона есть явная финансовая подоплека. С одной стороны, понятно, что люди, которые предаются половым извращениям, желают называть свое сожительство браком и хотят, чтобы и окружающие приняли такое положение вещей.
С другой стороны, люди, которые это принимают, разумеется, не все гомсексуалисты, но они испытывают прессинг со стороны якобы свободного, толерантного общества.
Думаю, что вопрос здесь отнюдь не только в некой принципиальной, последовательной политкорректности. Дело в том, что признание сожительства гомосексуалистов браком затрагивает и совместное владение имуществом, и право наследования и ряд других финансовых вопросов. Вот почему гомосексуальное сообщество так стремится, чтобы их «союз» был признан браком.
Мне вспоминаются недавние времена, когда в американской армии в отношении гомосексуалистов существовало правило: Don’t ask. Don’t tell («Не спрашивай. Не рассказывай»). Казалось бы, вопрос сексуальной ориентации военнослужащих благополучно снимался с повестки дня командиров. Но не тут-то было! Гомосексуалисты настаивали, чтобы открыто признавать свою ориентацию и открыто говорить об этом. Меня заинтересовало, почему они так настаивали на этом, и ответ я нашел в одной из американских телепрограмм. Оказалось, что пока солдат служит в американской армии, его жена получает субсидии. Так и гомосексуалисты требовали признать права своих «жен» наравне с гетеросексуальными супругами получать от государства дотации.
Говоря о сути явления гомосексуальных браков, с христианской точки зрения такое сожительство является грехом, который однозначно и сурово осуждается Священным Писанием. Однако даже с точки зрения обычного житейского здравого смысла само понятие однополый брак абсурдно. Чем брак отличается от любого другого вида сожительства, так это тем, что в браке у мужчины и женщины появляется третья жизнь. И это уникально, о каком бы усыновлении детей однополыми парами их сторонники сколько угодно ни говорили!
Все остальные отношения , сколько бы люди ни договаривались называть их браком, и сколько бы законов на бумаге ни принимали, браком называться не могут. Сейчас разрешили «брак» между лицами одного пола, завтра законодательно могут признать «брак» с животными, а потом и с неодушевлеными предметами… Поэтому если любую мысль доводить до логического конца, неизбежно приходишь к абсурду!

Протоиерей Игорь Выжанов - в центре
Находясь в Соединенных Штатах, мы постоянно убеждаемся, что толерантность в отношении к гомосексуальным бракам как явлению в Америке возведена в правило.
Вместе с тем, мне часто приходится слышать, что Америка — христианская страна. Но где голос христиан Америки? Где, например, баптисты, евангелисты, пятидесятники, к которым принадлежит большое количество американцев? Среди этих протестантских течений немало и радикальных групп. Но почему сегодня не видно их радикализма в отношении бесспорного греха, который в очередной раз навязывается всему обществу? Мы слышим только голос католиков, и в этом вопросе наша позиция с ними совпадает.
Вообще тема столь трогательного внимания к половым извращениям на Западе труднопонимаема. Было время, когда лиц нетрадиционной ориентации преследовали и в западных странах, и в бывшем СССР. Сейчас никто их не преследует и не наказывает. Казалось, здесь бы обществу и остановиться. Но мы видим, что эти люди начали навязывать всему обществу свои предпочтения в интимной сфере. Однако, исходя из элементарных соображений общественной нравственности, тема половых отношений между какими-то отдельно взятыми людьми вообще должна быть закрыта от глаз и ушей посторонних, потому что выставлять на всеобщее обозрение свою сексуальность может быть травмирующим для детей и подростков, а также оскорбительно для религиозных людей, права которых тоже нуждаются в защите.
Что касается венчания. Для Православной Церкви трепет перед любыми, даже самыми абсурдными положениями, светского закона не является общепринятой нормой. Священник, который, якобы исполняя светский закон, согласится повенчать гомосексуальную пару, сам себя извергнет из Православной Церкви. Но если встанет вопрос об исполнении закона под угрозой преследования, то это уже будет вопрос христианского мученичества. Готовы ли будут американские священнослужители принять мученический венец от родного государства?
В поддержку Открытого письма католических епископов выступил Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Он заявил, что подобная свобода оборачивается несвободой для других и стремительно понижает уровень нравственности в обществе. Митрополит Иларион также отметил, что религиозные учреждения будут отставивать право не совершать брачные церемонии для лиц одного пола.

Протоиерей Владимир Шмалий:

Гомосексуальность, не реализуемая на практике, еще не является грехом


Протоиерей Владимир Шмалий
Легализация однополых браков — это весьма печальный факт, поскольку делается еще один шаг для перевода гомосексуальности и гомосексуальных отношений из разряда общественно терпимых отклонений в разряд общественно и юридически признаваемых в качестве нормы.
Для христиан это более чем печально. К людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией христиане относятся с сочувствием и состраданием, поскольку сама по себе гомосексуальность, если она не реализуется на практике, не является еще грехом, но скорее болезнью или болезненной греховной склонностью.
Человек с гомосексуальной ориентацией вполне может быть хорошим христианином. Более того, гомосексуальность может стать для кого-то своего рода крестом и испытанием, подобно всякой иной болезни или греховной склонности, с которой приходится бороться христианам.
Но вот гомосексуальные отношения – это безусловный грех.
И ссылки на врожденность, на то, что люди с гомосексуальной ориентацией также нуждаются в сексуальных отношениях и в гомосексуальном браке, здесь абсолютно недопустимы.
Для церковного человека совершенно ясно: законными и благословенными могут быть лишь сексуальные отношения мужчины и женщины в церковном браке. И даже если речь идет о браке нехристианском, но законно и общественно признанном, в котором мужчина и женщина хранят верность друг другу, то, разумеется, с христианской точки зрения это нравственно добротные отношения.
Но, как я сказал, это очевидно для православных христиан. Думаю, что это очевидно также и для католиков и значительной части протестантов.
Таким образом, легализация однополых браков — это еще одно весьма печальное свидетельство отхода общества от традиционных нравственных ценностей.
Речь идет о законодательном разрешении греха. Легализация т.н. однополых браков означает еще один шаг по законодательному закреплению безнравственных, с точки зрения христианства, форм общественного поведения. Это решение укрепляет в общественном сознании допустимость таких отношений, если хотите, в некотором роде даже пропагандирует их. Я думаю, это решение также пагубно скажется на нравственном здоровье подрастающего поколения.
Опрос подготовили Мария Абушкина, Елена Тюлькина и Татьяна Веселкина

1 коментар: