В свете нынешней шумихи вокруг Ирана немного о его политическом устройстве, внешней и внутренней политике, армии и ее возможностях читайте в нашем блоге.
Иран — теократическая республика, имеющая элементы религиозной и республиканской власти.
Конституция принята в 1979, в 1989 в неё были внесены поправки, усилившие полномочия президента и узаконившие создание органа, регулирующего отношения между меджлисом и Наблюдательным советом (НС).
В административном отношении страна делится на 28 останов (провинций), которые подразделяются на 282 шахрестана, в свою очередь включающих 742 бахша. Останы — Восточный Азербайджан (столица Тебриз), Западный Азербайджан (Урмийе), Ардебиль (Ардебиль), Исфахан (Исфахан), Элам (Элам), Бушехр (Бушехр), Тегеран (Тегеран), Чахар-махал и Бахтиария (Шахрекорд), Хорасан (Мешхед), Хузестан (Ахваз), Зенджан (Зенджан), Семнан (Сем-нан), Систан и Белуджистан (Захедан), Фарс (Шираз), Казвин (Казвин), Кум (Кум), Курдистан (Се-нендедж), Керман (Керман), Керманшах (Керман-шах), Кухгилуйе и Боерахмад (Ясудж), Голестан (Горган), Гилян (Решт), Лурестан (Хоррамабад), Мазандеран (Сари), Центральный (Арак), Хормозган (Бендер-Аббас), Хамадан (Хамадан), Йезд (Йезд).
В стране 724 города, в 5 городах население превышает 1 млн чел. Тегеран является крупнейшим административным, культурным и финансово-промышленным центром страны, Исфахан (1,5 млн) — центр металлургии и нефтехимии, Тебриз (1,4 млн) — столица Восточного Азербайджана и военно-промышленный центр, Шираз (св. 1 млн) — культурно-исторический и промышленный центр, Мешхед (ок. 2 млн) и Кум (более 800 тыс.) — крупные исламские центры.
Главный принцип, обеспечивающий легитимность исламской власти, — принцип «велаяте факих», на основании которого высшим государственным лицом государства является религиозный лидер. По Конституции, главой Исламской Республики И. является лидер исламской революции — рахбар (руководитель), курирующий работу всех ветвей власти и избираемый Советом экспертов. Он обладает большим кругом прав и обязанностей, включая определение общей политики государства, командование Вооружёнными силами. Рахбар назначает половину членов НС, состоящую из богословов-факихов, начальника штаба Вооружённых сил, главнокомандующего Корпуса стражей исламской революции (КСИР), главу государственной телерадиокомпании. Он решает споры как между отдельными ветвями власти, так и между меджлисом и НС, если они не могут быть решены с помощью Ассамблеи по определению государственной целесообразности. Рахбар даёт согласие на назначение президента, избранного всенародно, он же назначает главу Верховного суда. В практике государственного управления влияние рахбара реализуется через представителей его канцелярии.
Высший орган законодательной власти — однопалатный парламент — меджлис (маджлесе шоурае эслами) — на 290 мест. Число мест увеличивается в зависимости от роста населения через каждые 10 лет (в 1980 — 270 мест). Избирается прямым голосованием сроком на 4 года. Для принятия решения необходим кворум в 2/3 от общего числа депутатов. Последние выборы состоялись в феврале 2004. Состав меджлиса отражает расстановку политических сил: реформисты имеют 222 места, консерваторы — 55, независимые — 13. По Конституции 4 места в меджлисе принадлежат представителям конфессиональных меньшинств, каждый из которых при произнесении депутатской клятвы использует священную книгу своей религии.
Законодательным органом, сочетающим функции верхней палаты и конституционного контроля, является НС (Шоурае негахбан), состоящий из 12 членов и проверяющий соответствие принимаемых меджлисом законов исламу и Конституции. Половину членов НС составляют факихи, назначаемые рахбаром, остальные избираются меджлисом из числа кандидатов, которых представляет глава судебной власти. Члены НС избираются на 6 лет, но через 3 года по жребию сменяется 1/2 членов каждой из двух групп. Все принятые меджлисом законопроекты НС обязан рассмотреть в течение 10 дней. Законопроект приобретает силу закона только после одобрения его НС. Противоречия между меджлисом и НС привели к тому, что в 1980-е гг. ни один из основополагающих законов не был принят, и правительство работало в условиях законодательного вакуума. С 1989 в структуру власти введена Ассамблея по определению целесообразности (Маджмайе ташхис маслахате незам), которая выносит окончательное решение в случае несогласия между меджлисом и НС. Постоянные и временные члены ассамблеи назначаются рахбаром страны.
Во главе исполнительной власти стоит президент (раис джомхур), возглавляющий правительство и являющийся высшим после рахбара официальным лицом. Именно он как глава страны представляет И. на официальном уровне, особенно в отношениях с зарубежными государствами. Избирается на 4 года путём прямого голосования. Последние выборы состоялись 8 июня 2001.
Глава судебной власти назначается рахбаром. Судебная система в значительной мере испытывает влияние шариата. Активно действуют суды для духовенства.
Лидером исламской революции (рахбаром) после смерти Хомейни (4 июня 1989) избран аятолла Али Хаменеи.
Глава правительства и президент Ирана — ходжат-оль-эслам Мохаммад Хатами (с 26 августа 1997). Председатель меджлиса — ходжатоль-эслам Мехди Карру-би. Глава Ассамблеи по целесообразности — аятолла Али Акбар Рафсанджани.
Избирательная система является пропорциональной, равные избирательные права имеют мужчины и женщины, возрастной ценз после революции уменьшен до 16 лет. В отдельные избирательные кампании он снижался до 15 лет, в последние президентские выборы был применен возрастной ценз в 16 лет.
Выборы президента и в меджлис прямые, тайные и всеобщие. Число мест в меджлисе распределяется пропорционально населению городов и провинций (останов). Наибольшее число мест имеют Тегеран (37), Хорасан (25), Западный Азербайджан (24), Исфахан (18). Президент может быть избран не более чем на два срока. Проблемой избирательной системы, одновременно тормозящей продвижение демократических реформ в стране, является контроль над отбором кандидатов. Осуществление его согласно ст. 3 избирательного закона возложено на НС.
Рахбара выбирает Совет экспертов, состоящий из 86 членов. Совет экспертов избирается на 8 лет (выборы в 1982, 1990, 1998) путём прямого голосования. Пожизненным рахбаром Конституцией 1979 был провозглашен Хомейни.
Выдающиеся президенты, главы правительств и другие государственные деятели. В И. наиболее выдающимся государственным деятелем шахского периода считается М.Мосаддек, лидер Национального фронта, ставший премьером страны в период движения за национализацию нефтяной промышленности (1951—53). В исламский период общепризнанным политическим, государственным и религиозным лидером, основателем Исламской Республики И. был Рухолла Хомейни. Инициатором принятия резолюции ООН об окончании войны с Ираком был председатель меджлиса Али Акбар Рафсанджани, который в 1989 был избран президентом страны (на два срока) и стал инициатором проведения экономической либерализации. Избранный в 1997 на пост президента Мо-хаммад Хатами, названный на Западе «иранским Горбачёвым», стал инициатором политической либерализации, автором концепции «диалога цивилизаций», инициатором объявления ООН 2001 годом «диалога цивилизаций».
Во главе останов стоят остандары (генерал-губернаторы), назначаемые Министерством внутренних дел и утверждаемые президентом. МВД назначает фармандаров — губернаторов (глав шахрестанов) и бахшдаров. Исполнительная власть каждого из уровней контролируется советами соответствующих административных единиц.
Система муниципальных органов власти является выборной. Впервые выборы местных органов власти были проведены в 1999, последние — в феврале 2003. Избранные городские Советы избирают руководителей исполнительных органов.
После революции все светские партии были постепенно запрещены, единственной легальной партией до 1988 являлась Партия исламской республики (ПИР). После её роспуска политическая жизнь до 1977 была представлена двумя крупнейшими группировками духовенства. Это — Организация борющегося духовенства и Ассамблея борющегося духовенства (или борющихся улемов), которая выделилась из Организации в 1988. Члены этих группировок до сих пор составляют не только религиозную, но и политическую элиту страны, занимая ведущие посты в государстве. Президент и спикер меджлиса 6-го созыва — лидеры Ассамблеи борющегося духовенства. Эта организация инициировала создание накануне выборов в 2000 в меджлис 6-го созыва Фронта 23 мая, или 2 хордада (день победы на выборах президента М.Хатами), в который вошли 18 партий и организаций, выдвинувших общих кандидатов. Политическое ядро блока — партия «Мошарекят», образованная братом президента Мохаммадом Резой Хатами, который в настоящее время является вице-спикером меджлиса. Другая крупная партия реформаторского крыла — партия «Сазмане моджахеддине Энгелабе Эслами» (Организация моджахедов исламской революции — ОМИР).
Организация борющегося духовенства (ОБД) относится к консервативным силам политического спектра. Партия, примыкающая к ОБД, — Исламское коалиционное общество (Джамийяте мотале-фее эслами). В работе с молодёжью организация опирается на партию «Ансаре Хезболла», программа которой близка экстремистским организациям. В последние годы «Ансаре Хезболла» утратила своё влияние среди иранского студенчества, которое объединяется в ассоциации, поддерживающие программу Хатами, в частности в отделения партии «Дафтаре Тахкиме вахдат». Значительное место в политической жизни играет партия «Каргозаран», созданная сторонниками экономической либерализации в 1997, а также либеральная партия «Движение за свободу И.».
Высшие организации деловых кругов И. — Торгово-промышленная палата И. и торгово-промышленные палаты останов. В последние годы активно работает Организация экспортёров — иранских производителей. Мелкие ремесленники и торговцы объединены в аснафы (цеха).
Общественные организации и другие элементы гражданского общества фактически стали создаваться после 1997. Главным образом это объединения по профессиональному признаку — организации врачей, писателей, преподавателей и т.п., увеличивается число женских организаций.
Внутренняя политика подчинена идеологическим целям построения исламского государства. Основной критерий при проведении политики — соответствие исламским принципам. В первые годы были запрещены многие виды спорта, закрыты театры, введены строгие ограничения на просмотр кинофильмов, пользование Интернетом и т.п. Были введены шариатские наказания, в т.ч. за несоблюдение норм ношения исламской одежды, исламских норм бытового общения и т.п. Постепенно происходит ослабление этих требований. Реформаторское движение в И. во главе с президентом Мохаммадом Хатами ставит своей главной целью создание демократического общества, обеспечение свободы слова и широких гражданских прав. В последние годы всё большее внимание придаётся женскому вопросу, усилению роли женщин в семье и обществе. Режим достаточно последовательно проводит политику социальной защищённости населения. Продолжается субсидирование наиболее важных видов потребительских товаров. Для предотвращения сепаратистских настроений проводится политика выравнивания экономического потенциала регионов.
Внешнеполитические концепции исламского режима и практическая внешняя политика претерпели за четверть века значительную эволюцию. Концепции «ни Запад, ни Восток, а ислам», «экспорт исламской революции» сменились проведением курса на открытость внешней политики. И. активно участвует в работе международных и региональных организаций. Установлены и предпринимаются меры по расширению экономических связей с большинством стран мира, особенно со странами Европы, являющимися главными внешнеторговыми партнёрами. Наиболее напряжённые отношения у И. с США, блокирующими расширение экономических связей И. с ведущими странами мира с целью максимально ограничить финансово-технические возможности режима по наращиванию военного потенциала. И. не признает Израиль.
Вооружённые силы состоят из регулярных сил армии, КСИР, а также сил ополчения («басиджа»). Армия имеет в своём составе Сухопутные войска, ВВС, ПВО, ВМС. КСИР в своём составе имеет Сухопутные войска, ВВС, ВМС, силы специального назначения Кодс. Общая численность вооружённых сил армии и КСИР 815 тыс., в т.ч. Сухопутных 670, ВВС 100, ВМС 30, Кодс 15. Ок. 135 тыс. составляют силы «басидж». Возраст для призыва в армию — 21 год. Мобилизационная возможность св. 11 млн (в возрасте 15—49 лет) (2002).
Присоединяйтесь к блогу и читайте о других странах где религия не отделена от власти.
ВідповістиВидалити