Сторінки

пʼятниця, 2 грудня 2011 р.

Рождественский пост в 2011-2012 году


Рождественский пост в 2011 году: 28 ноября – 6 января 2012 года

У православных христиан начинается  Рождественский пост. Рождественский пост – один из четырех многодневных постов в православии: он продлится с 28 ноября по 6 января. Рождественский пост готовит верующих к светлому празднику Рождества Христова.
Рождественский пост менее строгий, чем Великий пост и Успенский пост -  по уставу во вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. В обычной приходской практике в Рождественский пост исключаются мясо, яйца и молочные продукты. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и в дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Больным и детям допускается послабление физического поста:

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий. Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Митрополит Антоний Сурожский о Рождественском посте

Сейчас наступает время поста и собранности, которое приведет нас и поставит лицом к лицу перед Богом, пришедшим и плоти, чтобы спасти нас. Но Его приход – также и суд, потому что нельзя встретить Бога и не оказаться перед судом. И вот, найдется ли в нас что-либо общее, роднящее нас с Сыном Божиим, Который по жертвенной, распинающейся любви отдает Себя в наши руки? Или придется нам встать перед Ним и сказать: я получил все Твои дары, но не принес плода, – как человек из притчи, который получил талант и схоронил, закопав в землю? Будем ли мы, как приглашенные на брачный пир царского сына, которые отказались прийти: один – потому что купил поле; он хотел стать землевладельцем, но земля поработила его; или другой, у которого было дело на земле, и ему некогда было отвлечься от своих занятий ради Бога, ради того, чтобы побыть с Ним. Или как тот, который нашел себе жену по сердцу, и в его сердце не осталось места, чтобы разделить радость царственного жениха?
 Притча эта будет читаться в конце рождественского поста, перед самым приходом Спасителя, и как мы к ней подготовимся? Будем копить дальше и дальше, не принося плода?

Протоиерей Александр Ильяшенко: Пост – как тренировка перед соревнованием!

Протоиерей Александр Ильяшенко
Постом меняется напряжение духовной жизни. Православный человек в своей жизни вырабатывает некий средний режим, на котором он живет, а постом человек переходит на режим более напряженный. Это происходит так же, как в спорте: человек изо всех сил тренируется, но перед соревнованиями он переходит на особый режим питания, режим жизни, режим тренировок. Так и в жизни христианина: если получается перейти на более напряженный духовный ритм – цель поста достигнута.
Обычно мы привыкаем к своим небольшим, на первый взгляд, грехам: раздражаемся, где-то   не проявим деликатности, где-то незаметно себе потакаем. Если ты повторяешь на исповеди одно и то же изо дня в день, – это надоедает. И здесь проявляется искусство, подобное искусству и умению спортсмена быть на пике своих возможностей. Быть на пике всегда – невозможно, поэтому мы должны учиться жить более напряженно, чем мы живем в своей повседневной жизни.
Случается так, что наше намерение провести пост максимально напряженно, наталкивается на внешние искушения, скажем, на проблемы с коллегами. В таком случае нужно заранее умозрительно представить себе ситуацию, проиграть, продумать, как поступить в этом случае. Ты думаешь о человеке, с которым сложны отношения на работе, посмотри, не всколыхнется ли в тебе нелюбовь? Если да, то надо приложить все свои силы и горячо молиться за человека: «Господи, спаси и сохрани его!». Господь призывает нас молиться о творящих напасть. Поэтому такой молитвой мы   исполняем   волю Божию. Чтобы преодолеть в себе грех благодатью Божией, надо от себя требовать напряженного усилия, и тогда Господь дарует мир душе. Человек, возможно, снова сделает тебе плохо, а ты будешь относиться к нему по-другому, потому что Господь тебя изменил. А если ты не молишься, то внутри тебя спит нелюбовь к человеку: человек совершит неприятный тебе поступок, а в тебе все всколыхнулось, как будто не было никакой духовной работы. Работал ли ты над собой с напряжением? Значит, результат не достигнут.
Отец Всеволод Шпиллер давал ученикам мясо для борьбы с фарисейством. Часто мы внешнему придаем намного большее значение, чем внутреннему. Например, приходит девушка и долго извиняется что она в брюках, без платка. А потом она на исповеди или в беседе говорит об очень тяжких грехах, которым придает намного меньше внимания, чем отсутствию платка…
В случае с о. Всеволодом – старец предлагает съесть мясо – это проверка твоей духовной дисциплины – ясно, что человек делает это с определенной целью – это воспитательная мера. Сознавая, что это учебный процесс, которых выходит за рамки твоих привычек, ты уважаешь и ценишь своего руководителя и спокойно ешь мясо. Известен эпизод из жития свт. Спиридона Тримифунтского, когда он, постившийся строжайше, принял в своем доме странника и съел с им мясо, чтобы и тот тоже поел   – это опыт жизни. Так и о. Всеволод показывал, как тяжело подчиниться внутреннему и преодолеть внешнее: труднее проявить послушание, нежели воздержаться.
Как быть с детским постом. Ребенок без мяса может прожить, и у нас дети постились без мяса, все остальное мы им давали. А Лидия Владимировна Каледа-Амбарцумова, скажем, давала студентам мясной бульон: нагрузки студентов были большими и она усиленно детей питала. В посте ребенка или в посте взрослого – неважно –   всегда надо знать мер. Если из-за поста дети вырастут больные – кому это нужно? Подумаем, надо нам мериться силами с преподобным Серафимом или Иоанном Кронштадским, которые могли вообще не обращаться к врачам, в таком случае нам можно готовить могилу. Пост должен быть в тех границах, в которых он не вредит здоровью, и как только он начинает портить здоровье – ослаблять пост.
Пост – это и школа и врачебница – врачебница от духовных недугов. Желаю нашим дорогим читателям здоровья физического, возрастания духовного и исцеления нравственного от недугов греховных.

Наталия Сухинина: Рождественский пост – добрый путь – добрые помыслы!

Раньше, в далеком и наивном детстве, имелась у меня маленькая зимняя радость – встреча с первой пушистой елочкой. То ли были это радивые продавцы, еще задолго до новогоднего праздника обряжавшие в магазине елку в шары да гирлянды, то ли где-то в окошке напротив вспыхивали вдруг разноцветные лампочки, то ли в метро над головами спешащих людей вдруг проплывала зимняя красавица, поддерживаемая бережными руками – домой, к детям, к их безграничной радости… Потом-то я привыкала. Но самая первая елочка была благой вестью моему нетерпеливому сердцу – скоро Новый год!
Теперь-то на моем «спидометре» много верст понакручено, и уже грамотная, от зубов отскакивают знания про все и про вся. Знаю, что Новый год православные люди отмечают без шума и веселья, потому что не он наш главный праздник зимы. Наш главный – Рождество Христово – чуть позже Нового года, самую малость потерпеть. Но слово «Рождество» задолго до самого праздника, как случайная елочка моего детства, не сходит с уст православных христиан. Вернее не Рождество, а – рождественский.
- С постом тебя с Рождественским!
- Вот и Рождественский пост подоспел…
- Рождественский пост на дворе, надо нам настороже к себе быть.
Рождественский пост… Еще не Рождество, а мы произносим это слово охотно. Еще нам до него шагать и шагать, листая версты-листочки календарные. И что интересно – нет привычки. Сколько раз уже, слава Тебе, Господи, вступаю на дорогу, ведущую к Рождеству. Дорогу, именуемую Рождественским постом. А всегда как вновь. Всегда волнуюсь, радуюсь и – робею. Как оно будет, каким окажется на этот раз моя дорога, какими встречами благословит Господь, какие испытания пошлет, какими радостями утешит?
Пост-то не особенно строг, разрешается вкушать рыбу. Но мы подчас усматриваем в этом послаблении возможность не очень-то напрягаться. Рыбы сейчас в магазинах! Широкий бредень у нынешних рыботорговцев, глаза разбегаются – копченая, заливная, соленая, свежая… вот тебе и пост, вот тебе и особый «подвиг» духовного возрастания. А может, это еще одна Господняя милость к нам, немощным? Но не в том милость, чтобы накушаться всяческой рыбки впрок и надолго, а чтобы силы, высвободившиеся от нестрого поста, направить, наконец, на борение с изнуряющими, въевшимися в плоть и кровь грехами?
Взять хотя бы такой «пустяк» как телефонные разговоры. Ведь за две-три минуты можно спокойно сказать все, что мы развозим на сорок минут, а то и на «добрый» час. Почему? А судачим, перемываем косточки, одно и то же повторяем в зуде многоглаголанья. А потом сетуем – времени не хватает, нет минуточки к сыну в дневник заглянуть, с дочкой о сокровенном пошептаться, умную книгу почитать, помолиться толком. Господи, прости нас, грешных… Ведь идем к Твоему светлому празднику Рождества, а по дороге не в небесную синь вглядываемся, а шарим жадным прищуром по придорожным кустам. Беда нашего бытия – досужие разговоры. Пустяковый такой недуг, а как репей на нашем придорожном костюме. Нестрогий пост, рыба благославляется… Но в остальном строг. И пересуды, сплетни, многоглаголанье никто нам в этот нестрогий пост, как рыбу, не благословлял.
Больше месяца длится Рождественский пост. За это время вполне можно одолеть полезный навык доброго молчания. Спросили – ответили. Спорят – не встревай со своим скорым мнением, надо сказать – скажи коротко, без размазывания темы по чужим мозгам, не испытывая терпения близких своими занудными постулатами. А ведь до чего мы лукавы!
- Не в осуждение говорю, а в рассуждение, – смиренно губы подожмем, глаза долу опустим да и пойдем месить чужую грязь по чужим душам-потемкам. Да еще заедая хулу эту поганую благословенным бутербродом с рыбкой.
Нестрогий пост. Да строго спросит Господь и за эту долгую дорогу к празднику. Денечки бегут, быстро бегут, безвозвратно. Вчерашний день искать – дело зряшное, сетовать о прожитых впустую годах тоже. Но вот Рождественский пост вновь стелется перед нами календарной дорожкой – понедельник, вторник… воскресенье. Пойдем по ней широким шагом не боящегося трудностей путника, освободим свою поклажу от случайного и бессмысленного груза. Расправим плечи. К Рождеству. К ликованию. К празднику. Добрый путь – добрые дела, добрые помыслы, доброе устроение души.

Немає коментарів:

Дописати коментар