Сторінки

понеділок, 21 листопада 2011 р.

Дети и младенцы, малые и меньшие в Евангелии от Матфея


Автор: Брат Ришар из Тэзе
Вниманию читателей «Религии в Украине» предлагается текст выступления брата Ришара из экуменической общины Тэзе на XI Международных Успенских чтениях в Киеве (25-28 сентября 2011 года), темой который было «Детство в христианской традиции и современной культуре».



Младенец Иисус


Среди всех Евангелий именно в Евангелии от Матфея чаще всего говорится о детях и малых. Тон задаётся с первых страниц. Во второй главе Иисус назван просто to paidion, в русском переводе «младенец», девять раз подряд. 



«Один из малых сих»

В десятой главе впервые появляется такое характерное выражение: «один из малых сих». Вот отрывок:

«Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф 10:40-42).

В начале этой же главы описывается, как Иисус обращается к ученикам, точнее, к «двенадцати апостолам», которых посылает на служение. Он наделяет их «властью» (10:1), что означает полную власть посланника, который по-древнееврейски называется shaliah, а по-гречески apostolosСогласно еврейскому закону, гласящему: «Посланник равен пославшему», — Иисус говорит им: «Кто принимает вас, принимает Меня».

То, что Иисус говорит о приёме пророка, праведника или «одного из малых сих», может навести на мысль, что ученики делятся на три категории. Но в других местах Евангелия от Матфея праведниками и пророками называются скорее ветхозаветные люди Божьи (Мф 13:17 и 23:29), чем ученики Иисуса. Говоря о принятии пророка или праведника, Иисус напоминает священную историю: вдова в Сарепте, например, не пожалела о том, что приняла у себя пророка Илию.

Все ученики, которых посылает Иисус сейчас, — «малы», они не могут соперничать с великими из Ветхого Завета. Это галилейские рыбаки, бывшие мытари, как сам Матфей (Мф 10:3). Их достоинство только в том, что они призваны Иисусом на служение. Не провозгласил ли Он сам: «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников» (Мф 9:13)?

Удивительно то, что «малые сии» несут в себе и с собой сокровище не меньшее, а может, и большее, чем пророки и праведники, им предшествовавшие. Они носители самого Христа, а через Него — Бога и Его Царства: «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня».

При этом они остаются малыми. Да не ищут к себе почтения как к пророкам и праведникам! Да хватает им быть встреченными «только чашею холодной воды», тогда как почётным гостям, по-видимому, преподносили тёплую воду.

Поразительно, что Иисус уверяет, что «один из малых сих» — носитель вознаграждения, то есть носитель Божьего присутствия. Незначительность учеников не нуждается в компенсации их количеством.

Немного дальше, в одиннадцатой главе, Иисус снова говорит о «меньшем»: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (11:11). Иоанн — величайший пророк из всех когда-либо посылаемых Богом (11:9). Как в предыдущем отрывке, Иисус ставит рядом пророка и малого, а точнее, «больше-чем-пророка» (11:9) и «меньшего».

Обычно читают: «меньший в Царстве Небесном больше его». Но лучше читать: «меньший — больше его в Царстве Небесном». Иисус говорит не в превосходной степени о наименьшем в Царстве Небесном, а в сравнительной о меньшем, чем Иоанн: «Меньший по сравнению с Иоанном, становится большим его, когда воцаряется Бог».

Кто же этот «меньший», чем Иоанн? Сначала приходит на ум «один из малых сих» — это ученики, которых Иисус посылает на служение. В таком случае слова Иисуса лишь подтверждают сказанное ранее, что меньший, который не может состязаться с Иоанном, тем не менее, принимает от Бога дар быть носителем сокровища, более великого, чем сокровище Иоанна. Ученики Иисуса, меньшие, чем Иоанн, суть носители сокровища Царства Божья, приближение которого Иоанн лишь возвещал.

Но «меньшим» может быть и сам Иисус. Он меньше, чем Иоанн, в том смысле, что моложе и «идёт за ним» (ср. Ин 1:15). Долгое время Иоанн был более известен, чем Иисус. Ещё в конце первого века Иосиф Флавий свидетельствует об этом в «Иудейских древностях».

Святые отцы охотно признавали в этом «меньшем» самого Иисуса. Тертуллиан пишет: «[Иисус] так говорит о любом маленьком или о себе, поскольку почитали Его меньшим, чем Иоанн» (Против Маркиона 4:18). А святой Иоанн Златоуст говорит: Иисус «меньший по возрасту и по мнению многих. Действительно, о Нем говорили: вот человек, который любит есть и пить вино, так как они говорили также: не плотников ли Он сын? И везде уничижали Его» (Толкование на святого Матфея евангелиста, XXXVII).

Неопределённость этих слов Иисуса, возможно, преднамеренна. Что верно для Иисуса, то верно и для учеников: Бог любит являть Себя в малых.

В притче о горчичном зерне в тринадцатой главе снова появляется мотив меньшего, превращающегося в большее. Оно, «хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф 13:32). В малюсеньком горчичном зерне, которое становится деревом, мы видим Иисуса, а также Его учеников. Совсем маленький, Иисус есть autobasileia, Он сам есть Царство Божье, как говорил Ориген. А «один из малых сих» учеников — также носитель этого же Царства Божьего.


«Младенцы»

Слово «младенцы», по гречески nepioi, впервые появляется в молитве Иисуса в главе одиннадцатой. «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (11:25-26).

Вообще, Евангелие от Матфея говорит о «младенцах» (nepioi) дважды. Второй раз в рассказе о входе Иисуса в Иерусалим в двадцать первой главе. Первосвященники и книжники негодуют, видя «детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову!» (21:15). Но Иисус им отвечает стихом из восьмого псалма: «Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (21:16).

В данном случае «младенцы» — это дети или молодые люди, которые счастливы приветствовать Мессию. Первосвященники и книжники испытывают лишь презрение к такому ребячеству. И они предполагают, что Иисус, которого они принимают за человека серьёзного, должен придерживаться их же мнения. Они Его спрашивают: «слышишь ли, что они говорят?» (21:16). Но к их великому удивлению, Иисус не просто защищает «младенцев», но соотносит их поведение с пророчеством из Cвященного Писания!

В молитве Иисуса в одиннадцатой главе «младенцы» — это не дети в прямом смысле, а Его ученики. Но если ученики как «малые» сопоставляются с пророками и праведниками, то как «младенцы» они противопоставляются «мудрым и разумным», то есть интеллектуальной и религиозной элите времён Иисуса.

Вполне возможно, что первыми к ученикам Иисуса как к «младенцам» стали относиться их противники. Прозвав «младенцами» капернаумских рыбаков и мытарей, окружавших Иисуса, они выражали своё неуважение. Они уважали учеников Иисуса не более, чем первосвященники — мальчишек в Храме.

Но то, что они высмеивают, Иисус превозносит. Он восхваляет дар, посланный «младенцам»: «ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение». «Младенцы» не наделены никаким качеством, дающим им преимущество перед мудрыми. Единственная причина их разумения кроется в Боге. Бог с благоволением открыл им «тайны Царства Небесного» (13:11).

Апостол Пётр — один из «младенцев». Это следует из слов Иисуса, адресованных ему: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (16:17). Если Бог открыл ему то, что сокрыто от мудрых и разумных, то и Симон Пётр является «младенцем».

Окончательно ли исключены мудрые и разумные из откровения? Не обязательно. Потому что если не все младенцы станут мудрыми и разумными, то мудрые и разумные могут отыскать в глубине себя «младенцев», которыми они были…

Таким образом, мы оказываемся в восемнадцатой главе Евангелия от Матфея, где снова появляются дети и малые.


«Если не обратитесь и не будете как дети…»

Вот первые пять стихов из восемнадцатой главы:

«В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает»(18:1-5).

Причина вопроса «кто больше в Царстве Небесном?», возможно, кроется не в пустом тщеславии учеников, но в их настоящем беспокойстве. В апокрифическом Евангелии от Фомы они задают Иисусу вопрос: «Мы знаем, что Ты покинешь нас. Кто тогда будет большим над нами?» (Изречение 12). Они хотят узнать, кто явит Иисуса, когда Он «отнимется у них» (Мф 9:15).

В десятой главе Иисус сделал апостолов своими представителями: «Кто принимает вас, принимает Меня» (10:40). Теперь Он ставит ребёнка посреди них и также провозглашает своим представителем: «и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (18:5). Что говорится о посланном на миссию апостоле, то же и об этом обычном ребёнке!

Апостолы по праву смогут являть Христа, лишь если «обратятся и будут как дети» (18:3). Перевод ean me straphete как «если не обратитесь» — спорен. Не является ли эта фраза гебраизмом и не нужно ли переводить её, как это сделано в Иерусалимской Библии: «если не вернётесь в детское состояние»? Или нужно понимать straphete в смысле metanoia, покаяния?

В прямом смысле глагол strepho значит «оборачиваться». Ученики спешат вперёд: они должны остановиться, обернуться и снова стать новичками. Иисус приводит в пример детей не за их качества, но потому, что они начинающие. Умалиться как это дитя — значит начать сначала.

В последующих стихах трижды встречается выражение «один из малых сих», которое уже встречалось в десятой главе.

Стих 6: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому было бы лучше, если бы мельничный жернов повесили ему на шею, и утопили его в пучине морской».

Затем стих 10: «Смотрите, не пренебрегайте ни одним из малых сих. Говорю вам, что ангелы их на небесах непрестанно видят лицо Отца Моего, Который на небесах».

И, наконец, притча о заблудившейся овце заканчивается такими словами: «Так нет воли Отца вашего, Который на небесах, чтобы погиб один из малых сих»(стих 14).

Некоторые толкователи придерживаются того, что «малые сии» — не все ученики, а группа более слабых из них, которым не хватает духовной зрелости. Но разве Иисус на самом деле делает различие между слабыми и сильными, большими и маленькими учениками? Он лишь утверждает, что невозможно войти в Царство Небесное — то есть в сферу Божественной власти, — если не обратиться и не стать как ребёнок. Кто не мал, тот и не ученик.

Но если все ученики малые, кого Иисус предостерегает от «соблазна» и «пренебрежения»? Изначально Иисус, вероятно, говорил о «малых сих, верующих в Меня» тем людям, кто как раз в Него не верил, предостерегая их, так же как первосвященников и книжников по отношению к мальчишкам в Храме. Евангелист позже переместил эти слова из полемического контекста в контекст наставления учеников, так как даже маленькие могут «соблазнять» других маленьких и «пренебрегать» ими...

Мы собрались здесь благодаря друзьям из Центра Святого Климента. Святой Климент Римский знал слова Иисуса об «одном из малых сих» в следующей форме:

«горе тому человеку [который раздирает члены Христовы]; хорошо было бы ему не родиться, нежели соблазнить одного из избранных Моих; было бы лучше для него, если бы он повесил камень жерновный и ввергнулся в море, нежели соблазнить одного из избранных Моих» (1 послание Коринфянам св. Климента Римского 46:8).

Выражение «избранные Мои» обычно обозначает всех учеников. То, что евангельское «малые сии» становятся «избранными Моими» у Климента, подтверждает, мне кажется, что и выражение «малые сии» охватывает учеников вообще, а не только группу наиболее слабых из них.

Притча о заблудшей овце (Мф 18: 12-14) говорит о том же. По мнению евангелиста Луки, потерянная овца — это мытари и грешники (Лк 15:1-7). В Евангелии от Матфея овца не «потерялась», а «заблудилась», — она ученик, член общины, «один из малых сих» (ст. 14), которого Бог не хочет потерять.

Дети легко теряются. Для учеников «умалиться, как это дитя» может значить, что его нужно будет искать, как заблудившуюся овцу. Удивительно, как ученик одновременно может быть верным Христу и таким маленьким, что может заблудиться, и пастуху придётся идти его искать. Но уже Псалом 118, этот пламенный символ преданности Закону Божию, оканчивается таким стихом: «Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл» (ст. 176).

Ученики медленно осознавали учение Иисуса о детях и малых. Немного позже, после всех объяснений в восемнадцатой главе, к Иисусу приводят детей, «чтобы Он возложил на них руки и помолился» (Мф 19:13). Но вместо признания себя в этих детях, ученики отталкивают их. «Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (19:14).


«Один из сих братьев Моих меньших»

Нам остаётся рассмотреть последние из слов Иисуса о маленьких. О собрании всех народов перед Его престолом Сын Человеческий скажет: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25:40).

Эти слова являются высшей точкой в ряду упоминаний о малых, приведённых Матфеем. «Малые» здесь становятся «меньшими», на самом деле «наименьшими».

Дело милосердия, сотворенное для одного из наименьших: «Я жаждал, и вы напоили Меня» (25:35) звучит как эхо слов из десятой главы: «Кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды» (10:42).

Так или иначе, слова о малых поднимают вопрос: кто же представляет Иисуса? Через кого является Христос, когда Его самого нет? Посланные Им ученики являют Его: «Кто принимает вас, принимает Меня» (10:40). Ребёнок — носитель Его присутствия: «Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (18:5). И теперь Иисус утверждает, что алчущие и жаждущие, странники, нищие, больные, заключенные (25:35-36), наконец, будут названы Его представителями в истории человечества. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (25:40).

Указывает ли выражение «один из сих братьев Моих меньших» на бедных, какими бы они ни были, или, скорее, на самых бедных среди учеников? Сходство с типичной фразой «один из малых сих» подтверждает второе толкование. Также в другом месте Иисус явно называет учеников «Мои братья»: «Пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф 28:10).

Выражение «один из сих братьев Моих меньших» говорит об учениках, посланных и презираемых между народами. Такую интерпретацию мы находим, например, в «Деяниях Фомы», апокрифе третьего века. Посаженный в тюрьму в Индии, накануне своего мученичества, апостол Фома молится: «Вот, Господь мой, я исполнил волю Твою и завершил дело Твое. Стал бедным и нищим, и странником, и рабом, и презираемым, и заключенным, и алчущим, и жаждущим, и нагим, и босым, и трудящимся Тебя ради» (Деяния Фомы 145:2).

Иисус предупреждает учеников, что из «малых» они могут стать «наименьшими». Не происходило ли это ещё совсем недавно в стране, где мы сейчас находимся, со столькими христианами, когда их преследовали и унижали? Но даже совсем униженные, не распознанные как ученики, принимаемые не «во имя Христа», но из чистой жалости, «сии братья Его наименьшие» являют Его присутствие.

Нужно подчеркнуть удивление тех, кого Сын Человеческий приглашает наследовать Царство Отца: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» (Мф 25:37-39). Не из стремления встретить Христа они творили добро. Они и учеников принимали не как посланников Христа ради награды, но принимали как странников, больных, заключённых.

Это наблюдение позволяет предположить, что в истории будут ещё многие представители Христа, другие братья Его, кроме Его учеников. Как тот ребёнок, которого Иисус поставил посреди учеников: хотя он не был учеником, Иисус ставит его в ряд носителей Его присутствия: «кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (18:5). Умалившиеся ученики определённо являют Христа. Но униженные и презираемые, как Христос был презираем, будут узнаны как Его братья и носители Его присутствия.


Заключение

Такая последовательность Иисуса в словах о малых в Евангелии от Матфея, без сомнения, выдает взгляд евангелиста. Но называние учеников «малые сии» должно восходить к самому Иисусу, так как, с одной стороны, оно встречается в трёх синоптических Евангелиях, а с другой — оно исходит исключительно из уст Иисуса. Ученики не придумали бы такого именования, если бы сам Иисус не называл их «малые сии» и «младенцы». Они бы, без сомнения, предпочли зваться «избранными», о чём свидетельствует традиция, известная св. Клименту.

«Малые сии» — немного загадочное и такое необычное именование учеников Христовых, может ли оно ещё что-то нам сказать сегодня? Папа Римский Иоанн Павел II считал, что да. Во время своего визита в Тэзе 5 октября 1986 года он сказал нам:

«Ваши дни, труд, отдых, молитва — всё оживляется Словом Божьим, владеющим вами, оно сохраняет вас маленькими, то есть детьми Отца Небесного, братьями, и служащими всем в радости Блаженств».

Другие, возможно, пожелали бы нашей молодой и маленькой общине расти. А он пожелал, чтобы Слово Божье «сохраняло нас маленькими, то есть детьми Отца Небесного».


С французского перевела Елизавета Домбровская

Немає коментарів:

Дописати коментар