Сторінки

вівторок, 15 листопада 2011 р.

КОММЕНТАРИЙ: «Пентархия возрождается как противовес амбициям Москвы»


«От анонсированного на начало сентября собрания Восточных Патриархов не стоит ожидать каких-то кардинальных решений. Главным итогом этой встречи будет она сама» – так в Пресс-центре Киевской Патриархии прокомментировали сообщение о созыве в начале сентября этого года в Стамбуле (Константинополе) Синакса – собрания четырех Восточных Патриархов и Архиепископа Кипра. Несколько месяцев назад уже сообщалось о созыве такой встречи, проведение которой на днях было опять подтверждено источниками в Константинопольской Патриархии.

«Вспомним, что в феврале этого года позиция Москвы на встрече в Шамбези фактически заблокировала дальнейшую подготовку к Всеправославному собору. Этим самым Москва хотела показать Константинополю, что без нее Вселенский Патриарх не может решить никаких проблем – говорят в Киевской Патриархии. – Таким демаршем патриарх Кирилл хотел показать патриарху Варфоломею ‘кто в доме хозяин’, считая, что в ответ Фанар будет вынужден лишь пойти на уступки.


Но константинопольская церковная дипломатия не раз доказывала, что не зря она – наследница традиций Византии. На Фанаре достаточно быстро нашли, как ответить патриарху Кириллу».

В Пресс-центре напомнили, что до Великой схизмы 1054 г. многие канонисты говорили о Пентархии (от греческого «пента» – пять) – системе управления Вселенской Церковью через пять самых древних патриархов – Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Считалось, что совокупное мнение этих патриархов представляет всю Церковь.

После схизмы, когда Римская Церковь прервала общение с Восточными Церквами, первенство чести, а во многих случаях и власти, в полной мере закрепилась за Константинополем. Пятое место в Пентархии стало вакантным. Однако не раз именно четырьмя Восточными Патриархатами и в дальнейшем принимались важные решения, которые влияли на судьбу всей Церкви. Одним из них стало признание в конце XVI века автокефалии Московской Церкви и предоставление ей патриаршего статуса. При чем этим решением Московскому престолу теоретически усваивалось и пятое место в Пентархии.

В течение последнего времени механизм Пентархии в формате встреч Восточных Патриархов не использовался, будучи заменен на механизм Всеправославных совещаний. И вот теперь модель Пентархии опять пригодилась.

«Механизм Пентархии имеет исторические корни, поэтому Москва не может его просто отрицать или отвергнуть. В конечном итоге, именно так была признана ее автокефалия и был провозглашен Московский Патриархат. Для РПЦ отвергнуть авторитет общего решения Восточных Патриархов будет означать поставить под сомнение существование самой себя.

Вместе с тем реанимация Константинополем этого механизма явно направлена против Московского Патриархата, который в настоящий момент занимает в диптихах пятое место, но не позван на ‘собрание пяти’, – отметили в Киевской Патриархии. – Фанар сделал очень просто – включил в ‘новую Пентархию’ эллинистическую Кипрскую Церковь, автокефалия которой была утверждена Вселенскими Соборами на почти 1300 лет раньше автокефалии Московской Церкви. Этот факт и позволяет оправдать ее включение, как оправдывает и исключение из числа пяти Московского Патриархата.

Сентябрьское же собрание ‘новой Пентархии’ узаконит само ее появление. И это будет главное достижение встречи.

Пентархия возрождается как противовес амбициям Москвы. Любое решение, принятое ‘новой Пентархией’, будет иметь высокий авторитет во Вселенском Православии. И даже если Московская или какая-то другая Церковь или группа Церквей не согласятся с таким решением – это не будет иметь решающего влияния».

В Пресс-центре обратили внимание на то, что Московская Патриархия поняла, какую угрозу для ее политики «Третьего Рима» несет «новая Пентархия». «В течение последних месяцев руководитель дипломатии РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) объездил почти все Поместные Церкви – отметили в Пресс-центре. – Цель этих поездок – нейтрализовать влияние появления ‘новой Пентархии’, в которой, в отличие от Всеправославних совещаний, она не имеет не только права ‘вето’, но и права голоса. Но больше всего в Москве побаиваются, что Константинополь именно через  ‘новую Пентархию’ рано или поздно может разрешить так называемый украинский церковный вопрос. И чем более враждебной будет позиция Москвы – тем развязка может наступить скорее».

«В настоящий момент мы не ожидаем никаких кардинальных решений, в том числе относительно Украины, потому что Константинополь не склонен первым развязывать с Москвой ‘войну’ – подвели итог в Патриархии. – Будут какие-то решения по Ближнему Востоку, будут какие-то общие декларации – на Фанаре умеют писать красивые документы. Главный же итог будет в тому, что ‘новая Пентархия’ официально появится. И судя по всему она рано или поздно сыграет решающую роль в продолжающемся противостоянии Константинополя и Москвы за первенство – как то ружье в театре, которое если висит на сцене, то рано или поздно выстрелит».

Пресс-центр Киевской Патриархии

Немає коментарів:

Дописати коментар